4 мин.

Загадки в Монце

Скорость Себа стала одной из самых обсуждаемых тем в паддоке «Ф-1» в субботу. Причем удивительными для многих оказались не столько цифры в хронометраже напротив фамилии «Феттель», сколько максималка RB7 в скоростной ловушке. Возможно, для кого-то это станет сюрпризом, но «Ред Булл» смог разогнаться только до 327,7 км/час – это худший показатель по максимальной скорости среди всех 24-х гонщиков в пелотоне!

К примеру, обе «Феррари» были быстрее на этом участке на 15,5 км/час – разница в скорости просто гигантская, а если учесть, что в квалификации Себ на каждой прямой активировал DRS, разгружая заднее антикрыло и повышая скорость своей машины, то в гонке – в случае, если соперники сядут на хвост – удержаться впереди Феттелю будет невероятно сложно.

Однако похоже, «Ред Булл» делает ставку именно на то, чтобы не подпустить конкурентов на расстояние, при котором можно включать систему снижения лобового сопротивления болида. Если взглянуть на лучшие сектора пилотов в квалификации, то можно отметить, что главные удары конкурентам Феттель нанес в среднескоростных «Лесмо», «Аскари» и «Параболике», и в гонке его задачей будет аккуратное и быстрое прохождение поворотов – если все будет складываться удачно, подобраться к немцу соперникам окажется сложно.

Однако легкой жизни Феттелю никто не обещает. Самым сложным участком должна стать стартовая прямая, на которой к тому же (после отметки старт/финиш) находится одна из двух независимых зон DRS. Второй отрезок идет от «Лесмо» до «Аскари», но там у Себа шансов удержаться впереди будет больше – оба поворота «Лесмо» очень сложны для болидов с низкой прижимной силой.

Мог ли «Ред Булл» выбрать другой вариант и настроить болид Себа иначе? Разумеется, да, но вряд ли это бы сильно помогло команде, и дело не в моторе «Рено» – Сенна и Петров в скоростной ловушке были почти на 20 км/час быстрее Феттеля, – а в особенностях RB7. «Базовая» прижимная сила детища Эдриана Ньюи настолько высокая, что добиться ее серьезного снижения и повышения скорости на прямых можно только в случае снятия заднего антикрыла. Если говорить серьезнее, то простая смена угла атаки антикрыла не даст гигантской прибавки в скорости на прямых – «Ред Булл» практически полностью заточен под высокую прижимную силу, да к тому же с изменением настроек поменяется и баланс машины – нет никаких гарантий, что RB7 останется устойчивым на торможениях. Поэтому, вероятно, в команде приняли решение добиться максимальной эффективности на низких – относительно соперников – скоростях. На телекартинке по ходу квалификации было видно, что Себ очень быстро добирался до максималки, и многие считают, что секрет его быстрого прохождения поворотов связан с особенными настройками коробки передач – передаточные числа были ниже, чем у конкурентов.

В прошлом году Дженсон Баттон и «Макларен» доказали, что необязательно настраивать машину на максимальную скорость, чтобы бороться за победу – в 2010-м на прямых Фернандо Алонсо ехал быстрее Дженсона на 11,5 км/час, но обогнать сумел лишь за счет быстрого круга на чистой трассе и слаженной работы механиков.

Кстати, «Макларены» по чистой скорости недалеко ушли от Феттеля: Льюис Хэмилтон был быстрее немца на 5 км/час, а Дженсон – на 5,4 км/час – разница не слишком большая. Гонщиков британской команды нельзя скидывать со счетов, но очевидно, что им предстоит решать не самую простую задачу с обгоном лидера чемпионата.

«Феррари» расположились на втором и третьем ряду стартового поля, но потенциально алые болиды способны добраться до подиума или вообще побороться за победу. В Скудерии не постеснялись поставить на максимальную скорость (причем, заметно большую, чем у главных соперников): во-первых, это позволит обгонять конкурентов, возможно, временами даже без использования DRS, а во-вторых, даже с такими настройками 150-я не лишилась своих главных козырей – стабильности на торможениях и хорошей тяги при разгоне. В общем, Алонсо и Масса – теневые фавориты Гран-при.

В Топ-10 пробились представители пяти команд, и что отрадно, место в группе лидеров нашлось Виталию Петрову. В «Лотус-Рено» тоже сделали ставку на скорость, и за счет этого у Петрова и Сенны будут неплохие шансы защищать позиции непосредственно на трассе, так что главное – чтобы не подкачала тактика. Впрочем, главные соперники парней из Энстоуна тоже выглядят прилично – Шумахер и Росберг в квалификации выдали далеко не все, что можно, поскольку настроились на гонку, – «Мерседес» в Монце очень быстр, отчасти из-за того, что здесь нет высокоскоростных поворотов, требовательных к аэродинамике автомобиля, а также из-за хорошего мотора.

К Нико должно быть повышенное внимание – он единственный в Топ-10, решившийся выступить в третьем сегменте на жестких шинах, и завтра после тяжелых стартовых кругов немец наверняка поедет очень быстро. Последние гонки, в частности, в Бельгии, говорят о том, что «отстреляться» на более жестких шинах в начале гонки – вариант не самый плохой, тем более что мягкий состав покрышек вновь подвержен пузырению, и вполне вероятно, что лидерам придется достаточно быстро расстаться с «софтом».

Износ резины будет одним из ключевых факторов в предстоящей гонке. Завтра ожидается теплая, если не жаркая погода, что отрицательно может сказаться на форме «Ред Булл», зато положительно – на скорости Скудерии, которая вряд ли столкнется с проблемой доведения более жестких шин до оптимальных кондиций. В общем, все указывает на любопытный заезд с несколькими реальными претендентами на победу: Феттель, «Макларены», «Феррари»…