И «Оскар» получает…
В «Формуле-1», как и в кино, порой кипят нешуточные страсти. О некоторых историях и событиях можно даже снимать фильмы, которые при умелых действиях голливудских продюсеров вполне могли бы делать неплохие сборы. Однако поскольку главный кормчий чемпионата мира Берни Экклстоун ни с кем, кроме телекомпаний, не собирается делиться правами на гонки, нам приходится довольствоваться документальным телесериалом – в этом году, 17-серийным, – а не полнометражным художественным фильмом. Но даже в таком случае за год накапливается множество эпизодов, которые так и тянет вспомнить снова. Для удобства и интереса мы решили не просто напомнить читателям об основных событиях года, но и распределить лучшие моменты по номинациям, как при вручении ежегодных наград на кинофестивалях.
Песня года
Да, гонщики не так часто поют песни, а если и делают это, то, в основном, после побед, при этом еще чаще их выбор упирается в бессмертную песню Queen «We Are The Champions». Зато болельщики в музыкальном плане, как известно, куда более талантливы. В этом году они написали два суперхита про Рубенса Баррикелло и Фелипе Массу. Выбрать что-то одно было крайне трудно (в случае поражения Массы нас грозились разорвать тифози, а Баррикелло просто выкупил первое место) поэтому, особо не мудрствуя, было принято соломоново решение – разделить успех пополам, благо от этого хуже никому не будет.
Песня про Рубенса вышла в свет после того, как бразилец в очередной раз почувствовал себя обманутым командой. По его мнению, Росс Браун выбрал плохую стратегию, из-за которой и была проиграна гонка.
Второй клип появился раньше, но в центре внимания тоже был бразильский гонщик: Фелипе Масса во время дождевого Гран-при Малайзии немного заволновался насчет плохой видимости и попросил заменить визор шлема. И тогда гоночный инженер Роб Смедли произнес фразу, которой суждено было стать знаменитой: «Felipe, baby, stay cool», что в дословном переводе означало: «Фелипе, детка, спокойно».
Лучшие визуальные эффекты
Нет-нет, речь не об «Аватаре». Если бы шейхи из Абу-Даби снимали фильм, они бы сто очков дали вперед всяким Кэмеронам. Вместо этого миллиардеры с Ближнего Востока взялись за организацию гонки и сделали это лучше всех. Гран-при Абу-Даби стал, пожалуй, лучшим в истории «Ф-1» по качеству картинки: глаз радовали и отель, увешанный переливающейся разным цветом гирляндой, и закат, плавно перетекающий в арабскую ночь. Вот только гонка оказалась немного пресноватой, но это уже другая категория.
Лучший звук
В нашей интерпретации – это лучшие моменты в радиопереговорах и эмоции гонщиков до и после финиша. Бесспорным фаворитом в этой номинации мог бы считаться Дженсон Баттон, чей голос часто во время эфира часто вызывает вопрос – человек ли ржет в радио? Но после Гран-при Германии вопрос по поводу победителя в этой категории был снят – Марк Уэббер доказал, что у него все в порядке не только со скоростью, но и с выражением эмоций.
Лучшая роль второго плана
Не нужно участвовать в шоу-программе про экстрасенсов, чтобы догадаться, о ком сейчас пойдет речь – этот 40-летний дяденька весь трехнедельный летний перерыв, а затем и после окончания сезона держал общественность в напряжении, не являясь, при этом, главным действующим лицом чемпионата. Михаэль Шумахер не боролся за титул, но при этом завоевывал сердца отвернувшихся от «Формулы-1» людей и вызывал дикую ненависть у злопыхателей. Хороший он герой или плохой – судить болельщикам. Но главное, что он серьезно взбудоражил «Ф-1».
