7 мин.

С глаз долой

Большинство участников «Большого цирка», как это часто бывает с людьми публичными, имеют как армию болельщиков, так и полчища недоброжелателей. Например, известный итальянский авантюрист Флавио Бриаторе, несмотря на заработанную, а потом отмененную пожизненную дисквалификацию из автоспорта, все равно вызывает у публики не только ругательства, но и восхищение. Харизматичных людей, несмотря на их проделки, многие любят. Отсюда хорошие рейтинги и интерес к гонкам.

Гораздо реже встречаются личности, которых либо почти все обожают, либо люто ненавидят и желают скорейшего краха их карьеры. Ознакомившись с предпочтениями болельщиков, мы решили составить подиум из персон, чье присутствие в «Формуле-1» многие болельщики видят крайне нежелательным.

Стефано Доменикали

Почему? Руководитель гоночной команды «Феррари», уже давно работающий в ее структуре, кометой ворвался в группу людей, при упоминании имен которых многие болельщики начинают недовольно морщиться. Учитывая, что «Феррари» всегда была одной из самых популярных команд «Формулы-1», ожидания от Скудерии тоже одни из самых высоких – только победы. Стефано же, заменив на капитанском мостике ушедшего (или отправленного) в почетную отставку Жана Тодта, быстро повел алый корабль вглубь пелотона. В 2008-м фанаты Кими Райкконена не простили «задвигания» финна на второй план, а апогеем позорного руководства стал сезон-2009: первые очки «Феррари» набрала лишь в четвертой гонке чемпионата, летом отказалась от дальнейшей доводки болида, а единственную победу одержала лишь за счет все того же Райкконена, которого затем отправила куда подальше. Постоянные уверения в светлом будущем команды наводят на тиффози отчаяние – «Феррари» умудрилась разбазарить не только лидерство, но и технический штат неитальянской национальности, а также одного очень известного консультанта, который тут же стал одним из главных соперников «алых». Кроме того, при Доменикали во время внештатных ситуаций во время гонок Скудерия вновь начала напоминать балаган, хотя еще несколько лет назад казалось, что Росс Браун и Жан Тодт хорошо надрессировали механиков и стратегов конюшни.

Оправдания и вердикт. На самом деле, процесс реструктуризации команды часто бывает долгим и мучительным. Иногда невозможно добиться больших успехов, заменив лишь один винтик в отлаженной системе – нужно перестраивать весь механизм, на что уходят не месяцы, а годы. К тому же, Стефано лишь исполнитель политики партии (Луки ди Монтеземоло), и некоторые решения, например, по части итальянизации команды, ему приходится принимать из-за босса. Не стоит забывать и про высокое давление. Каждый неверный шаг внимательно рассматривается – и особенно на родине – под микроскопом, а успехи воспринимаются как должное – тут есть от чего занервничать.

Вспомним, что и Жан Тодт, который привел «Феррари» к шести чемпионским титулам и семи Кубкам конструкторов, тоже начинал с больших трудностей, и даже имея в обойме Михаэля Шумахера и Росса Брауна, долгое время не мог добиться главной победы. Ходили слухи, что в 1998 и 1999 году кресло под маленьким французом шаталось очень сильно.

Впрочем, Тодт в свое время выводил «Феррари» из полного болота, чего не скажешь о Доменикали.

Итальянец еще не истратил кредита доверия со стороны президента, поскольку отложил час «икс» до 2010 года. В нынешнем сезоне у Стефано есть все слагаемые для достижения успеха: изголодавшийся по победам двукратный чемпион мира, относительная стабильность в правилах и тщательная подготовка к сезону.

Однако, глядя на забавную копию болида «Ред Булл» и заявления Алонсо о том, что целей не всегда можно достичь сразу, почему-то возникает ощущение, что в новом чемпионате все останется по-старому (то есть, по-новому), да и сам руководитель сохранит свое место. Так что болельщикам остается лишь гадать, насколько будет терпелив Лука ди Монтеземоло.

Нельсон Пике-младший

Почему? Слабохарактерных жалобщиков и предателей, как водится, не любят все. А еще не любят папенькиных сынков. К сожалению, Нельсон Пике-младший запомнился в «Формуле-1» именно тем, что сначала пошел на поводу у своего босса и врезался в стену, а затем сдал того Федерации, подставил под удар всю команду, действуя при этом в истории по уничтожению Флавио Бриаторе и Пэта Симондза под четким наставлением отца. Вместо того чтобы залечь на дно и молиться о том, чтобы о нем забыли, Нельсиньо продолжал говорить. Со временем жалобный стон Пике превратился в бесконечный вой о несчастном гонщике, поэтому естественными реакциями болельщиков стали раздражение и смех. Сейчас Нельсон перебирается в США, где будет потихоньку восстанавливать свою уничтоженную репутацию.

