7 мин.

Русское отсутствие

Центральные женские матчи дня, матчи Петровой и Кузнецовой, протекали по схожему сценарию. Первый сет – как доказательство превосходства в классе. Второй и третий, а вместе с ними итоговое поражение – в доказательство, впрочем, очевидной истины, что класс еще не гарантия победы. И ладно если бы Петрова и Кузнецова были в плохой форме или, скажем, провели плохо конкретно этот матч. Так нет. И та, и другая, в отличие, скажем, от тех же Дементьевой, Сафиной и Шараповой, прекрасно проводили турнир и никаких туч не было видно на горизонте. А просто сказался фактор неудобного соперника. Классическая схема – Терминатор vs Комбинатор.

Приспособятся к игре, к подаче, порвут темп, запудрят мозги, выиграют второй сет на тай-брейке, а в третьем, когда надо уже бороться за каждое отдельное очко, оказывается, что игры как таковой уже нет, ее развалили. В первую очередь это относится к Надежде Петровой, которая в третьем сете уже просто не понимала, что ей еще надо сделать, чтоб пробить этот американский метр с кепкой. А Кузнецова, надо отдать ей должное, до последнего находила варианты, но именно выстоять не смогла – в очередной раз подвели нервы. Когда у Возняцки на тай-брейке третьего сета нарисовался тройной матчбол, уже тогда стало ясно, что Кузнецова напряжения не выдержит. И на первом же матчболе Света разыграла превосходную комбинацию, невероятно рискованным и красивым ударом выдворив датчанку за пределы корта, а когда оставалось только положить мяч в пустое место, нервная система дала сбой.

Поразительная составилась верхняя половина сетки. 17-летняя Уден, 19-летняя Возняцки, 19-летняя Викмайер- на этом фоне 23-летняя Катя Бондаренко выглядит почти как ветеран. Во всех матчах за выход в четвертьфинал кроме одного победы одержали более молодые. Исключением стал только матч Викмайер – Квитова, но тоже невелика разница – Янине 20 стукнет в октябре, а Петре в марте следующего года. Прям какие-то дни молодежной культуры в Нью-Йорке, и кульминацией сего многодневного празднества можно считать победу Катерины над Гизелой Дулко со счетом 6:0, 6:0. Для всех участниц четвертьфиналов в этой половине сетки лучшим достижением на турнирах «Большого шлема», «на всех», является 4-й круг, и две из них выйдут в полуфинал, а одна счастливица станет финалисткой. Что тут скажешь – женский теннис во всей своей красе.

Мужская программа восьмого игрового дня открывалась матчем Николая Давыденко и Робина Содерлинга – это была их первая встреча после четвертьфинала «Ролан Гаррос», которую Содерлинг на пути к финалу выиграл неприлично легко. Правда, в Париже им пришлось сыграть на круг позже. В этот раз россиянин попытался сразу же взять быка за рога, и быстрой, активной игрой в своем лучшем стиле (правда, не без помощи самого Робина, попадавшего одну первую подачу из трех) сделал брейк в первом же гейме. Весь матч так и проходил в режиме маятника. В начале сета Николай вообще играл великолепно, все казалось на месте – и работа ног, и подача, и длина ударов. Содерлинг находился в состоянии полу-кататонии.

Все поменялось в восьмом гейме, когда Давыденко подавал при счете 4:3. Процент первой подачи резко упал, Содерлинг встряхнулся и наконец-то стал находить ритм на задней линии, с третьего брейкпойнта сумел-таки уравнять игру и потихоньку стал перетягивать одеяло на себя. Подача у Николая уже так не получалась (в начале сета было около 90% – небывалая точность, которую, конечно, невозможно держать долго), и долговязый швед получил возможность вздохнуть и играть уже в своем темпе. Равновесие долго не продержалось, поскольку на финише сета Николай сделал двойную на брейкпойнте (он же и сетбол) и отдал сет 5:7.

В следующем сете черед делать двойную на сетболе пришел Содерлингу, правда к тому времени чаша весов склонилась в сторону Николая – он уже вел 5:3, и Робин пытался остаться в сете. Не получилось.

В третьем сете маятник опять качнулся в сторону шведа, который сделал брейк в первом же гейме, а потом второй при счете 4:2. Позже Николай признался в интервью, что в этот момент почувствовал боль в паху. Проиграв третий сет 2:6, россиянин не стал продолжать борьбу и снялся с матча. Ну а Содерлинг, всю карьеру до этого года не вылезавший на турнирах «Большого шлема» из первых кругов, продолжает показывать впечатляющие результаты – финал «Ролан Гаррос», четвертый круг «Уимблдона», теперь четвертьфинал на Открытом Чемпионате США. И на каждом из этих турниров его путь неизбежно упирается в Роджера Федерера, которого ему никак не удается обыграть. Вот и в следующем матче, который состоится в среду, Робину опять придется выходить на корт против швейцарца.

