7 мин.

Небо и земля

Женский полуфинал между Самантой Стосур и Ангелик Кербер стараниями нерадивых организаторов турнира и их алчных друзей-бродкастеров был задвинут на потусторонний корт. Ну не вышли девушки харизмой, маркетинговым потенциалом и прочими вещами, не имеющими к теннису никакого отношения, – что поделаешь? То нехитрое обстоятельство, что качество тенниса в этом матче могло оказаться и оказалось выше, чем в противостоянии «компьютерной» и «народной» первых ракеток мира, мало кого интересовало. Зато немногочисленные зрители, собравшиеся-таки на Грэндстэнде поглядеть за беззвездным полуфиналом, о своем решении не пожалели.

Ангелик Кербер стала самой неправдоподобной полуфиналисткой мэйджоров со времен Кларисы Фернандес («Ролан Гаррос»-2002). Дебютировавшая в основной сетке турниров WTA еще пять лет назад немка никогда не давала поводов говорить о себе даже как о темной лошадке. Все эти годы она робко колебалась между айтиэфовским и WTA-туром, то забираясь в Топ-70, то покидая первую сотню. Скажем, на свой первый US Open в 2007-м году Кербер приехала, располагаясь в рейтинге на 25 позиций выше, чем на текущей неделе. В свой лучший сезон-2010 она дошла до третьего круга на Australian Open и «Уимблдоне» и финала в Боготе, одержала первые две победы над игроками двадцатки (Радванска и Пеер) и вообще выиграла матчей больше, чем за четыре предыдущих сезона вместе взятых (здесь и далее речь идет лишь об основных сетках главного тура). Три попадания в полуфиналы турниров низшей категории за карьеру, всего 16 выигранных матчей при 32 поражениях на турнирах «Премьер» и «Большого шлема» и красиво смотрящийся, но безрадостный баланс 0-10 против игроков Топ-10 и 2-20 против игроков Топ-20 – вот с таким багажом Кербер подошла к этому US Open.

Что явилось причиной ее преображения в Нью-Йорке, Ангелик вряд ли и сама скажет, но каждая из одержанных здесь ею побед была, что называется, по делу. Опытнейшую Флавию Пеннетту она, например, не только подавляла более мощными ударами, но и переигрывала позиционно и комбинационно, великолепно пользуясь противоходами. Сомнения оставляла ее слабая подача, по своей предсказуемости и с поправкой на леворукость напоминавшая дементьевскую. И хотя против Стосур немка подавала уже значительно плотнее, возможностей атаковать с приема все равно оставила достаточно.

Исход первого сета этого полуфинала был предопределен одним-единственным брейком. Неплохо проведя стартовый гейм на приеме и пару раз растащив Стосур по углам, Кербер сходу провалила свою подачу, подставившись под любимый австралийкой прием обратным кроссом и дважды не завершив выигрышные розыгрыши у сетки. Добытое преимущество Саманта закрепила очень легко, поведя за семь минут со счетом 3:0 и записав на себя 12 из 15-ти разыгранных очков.

Четвертый гейм представлял своего рода квинтэссенцию матча: все розыгрыши, в которых Кербер смогла отправить мяч относительно близко к одной из боковых линий, остались за ней; два мяча, беспечно посланные ею в центр корта, были безжалостно убиты стосуровским форхендом. По мере развития сета Кербер обнаружила очень неплохие ретриверские способности (хотя большим секретом они и прежде не были), и в пролонгированных розыгрышах ей нередко удавалось навести Стосур на ошибку с проблемного бэкхенда. Кербер имела шансы добраться до брейк-пойнтов в седьмом гейме, но не смогла их использовать, затем превосходно отподавала и сохранила некоторую интригу относительно исхода партии. Но в девятом гейме в активе немецкой теннисистки оказались лишь три эффективных удара с форхенда в правый угол соперницы, в то время как Стосур ответила четырьмя выигрышными подачами и мертвым дропшотом – 6:3.

Несмотря на локальную неудачу, с верной тактикой и наведенным прицелом во второй сет вошла именно Кербер, чей удар справа, точнее, слева, заработал на полную катушку. Виртуальный след от полета мяча вдоль линии еще не успевал растаять, как по этому же воздушному коридору летел очередной ее форхенд. Это повторяющаяся комбинация напрочь обезоружила Стосур, и брейк не заставил себя ждать – как и Ангелик в первом сете, Саманта свою подачу отдала под ноль. В эти минуты игровое преимущество Кербер стало просто подавляющим. Все, что смогла до конца сета сделать Стосур, так это ценой неимоверных усилий взять еще один гейм на своей подаче. Вместо соперницы помешать Кербер выиграть партию решила ее ракетка, переломившаяся пополам на двойном сетболе. К новому инвентарю Ангелик приспособиться как следует не смогла, ее удары приобрели загадочно-кривую траекторию, но и их немке хватило для промежуточной победы – 6:2.

