8 мин.

Покормите Мула

«Он доминирует. Он точно входит в пятерку лучших игроков в Лиге, никаких сомнений. Его игра невероятна, просто нет слов. Он большой, физически мощный, здорово катается, у него отличные руки. Нет ничего, чего бы он не смог сделать». Всего несколько лет назад уроженец шведской Ветланды Юхан Франзен полезно и при этом весьма скромно делал свою работу в третьем звене шведского же «Линчепинга» и, вероятно, даже вообразить себе не мог, что когда-нибудь Дэн Клири, которому принадлежит эта цитата, или кто-то другой когда-либо произнесет о нем такое.

Свой путь в хоккее будущая звезда «Детройта» начал в скромном «Боро», который базировался неподалеку от родной Ветланды. История не сохранила четкой картины произошедшего и сколько-нибудь детальных свидетельств, но в столь юном возрасте Франзен на целый год был отлучен от хоккея за нападение на арбитра. Произошедшее, видимо, заставило юного Юхана основательно пересмотреть взгляды на жизнь. Размышления определенно пошли на пользу и уже через год, транзитом миновав скромный «Транас» из четвертого эшелона шведского хоккея, Франзен очутился в знаменитом «Линчепинге», в то время еще выступавшем во втором дивизионе. Сезон-2000/01 стал для «львов» триумфальным: команда оформила выход в высший свет. Вполне сносные для молодого игрока 32 очка в 41 матче – личный вклад Франзена в общее дело.

В Элитной лиге дела у Юхана пошли не так гладко. То ли он сам оказался не слишком готов к новым требованиям, то ли тренерский штаб не особо рассчитывал на Франзена, как на ведущего игрока. Как бы то ни было – на следующие три года Франзен обрел стабильное место в третьем звене команды, где о существенной результативности приходилось только мечтать. К счастью Франзена, он обнаружил в себе приличные оборонительные способности и быстро стал незаменимым игроком в спецбригадах меньшинства. Иногда травмы ведущих игроков «Линчепинга» возносили Юхана в одно из ведущих звеньев, и там уж он не упускал шанса проявить себя. Но лидеры выздоравливали, и все возвращалось на круги своя, а Франзен вновь оказывался на вторых ролях.

Так бы возможно и оставаться Франзену игроком третьей тройки «Линчепинга» и временами ездить в сборную на этапы Евротура, если б не чудо-скаут «Детройта» Хакан Андерссон. О шведе, открывшем миру Зеттерберга, Дацюка, Крунвалля, Гудлера и Хольмстрема, сказано и написано уже немало. Путевка Франзена в лучшую лигу мира тоже выписана именно его руками. Сам Андерссон вспоминает об этом так: «Помню, мое внимание привлек один игрок из южной Швеции, которого мне рекомендовали как отличного защитного форварда, но довольно бесполезного в атаке. Но пара друзей, которые знали его еще с юных лет, убедили меня присмотреться к нему повнимательнее. Они сказали, что в юности Франзен был просто неудержим в атаке, забивал буквально в каждом матче. Но когда попал в большой клуб, тренер сказал ему: «Ты играешь в третьем звене, вот и работай в защите. Это твоя главная и единственная задача». Франзен подчинился и довольно неплохо сжился с новой ролью. Но эти парни говорили мне, что дух бомбардира всегда оставался внутри него».

Андерссон, пожалуй, не был бы самим собой, если бы так и не разглядел во Франзене то самое скрытое. Юхан попал-таки в заветный блокнот и уже следующим летом 24-летнего Франзена выбрал на драфте «Детройт». Неказистый 97-й порядковый номер выбора – впрочем, привычно низкий для всех нынешних звезд «красных крыльев». Честно отпахав еще сезон в «Линчепинге», Франзен летом 2005-го наконец отправился за океан. Впрочем, поначалу его обязанности в стане детройтцев не сильно отличались от того, чем он занимался на родине. На полях скаутского резюме Андерссона по Франзену наверняка значилось что-нибудь вроде «по слухам, умеет еще и забивать (?)», но брали его в «Детройт» все-таки как умелого и работоспособного форварда защитной направленности. И уже по ходу первого сезона Юхан ни разу не дал усомниться в своей способности работать на износ. Очковые же показатели первого года Франзена на новом месте оказались более чем скромные, впрочем, вполне схожие с теми, что были у него в «Линчепинге».

Первый же сезон за океаном подарил Франзену и его знаменитое прозвище. «Он большой, очень сильный и готов без устали пахать на тренировках и в играх – настоящий мул!» – заметил как-то легендарный Стив Айзерман. С тех пор иначе как Мулом большинство партнеров по команде и болельщиков Франзена не называют. «Сначала он не понимал, почему мы его так называем, нравится ему это прозвище или нет. Но когда ему объяснили, он стал прямо гордиться этим своим новым именем», – вспоминает Никлас Крунвалль. «Мул – это просто мул, звучит примерно одинаково на любом языке. Не самое грациозное животное, да я и сам не красавчик. Но мне нравится, что этим прозвищем люди воздают должное той работе, которую я проделываю каждый день», – говорит уже сам Франзен.