Федерер же вчера на корте Артура Эша спокойно обыграл еще одного давнего клиента – 14-го сеянного Томми Робредо. Несмотря на невиданный для себя атакующий порыв, с которым он играл по крайней мере в первом сете, испанец все-таки под конец сета не выдержал и позволил первому сеянному сделать брейк, а затем и выиграть сет со счетом 7:5. Атакующий порыв – меч обоюдоострый, особенно для тех игроков, для которых такая игра не в обычае. И особенно против таких изощренных защитников, как Роджер. С нормальным для Робредо средне-темповым качем против Федерера делать нечего, и сам испанец это прекрасно понимал, однако попытка резко взвинтить активность привела к лавинообразному росту количества ошибок, и в результате в последующих двух сетах испанец вообще не смог оказать первому номеру никакого сопротивления – оба сета закончились с одинаковым счетом 6:2, в каждом по два брейка в пользу швейцарца.

Вторая пара четвертьфиналистов в верхней части сетки определялась в матчах Вердаско – Изнер и Джокович – Штепанек. Испанский второй номер встречался с ломовой подачей, повергшей в прах Энди Роддика, и начал матч плохо – наошибался в первом же гейме на своей подаче, отпустил Изнера на три гейма вперед, потом хоть чучелом, хоть тушкой сумел-таки подачу отыграть, но на финише сета опять дрогнул на своей, и первая партия ушла к американцу 6:4.

Однако запал Джона на этом и закончился. Смотрелся он во вчерашнем матче явно хуже, чем во встрече с Роддиком, в которой он действительно совершил качественный рывок по сравнению с собой обычным. Был ли это единичный случай, и вернется ли теперь Изнер тихо на свой предмононуклеозный уровень, сказать, конечно, сложно, но второй подряд матч на таком же подъеме ему провести не удалось.

Безусловно, блеклость игры американца большей частью может быть отнесена на счет Вердаско, который превосходил предыдущего соперника Изнера в двух ключевых компонентах: приеме и обводке. Для гигантов-сеточников с мощной подачей это смерти подобно. Их преимущество в размахе рук компенсируется недостатком мобильности, игрок, умеющий стабильно и нацелено принимать всегда будет иметь против них преимущество. Достаточно посмотреть на статистику подачи Изнера в двух матчах. При сравнимом проценте попадания первым мячом (65% против Роддика, 69% против Вердаско) количество выполненных им эйсов отличалось разительно – в третьем круге в среднем около 7,5 за сет, в четвертом – 3 с небольшим. Конечно, после такого напряженного, изматывающего матча Изнер устал и физически, и (что, может быть, даже важнее) морально. Что часто бывает после того, как сравнительно малоизвестный игрок сотворит громкую сенсацию. Против Вердаско он частенько не бежал за такими мячами, которые у Роддика догонял и возвращал навылет. Но главным был качественно лучший уровень приема у испанца – он-то все и решил.

Три последующих сета закончились с таким же счетом 6:4, но только в пользу Фернандо, и смотрелось в них все для Джона вполне безысходно – за все это время у него был всего лишь один нереализованный брейкпойнт. Вердаско уверенно прошел в четвертьфинал, где будет встречаться с четвертым сеянным Новаком Джоковичем, который в последнем матче игрового дня без вариантов отправил домой Радека Штепанека.

Матч до боли напоминал вчерашнюю головомойку, устроенную Мюрреем Тейлору Денту. Старомодный сеточник-затейник против современного высокоуровневого бейслайнера, с той разницей, что Штепанек подавал послабее Дента, но зато поувереннее смотрелся с задней линии. Шансов все равно не было. На вечернем холодке Джокович стряхнул обморок, накативший на него в матче против Уиттена, и нашел тот вечно ускользающий хрупкий баланс между агрессией и надежностью, который и служит залогом успеха. Нашел те обводки, которым чех был просто не в силах что-либо противопоставить. Серб споткнулся единственный раз, проиграв подачу после того, как повел во втором сете с двумя брейками, и потом, уже при подаче на матч, двумя ошибками устроил себе 0:30. В обоих случаях положение было быстро выправлено, и матч закончился со счетом 6:1, 6:3, 6:3.

Мужской турнир сейчас напоминает нагревающийся паровой котел – вроде бы все предельно спокойно, и если не считать проигрыша Роддика, матчи пока катятся строго по протоколу. Но не оставляет ощущение, что где-то вот-вот рванет. Да и пора бы. Женский котел почти целиком разорвало на первой неделе, мужской котел рванет на второй – и в целом турнир получается просто на загляденье.