Решающая партия началась для Кербер с невезухи: нескольким ее ударам не хватило точности, а грубейшая ошибка судьи на линии, которые на этом US Open работают просто безобразно, подарила Стосур двойной брейк-пойнт. Слишком мягко и коротко выполнив подготовительный удар, Кербер нарвалась на нем на обводку – 0:1. Не смогла немка зацепить и следующий гейм. Виноваты были в том новая ракетка или нервы, но удары Ангелик потеряли прежнюю плотность и остроту, чем тут же смогла воспользоваться Стосур, захватив инициативу и начав гонять соперницу по корту. Три попытки Кербер контратаковать по некогда настрелянным линиям завершились ошибками, а пропавшая первая подача еще больше усугубила положение – 0:3. Очередные два гейма пролетели мгновенно: Стосур в них делала все, что хотела, Кербер – только срывала удары. Сенсация, до которой еще пятнадцатью минутами ранее, казалось, рукой подать, уходила в небытие.

Если бы 92-й ракетке мира удалось спасти полуфинальный матч на турнире «Большого шлема» со счета 0:5, это была бы уже не сенсация, а готовый сценарий для фантастического блокбастера. И тем не менее, такой шанс у Кербер появился. Стосур, как это часто с ней бывает в ключевые моменты, зажалась и начала выдавать ошибки, а немецкий аутсайдер, расслабившись, вернулась к теннису, приносившему ей успех во второй партии. Отыграв два гейма, Ангелик имела четыре брейк-пойнта на очередной подаче Стосур, но распорядилась ими безвольно. Ее действия в этих розыгрышах наглядно продемонстрировали, почему Кербер до этого турнира имела те результаты, которые имела: в буквальном смысле все ее удары пришлись в самый центр корта, откуда Стосур не могла не забивать виннерсы. Свой первый матчбол австралийка все же отгрузила в сетку, но на втором Кербер исполнила бездарный укороченный (полтора десятка их едва не стоили ей победы над Пеннеттой кругом ранее), и на сей раз Саманта у сетки сыграла четко – 6:3, 2:6, 6:2. Обладательница всего двух титулов на турнирах WTA во второй раз вышла в финал мэйджора – достижение по-своему тоже уникальное.

Главный, праймтаймовый, полуфинал и обманул, и не обманул ожиданий. Не обманул потому, что закончился победой фаворита. Обманул потому, что вместо борьбы, в которой проходили две предыдущие встречи Серены и Каролин, на корте развернулся театр одного актера. Талант Возняцки к ничегонеделанью засверкал в этом матче новыми гранями. Тому, кто хотел бы понять, как проходил матч, можно посоветовать посмотреть лишь 10-минутный четвертый гейм, все до единого розыгрыши в котором были решены ударами Серены. Тройной брейк-пойнт она растратила тремя невынужденными ошибками, чередуя успешные атаки с промахами, добралась-таки до еще одного брейкового мяча и заставила Возняцки ошибиться с форхенда, направив мяч ей под самую заднюю линию. Вот в таком духе, за редчайшими исключениями, и проходила вся встреча. Помимо разницы в агрессивности намерениях участниц матча водоразделом служило и качество первой подачи. Этот элемент, который в прошлом году приносил Возняцки немало легких очков и, опираясь на который, она могла бы попортить Серене крови, теперь служил только для ввода мяча в игру.

Бездействие Возняцки отчасти можно оправдать торопливостью Серены, которая лишала датчанку возможности разогреться по ходу розыгрыша и решиться на обострение. Объяснение этой торопливости нашлось, когда Серена запросила помощь эскулапа: вся правая стопа американки была обклеена бинтами и пластырями. На проворности Серены это не сказывалось, но долго работать ногами ей, по всей видимости, было некомфортно. По завершении таймаута американка сделала еще один брейк, беззаботно простреляла свою подачу и снова взяла подачу Каролины, а вместе с ней и сет – 6:2. В графе «виннерсы» у Возняцки зиял ноль.

На первый удар навылет – смэш – первая ракетка мира сподобилась в тринадцатом гейме, уступая уже 2:6, 1:3. В этом же гейме датчанка произвела и второй виннерс, в типичной для себя манере: мяч после ее удара ободом с приема по крутой дуге залетел в самый уголок корта. Серена, стоявшая в полуметре от точки падения мяча, решила его не играть.

В целом, будущая 14-кратная чемпионка турниров «Большого шлема» показала несбалансированный и не слишком качественный теннис с огромным количеством ошибок и двойными в неподходящие моменты, но и этого хватило для безоговорочной победы. Стоит ли поверженной Возняцки посыпать голову пеплом? Едва ли. Ничего драматического и судьбоносного в этом поражении для Каролины нет. Ее главным визави на US Open была вовсе не Серена, которая, выиграв матч, совершила прыжок с тройным винтом, грозно потрясла кулачком и показала всем, кто тут настоящий номер один. Главное, что Возняцки, перешагнув через кризисный август, легко обставила в Нью-Йорке тех, кто еще недавно формально претендовал на ее лидерство в рейтинге. Вновь обезопасив его, Каролина может продолжать искать свои шансы на мэйджорах. И пусть теннис, показанный ею, эти шансы не увеличивает, но время по-прежнему на ее стороне.