Оправдания и вердикт. На самом деле ошибки молодости бывали и у более именитых. От Фернандо Алонсо в 2007-м, например, отвернулось много болельщиков, но со временем испанец сумел отвоевать часть симпатий обратно. Проблема Пике в том, что он зациклился на «крэш-гейте» и вместо позитивных интервью постоянно повторяет о том, что в «Формуле-1» ему было плохо и больно, то есть, идет прямиком по следам Себастьяна Бурдэ, который запомнился болельщикам бесконечным нытьем о своей несчастной жизни.

Путь у бразильца же только один – трудовая терапия. Если он хочет вернуться в Европу, то в NASCAR задерживаться не стоит, но халтурить там тоже нельзя – плохие новости разлетаются по миру очень быстро. Покорить же вершину – Sprint Cup (для поднятия собственного рейтинга) за тройку-пятерку лет он не сможет даже при всем желании, а каждый год отсутствия вне «Ф-1» делает возвращение все более затруднительным.

Поэтому если Пике надумает выступать в «Формуле-1», то лучше ему возвращаться как можно быстрее. Ну и, конечно, весь год раздавать позитивные интервью на тему «Как хорошо я провел лето».

Ральф Шумахер

Почему? Трудно быть братом самого успешного гонщика в истории «Формулы-1». У одного – семь чемпионских титулов, а у другого – лишь шесть побед и репутация немного ленивого пилота с тяжелым характером, к тому же, часто попадающего в аварии. Ничего удивительного, что после принятого в конце 2007-го решения временно отдохнуть от «Формулы-1», по Ральфу до сих пор почти никто не соскучился.

Слухи о возможном возвращении младшего из гонщиков с фамилией Шумахер появились примерно в то же время, что и новости о «камбэке» старшего. Нет, многие болельщики, конечно, не против, но время уже ушло, возможности проявить себя – были, а сейчас-то он нам зачем?

Оправдания и вердикт. На самом деле Ральф из трех совместных сезонов в «Тойоте» с Ярно Трулли по очкам выиграл два, а в последний год своей карьеры, кажется, просто устал от выступлений за команду, которая вообще не знала, чего она хочет в «Формуле-1». Тут любому надоест биться головой об стену. Про более ранние времена и говорить нечего – в «Уильямсе» именно Шумахер был звездой и вполне заслуженно – тот, кто видел 1999 год, не может упрекнуть Ральфа в отсутствии трудолюбия и мотивации.

Отсутствие достижений в ДТМ, где Шумахер болтался в середине пелотона, – это вовсе не показатель класса гонщика. В немецкой кузовной серии все иначе, да и победы и титул в ней – это не «Формула-1», как ни крути. За два года Ральф действительно мог соскучиться по любимым гонкам и, так же, как и его брат, зарядиться новой энергией.

Так что пусть возвращается, если сможет. Это ведь тоже определенный вызов, да и всегда интересно посмотреть, как ветераны сражаются с молодняком. Не все же 19-летним пацанам приходить в «Ф-1» – пора бы начать и обратный процесс!

А кто нам нужен?

Вот тут болельщицкой душе раздолье. Многим хотелось бы увидеть возвращение какого-нибудь ветерана, например, парней, выступавших в «Формуле-1» лет пять-десять назад, и с которых песок сыпется еще не так обильно. Пожалуй, сгодились бы и Жак Вильнев, и Дэвид Култхард, и Мика Хаккинен, и Эдди Ирвайн в качестве возмутителя спокойствия. А еще, до кучи, выписать из NASCAR Хуана-Пабло Монтойю и приправить все это блюдо чемпионами из других гоночных чемпионатов – Себастьяна Леба из WRC и, скажем, Валентино Росси из MotoGP. Также многим было бы интересно посмотреть на нестареющего Джимми Джонсона за рулем хорошего болида. Наконец, если говорить о нашем зрителе, то не стоит забывать и о российских гонщиках – Виталии Петрове, который сейчас ведет переговоры с «Рено» и Михаиле Алешине. С такой компанией, кажется, за рейтинги «Формулы-1» было бы совсем не страшно.

А пока что пусть за всех отдувается Михаэль. Да и Берни что-нибудь придумает, не сомневайтесь.