Следующий сезон Мул Франзен провел примерно в духе прошедшего, по большей части зарабатывая свой нелегкий трудовой хлеб в третьем звене и бригадах меньшинства. Правда, швед стал куда чаще бросать по воротам и вообще подключаться в атаку – налицо было и почти двукратное увеличение результативности до 30 очков за неполный сезон. Но настоящим прорывом для трудолюбивого гиганта стал сезон-2007/08. Большую часть года Франзен вновь отпахал в третьем звене детройтцев, демонстрируя привычно скромные для себя очковые показатели. Но ближе к концовке регулярного сезона произошел настоящий прорыв. «Детройт» замучили травмы ведущих игроков, так на вынужденном отдыхе находились, в частности, Клири и Хольмстрем. Вспомнив старинные заветы Хакана Андерссона и вооружившись собственным тренерским чутьем, Майк Бэбкок передвинул Франзена в одно из первых звеньев и предоставил ему место в бригаде большинства. Словно разорвавшийся вулкан, тотчас же Франзен исторг из себя пятнадцать голов в шестнадцати последних встречах сезона. Спавший почти десяток лет бомбардир, наконец, проснулся.

С окончанием регулярного чемпионата Франзен и не думал останавливаться. «Красные крылья» уверенно отмеривали шаги к очередному титулу, а Мул тем временем превосходил самые смелые ожидания. В плей-офф 2008 года Франзен успел отметиться рекордными в истории клуба 13 шайбами, включая два хет-трика в ворота некогда амбициозных «Эвеланш». Не случись с Франзеном тяжелой черепно-мозговой травмы в серии с «Далласом», кто знает, на какой бы цифре остановился неутомимый Мул.

Новый сезон Франзен начал уже совсем в ином статусе, нежели раньше. Тут и куда большее доверие тренерского штаба, и существенно возросшее игровое время, особенно при игре в большинстве. И новый контракт на невообразимые, на первый взгляд, 11 лет. А самое главное, о чем часто говорит и сам Юхан, в нем проснулось все то снайперское, что он собственноручно похоронил в себе с десяток лет назад.

Раскрепощенному и уверенному в себе Франзену по плечу и голы вроде этого. Как там его сперва описали Андерссону, «бесполезен в атаке»?

Отзывы об игре Франзена почти сплошь положительные. В конце концов, когда уже опытный и никак не страдающий при этом от излишнего внимания прессы и болельщиков игрок добивается небывалого для себя успеха, восхищение его игрой редко кого обходит стороной. «Знаете, он из тех тихих и неприметных парней, которым не слишком нравится быть на виду. Но то, как он сейчас играет, обращает на него все возможные взоры» – уверен Никлас Лидстрем. Не устают нахваливать Франзена и соперники. Наставник нынешних конкурентов «Детройта» по западному финалу Джоэл Кенневилл не может скрыть своего восхищения шведом: «Он один из тех больших парней, которые могут не только здорово использовать свои габариты, но и классно владеют клюшкой. Все любят больших силовых форвардов, но найти хорошего по-настоящему тяжело». Юхан же как будто до сих пор не слишком привычен ко всему этому резко обрушившемуся на него вниманию: «Шайба сама ко мне приходит, когда стою перед воротами. Я делаю всего пару движений, и она сама залетает в ворота».

Нынешний регулярный сезон Франзен завершил с рекордными для себя показателями в 34 забитых шайбы и 59 набранных очков. Но настоящая стихия шведа – все же именно плей-офф. Начинаются игры на вылет, и Франзен вновь на коне, словно римейк себя же прошлогоднего. И причин, почему бы ему не перекрыть собственные же достижения, пока не видно. Сам Франзен о своих чрезвычайных успехах именно в матчах на вылет философски замечает: «Никаких секретов. Думаю, я просто лучше подхожу для хоккея в плей-офф. В плей-офф всегда больше упор на физику, и вообще игра гораздо интенсивнее, поэтому у меня куда лучше получается пользоваться своим большущим телом перед воротами». Наставник мичиганцев Майк Бэбкок на эти заявления Франзена только ухмыляется: «Честно говоря, думаю, что Мул лукавит: его игра подходит для любого времени года. Другое дело, что в регулярке он почему-то не так активен, как в плей-офф. Пусть пока наслаждается успехами, а его слова я ему припомню где-нибудь в ноябре или феврале».

К слову, один из самых ходовых товаров в фаншопе «красных крыльев» в последний год это майки с надписью «Накорми Мула!» и различными вариациями рисунка: Франзен с головой мула, мул с головой Франзена и совсем уж поражающие фантазию вариации. Товар расходится на ура, что неудивительно при такой-то игре самого фигуранта. Иногда настоящий успех приходит к тем, от кого этого меньше всего ждешь. В случае с Франзеном сказать можно многое, кроме, пожалуй, одного – что он этого успеха не заслужил.