Лучшая режиссура
Как известно, Международная автомобильная федерация любит вмешиваться в спортивную составляющую гонок, часто превращая этот самый спорт в нечто шоуобразное. Не составил исключение и сезон-2009, когда ФИА первым делом вместо прояснений регламента заняла выжидательную позицию в отношении диффузоров – а ну, кто кого первым завалит? В скандале с Льюисом Хэмилтоном Федерация тоже не отличалась особой быстротой соображений (хотя вина гонщика и команды не подлежит сомнению), но всю свою приспособленческую сущность ФИА проявила после квалификации к Гран-при Японии, когда начала выставлять штрафы гонщикам. Как следствие – стартовая решетка оказалась совершенно отличной от того, что получилось после третьего сегмента, а самое главное, что догоняющий лидера сезона Дженсона Баттона Себастьян Феттель оказался отделен от англичанина целой группой соперников. Обострить интригу в чемпионате – ход, достойный умелых кукловодов!
Скукотища года
В эту номинацию попали почти все гонки на медленных трассах, и любую из них можно назвать «победительницей». Однако методом тыка (чтобы было не так скучно), мы выбрали Сингапур. В этой вечерней гонке после довольно боевого первого круга все зрители мира уставились в голубые экраны, однако уже через несколько минут половина земного шара дружно храпела. Другая же отважилась наблюдать за паровозиком, возглавляемым Льюисом Хэмилтоном. В какой-то момент, когда Адриан Сутиль совершил классный финт с разворотом (а операторы, кстати, тоже крепко спали), показалось, что сейчас начнется веселуха, но… ничего особенного не произошло.
Ужастик года
Всего лишь через несколько дней после трагичного инцидента с Генри Сертизом в «Формуле-2», многим болельщикам пришлось вновь переживать неприятные минуты неопределенности, когда маршалы Гран-при Венгрии никак не могли вытащить Фелипе Массу из кокпита «Феррари». В каком-то смысле бразильцу повезло – попади пружина с болида его соотечественника Рубенса Баррикелло чуть левее или правее в шлем, мы бы знали Фелипе как пилота в прошлом. К счастью, в итоге все обошлось.
Экшн года
Гран-при Малайзии можно с полной уверенностью отнести к ярким боевикам – лихо закрученный сюжет гонки, куча обгонов, смена погоды, а также радующие болельщиков сцены с поеданием мороженого и массовое катание народа с горок. Жаль только, что фильм оборвался на самом интересном месте!
Комедия года
Возвращение Луки Бадоера в «Формулу-1» никак не назовешь триумфальным. Но зато приключения итальянца получились почти невероятными и смешными: по ходу свободных заездов перед Гран-при Европы он последовательно увеличивал сумму штрафа за превышение скорости на пит-лейн, в гонке на выезде из боксов умудрился пропустить Ромена Грожана, а после финиша в закрытом парке въехал в болид Адриана Сутиля. На этом дело не закончилось, и, приехав на Гран-при Бельгии, Лука забыл свой пропуск на трассу (и кое-как уговорил пропустить его на автодром). Обидно, конечно, что старательно исполняемая роль хорошего тест-пилота «Феррари» была смазана неудачным возвращением в гонки, но такова плата за представившийся шанс. Каждому, как говорится, свое.
Фантастика года
Конечно, кто-то может фантастикой назвать возвращение Михаэля Шумахера, а кто-то – взлет «Форс-Индии» до подиума в Спа, но на наш взгляд главная сенсация – выжившая после ухода «Хонды» команда, возглавляемая Россом Брауном. Можно по-разному относиться к талантам лидера конюшни в сезоне-2009 Дженсона Баттона, показывать пальцем на двойной диффузор болида BGP001 и оправдывать успехи команды неудачами соперников и временным уходом с трона «Макларена» и «Феррари»... Главное то, что команда, которой еще за месяц до старта чемпионата подбирали подходящий гробик, выиграла не только первые шесть из семи Гран-при, но и, в итоге, выиграла чемпионат мира и Кубок конструкторов. Сказка да и только, учитывая, что «Формула-1» уже давно не является спортом в чистом виде.
