6 мин.

«Эска» истины

Начнем, разумеется, с Нико Хюлькенберга — главного ньюсмейкера уик-энда. В субботу он восхитил общественность не столько завоеванием поула, сколько грамотным сбором воедино факторов, обеспечивших успех. И если автором подсказки с опережающим пелотон переходом на «слики» выступил Рубенс Баррикелло, то в остальном оказался бесподобен его напарник. Во-первых, немец блестяще использовал ресурс машины, выжав максимум из жестких настроек подвески. Еще в прошлом году многие эксперты выделяли этот узел в конструкциях «Тойоты» и «Уильямса» как наиболее специфический. Но если японская конюшня делала ставку на более мягкую его работу, то «синие», наоборот, исходили из агрессивного торможения, что имелся в приоритете у пилотов. Думается, это и было тем ключом, что позволило Хюлькенбергу более оперативно и качественно прогреть резину.

«По радио потребовали поднять температуру сликов активной работой в виражах. Атаковал, как мог — даже позволял задним колесам уходить в небольшой занос, сильно и поздно жал на тормоза. И покрышки пришли в тонус с самого первого круга», — признался по итогам суперпоула герой, чем, собственно, и подтвердил наши предположения. При «сухих» настройках (а именно таковыми они были на машине Нико в субботу) на прогретой трассе немец позволял себе подобное далеко не всегда, поскольку износ компаунда при полных баках увеличивался в разы. На подсыхающей же трассе с учетом свежей резины и божеского уровня топлива маневр приносил не просто пользу, но придавал машине космическое ускорение. Отсюда и объяснения чудесам в третьем секторе.

Если внимательно присмотреться к видеозаписи, то станет очевидно: на заключительном сегменте круга Халк принялся оттормаживаться чуть раньше, нежели обычно, зато потом от души втапливал педаль газа — и пулей ускорялся при разгоне. То бишь, все тот же комплекс «разгон-торможение», только с перераспределенными акцентами для сохранения баланса между прогревом передних и задних шин.

В придачу отметим грамотное пилотирование Нико: он избегал попадания на мокрые участки трассы. Может где-то с чрезмерной осторожностью. Но затем проигрыш «водной» сотой секунды с лихвой компенсировал в накатанных траекториях в поворотах.

Теперь о воскресенье. На стартовом отрезке гонки немец выглядел очень достойно: каждому из лидеров, болиды которых превосходили «Уильямс» по многим ключевым характеристикам, он хотя бы чуть-чуть, но сопротивление оказал. Даже в битве с Фернандо Алонсо пару раз столь изящно перекрестил траектории, что не зацокать языком в знак одобрения возможным не представлялось. А ведь пилот «Феррари» пер на соперника, как бык на красную тряпку, оказывая на немца адское давление. Это легко узреть по записи с бортовой камеры на машине испанца: двукратный чемпион мира накатывал на торможениях так резво, что даже уверенно контролировавшему машину пилоту было бы не по себе. Тогда как на сухом «Интерлагосе» Хюлькенберг явно боялся переборщить с ранними и жесткими торможениями.

Однако лучше всего триумфатор GP2 2009 года защищался против Льюиса Хэмилтона: на протяжении шести (!) кругов он не оставил тому ни единого шанса прорваться, хотя попытки атаки предпринимались практически на каждом изгибавшемся участке трассы! Особенно ярко Нико действовал в эске «Сенна» и при нырянии в первый поворот. Ему хватало лишь полудвижения руля, чтобы показать британцу — «я знаю, что ты задумал».

Да, представителю «Макларена» мешал недостаток сцепления передка машины с дорожным полотном. Но неужели у вас повернется язык назвать заполненную под завязку FW идеально управляемой? Это Баррикелло, привыкший выходить из виража без резких телодвижений, способен называть машину в таком состоянии «стабильной». Но уж никак не молодой немец… В общем, если бы не пит-стоп, крики в командное радио «делай все, что угодно, но только обойди Халка» у Хэмилтона зачастили бы.