Мелодрама года
Конечно, особо желающие могут запихнуть возвращение Михаэля Шумахера и в эту категорию. Ну чем не мелодрама про несчастного спортсмена, мечтающего вернуться в гонки, финал которой вызывает умиление у милых барышень? Но нет, мы крепко держим себя в руках и отдаем главный приз другой истории – прощанию «Феррари» с Кими Райкконеном и новой любовной связи Скудерии с Фернандо Алонсо.
Шутки в сторону – Фернандо, действительно, талантливый гонщик, который давно заслуживал места в топ-команде, но и Кими в нынешнем сезоне проводил отличные гонки и никак не заслуживал увольнения. Увы, но как и в «Горце», остаться должен только один. «Феррари» сделала свой выбор, а вот остальное рассудит история. Кими же мы пожелаем удачи в ралли!
Триллер года
Пожалуй, в конце сезона-2009 выдалось несколько потрясающих квалификаций, события в которых затмили даже сами гонки. Чего стоит, например, аварийная сессия в Японии и умело отредактированная стартовая решетка стюардами ФИА! Но лучшей в сезоне, пожалуй, стала бразильская квалификация. Дождь, превративший трассу в аквапарк, вынуждал Федерацию выкидывать веселые номера с объявлением об ожидании (непонятно чего), гонщиков – досрочно завершать борьбу за поул и вылетать с трассы, а болельщиков (особенно бразильцев) – до последнего момента следить за сражением Рубенса Баррикелло за свой шанс. Финальная борьба между пилотом «Брауна» и Марком Уэббером стала украшением сессии, хотя и другие события заслужили особого внимания, как например, охрана руля болида «Форс-Индии» Витантонио Лиуцци от посягательств маршалов, радующийся неудачам соперников Джон Баттон и метающий молнии глазами Себастьян Феттель. Это действительно была лучшая квалификация года, которая могла бы дать фору и многим гонкам.
Лучший обгон
Пожалуй, какой бы вариант ни был выбран, он неизбежно столкнулся бы с критикой, особенно если учесть, что в сезоне-2009 особо потрясающих вещей в исполнении пилотов было не так уж много. Поэтому, несмотря на то, что автору статьи больше всего понравилась крайне необычная атака Ковалайнена на Физикеллу на «Сузуке» (можно сказать, что финн продрался почти «с мясом»), все же читатели могут самостоятельно выбрать наиболее интересное из представленного видеоряда.
Лучшая гонка года
Накалом страстей в дождевых гонках удивить искушенных болельщиков трудно, а вот борьбу на ура на сухой трассе гонщики выдать могут не всегда. Поэтому здорово, что решающий Гран-при сезона оказался не только интересным с точки зрения борьбы в чемпионате, но и в качестве отдельной гонки сезона. В Бразилии были и прорывы из хвоста пелотона в группу лидеров, и вылеты в результате контактной борьбы, и пожар на пит-лейн с отрыванием заправочного шланга. Дебютант чемпионата Камуи Кобаяси порадовал болельщиков бескомпромиссными сражениями и отсутствием робости перед лидером чемпионата, сам будущий чемпион мира не постеснялся показать себя умеющим обгонять соперников, его главный конкурент Себастьян Феттель продемонстрировал холодную ярость и нежелание сдаваться и вел борьбу до финиша, а Рубенс Баррикелло… Эх, Рубенс.
Возможно, кому-то покажется, что 2009 год в «Формуле-1» был не таким ярким, как предыдущие сезоны. Кому-то прошедший чемпионат понравился. Но наверняка все хотели бы видеть следующий сезон еще интереснее. Новогодняя ночь уже совсем скоро, может быть, загадаем?
Наконец-то ваша юмористическая сущность, не в ущерб ответственности, замечу, и качеству статьи, вырвалась наружу :)
Так держать!
По сути весь гран-при одна большая елочная гирлянда: скушновато, но до безобразия красиво...
бедняга барик