К слову, обладай хотя бы половинной выдержкой от обозначенной пилоты «Торо Россо» — и бразильский Гран-при избавился бы от ряда глупых коллизий. Например, от такой, что случилась на 61-м круге, где запаниковавший Себ Буэми совершенно необоснованно припечатал Фелипе Массу. На задней прямой гонщик «Феррари» очень аккуратно принялся огибать конкурента, забывшего, что на «Интерлагосе» существуют несколько траекторий для прохождения виража. И тот, узрев справа от себя алый болид, потерял связь с реальность — и ради сохранения позиции задумал вытеснить визави на обочину. Увы, сделал это столь неаккуратно, что спровоцировал коллизию. Хотя идти на преступление в данном случае не требовалось и близко: достаточно было лишь взять чуть влево и спокойно доработать рулем чистый выход из виража. В таком случае уже самому Массе пришлось бы оттормаживаться, пропуская соперника, либо же срезать часть трассы для завершения маневра.

Спустя два круга произошел еще один инцидент с участием швейцарца — и вновь вызванный его тактической недальновидностью. На этот раз в первом повороте Буэми неверно оценил скорость Адриана Сутиля, а потому обрек себя на совместный с соперником выход на апекс. Публика уже зажмурилась в ожидании фейерверка искр от контакта и потока брани от пострадавшего, возмущенного безалаберностью конкурента. Но немец сотворил маленький автоспортивный шедевр, доказав, что недаром его всю осень сватали в топ-конюшни. Уйдя вправо от, казалось, неминуемого контакта, он не только сохранил машину в пределах гоночного полотна, но вытянул болид через «не могу» на широкий простор. Как выяснилось, выход «Форс-Индии» оказался на полкорпуса лучше, нежели у соперника, а потому оформить верховенство в дуэли де-юре оставалось делом техники. С ней у Сутиля проблем давно не наблюдается, а потому Адриан с блеском завершил один из самых изящных маневров этапа. Впрочем, поклонники немца могут с этим не согласиться, поскольку их любимец не менее эффектно — с чувством, толком и расстановкой — отбивал атаки Михаэля Шумахера в эске «Сенна».

Что до Хайме Альгерсуари, то на его совести медленный прокол, которым был награжден Рубенс Баррикелло. Отчасти в ЧП виноват и бразилец, на 36-м круге чрезвычайно близко подобравшийся к сопернику на прямой старт-финиш. Но будучи человеком старой закалки, бразилец резонно считал: коль уж соперник проиграл спор за инициативу при слип-стриме, то наверняка не будет упираться на стадии атаки виража. Однако молодежь думает иначе: испанец, терпевший притеснение на прямой, перед самым виражом взбрыкнул в надежде оттеснить бразильца в сторону. Чем это закончилось, видел весь мир…

На этом фоне грамотный и корректный пропуск Михаэлем Шумахером Нико Росберга виделся образцом рациональной мысли и дипломатичности. Собственно, потом семикратный и не скрывал ни мотивации, ни характера исполнения задумки. Благо его преемник (если верить эпитетам немецкой прессы) реабилитировался рядом неплохих спортивных — в прямом смысле слова — маневров. Особо выделим обгон Камуи Кобаяси в эске «Сенна». Во-первых, потому что именно Росберг прочертил наиболее близкую к идеальной внутреннюю траекторию, если сравнивать линии движения с иными представителями пелотона. А во-вторых, отметим, насколько быстро японец учится на ошибках. Если на 41-м круге он слишком широко открыл «калитку» представителю «Мерседеса» и потерял из-за этого позицию, то 15 кругов спустя мгновенно внес коррективы, когда почувствовал дежа-вю. В борьбе с Буэми Камуи оставил сопернику чрезмерно много свободы, но вовремя спохватился — и пусть ценой легкого контакта, но уравнял чаши весов в борьбе за 11-ю позицию.

Если бы все «подрастающее поколение» столь оперативно впитывало в себя обретаемый на трассе опыт, право слово, гонки стали бы намного интереснее. За примером далеко ходить не надо: под занавес гонки Виталий Петров, прежде в Бразилии чрезмерному давлению не подвергавшийся, угодил под пресс Баррикелло. И несколько раз едва не выбрасывал белый флаг в эске «Сенна». Однако отбив пару атак, он обрел уверенность — и очень эффектно отшил ветерана на 62-м круге, забаррикадировав внутренний радиус. Для сравнения, уже не раз упоминавшийся Буэми, имея за плечами ворох «косяков», на 65-м (!) круге все равно расписался в беспомощности при разгадке ребуса Ника Хайдфельда, атаковавшего «эску».