5 мин.

Zubov 2007: перезагрузка

Чуть ли не каждый день Зубов возится с будоражащими воображение механизмами, вынуждая одноклубников недоуменно пожимать плечами. Да что там одноклубников - даже главный тренер "звезд" Дэйв Типпетт находится под впечатлением от хобби подопечного. "Парень буквально зациклен на электронике. Если что-нибудь ломается в моем компьютере, Сергей - первый, кого я хочу видеть", - признается коуч.

Умный, терпеливый, креативный, результативный... странный. 36-летний Зубов завершает четырнадцатый сезон в НХЛ. Его путь в сильнейшей лиге планеты начался в 1992-м с "Нью-Йорк Рейнджерс". С июня 1996-го, когда защитник сменил "Питтсбург" на "Даллас", он главная движущая сила "звезд", ключевая фигура клуба. "Не хочу никого обидеть, но Сергей как квотербек для нашей команды, - говорит Типпетт. - Он быстр, тонко чувствует ситуацию. Играет головой и душой. Львиная доля всего, что мы создаем в атаке и обороне, начинается с этого игрока. Его видение льда, выдержка, дриблинг лежат в основе нашего созидания. Сергей - подлинный лидер. Каждый вечер он выходит на площадку, чтобы побеждать. Зубов ненавидит проигрывать".

Цифровая камера. Карманный компьютер. Камкордер. Еще несколько компьютеров покрупнее. Все это - его игрушки, вещи, разжигающие в нем нешуточное любопытство. И как же далеко хобби Зубова от методичного ковыряния во внутренностях "кассетников" или ламповых телевизоров! "Он с головой в новых технологиях. И вместе с тем ничуть не похож на классического компьютерщика. По крайней мере, такого, как я себе его представляю, - рассказывает форвард "Далласа" Майк Модано. - Он настолько умен, что молниеносно схватывает суть. Один щелчок клавишей, и звуковые сообщения с мобильника перетекают на лэптоп. У этого парня имеется даже международный сотовый телефон, который позволяет едва ли не круглосуточно общаться с семьей и московскими друзьями. Можно и фотографии в Россию отправлять. Не знаю, как он это делает. Такое впечатление, будто у Зубова каждую неделю новая электронная забава".

Внехоккейная сторона жизни Сергея тесно связана с его семьей - женой Ириной, сыном Павлом и дочкой Анастасией. А еще - с тем образом существования, который он выстроил для себя в Далласе, где этот москвич получил американское гражданство. "Чувствую себя здесь, как дома, - заверяет защитник "Старс". - Город и команда идеально подходят для меня и семьи. Теперь это мой город и моя команда".

Техас тоже принял Зубова, как родного сына. И нужно ли удивляться американскому гражданству Сергея, если его дети родились в Далласе? "Помню, как штудировал всех президентов США от Джорджа Вашингтона. Бесконечно повторял список в прямом и обратном порядке, - с улыбкой говорит наш герой. - Но самым тяжелым вопросом для меня были тринадцать штатов, первоначальных колоний. На самом деле все не так трудно, если заниматься по-настоящему. Забавно сейчас вспомнить мои первые три месяца в этой стране. Тогда я совершенно не знал английского, не понимал ничего".

Сейчас он знает и понимает практически все. Готовится к двенадцатому розыгрышу плей-офф за четырнадцать сезонов и девятому за десять лет с "Далласом". Большой путь, который кажется еще длиннее, если вспомнить пессимистичные настроения 1996 года и нежелание защищать цвета "звезд". "В первый год здесь я пропустил тренинг-кемп. Вообще не был уверен, что хочу обосноваться в Далласе, - ворошит прошлое Зубов. - Почему? Да просто привык жить в больших городах - Москве, Нью-Йорке. Когда меня обменяли в "Старс", казалось, Даллас находится так же далеко от Нью-Йорка, как Москва. Признаюсь, очень сильно сомневался, стоит ли вообще переезжать".

Кто знает, куда бы завели эти сомнения, кабы не тогдашний генеральный менеджер "Далласа" Боб Гейни. Этот человек всегда умел находить нужные слова. "Не знаю, была ли то магия. Я сказал Сергею, что понимаю его чувства. Что он будет счастлив, если даст шанс этому клубу. Так оно в итоге и получилось", - вспоминает Гейни.

Действительно, Зубов не так давно провел 1000-й матч в чемпионатах НХЛ. Он гордится этими цифрами, равно как и тем, что в 1999 году помог "Далласу" завоевать Кубок Стэнли. Новые правила лишь оттенили сонмище талантов защитника. За счет отменного катания и филигранного паса его звезда засияла на энхаэловском небосклоне куда ярче, чем прежде.

В новых реалиях открылись и новые дарования. Зубов - один из немногих защитников, которым регулярно доверяют послематчевые буллиты. 12 из 23 - реализация, коей позавидовали бы даже признанные бомбардиры-форварды.Зубов, безусловно, получил бы Norris Trophy, если бы не природная скромность. Его истинную цену знают лишь те, кому посчастливилось сражаться плечо к плечу с Сергеем. "Он как элитный разыгрывающий в баскетболе, - уверен главный тренер "Коламбуса" Кен Хичкок. - В одиночку контролирует течение игр, направляет его в выгодное для "звезд" русло".

Зубов - продукт советской системы хоккея, буквально помешанной на пасах. "Когда я рос и мы тренировались на взрослом катке, то часто оставался понаблюдать за танцами с шайбой в исполнении Славы Фетисова и Игоря Ларионова, - вспоминает Сергей. - Со стороны казалось, что они вообще не расстаются с шайбой и всегда знают, что с ней делать".

В те далекие московские годы об игре за океаном Зубов и не помышлял. "Все мечты сводились к матчам за сборную и победе на Олимпиаде. Об НХЛ серьезно задумался лишь в 1990 году, когда меня выбрали на драфте (в 5-м раунде, под общим 85-м номером). После золота Игр-92 твердо сказал родителям: "Если у меня есть шанс, то нужно попробовать". Вскоре в одном из московских отелей встретился с генеральным менеджером "Рейнджерс" Нилом Смитом (Сергей Немчинов был переводчиком). И твердо решил попытаться".

НХЛ, плей-офф, Кубок Стэнли - все было в диковинку в 1992 году, когда Зубов благополучно приземлился за океаном. "Мне повезло выиграть Кубок уже на второй год, - рассказывает защитник, забросивший в чемпионате-93/94 12 шайб и отдавший 77 результативных передач, а в плей-офф добавивший к ним 19 (5+14) очков в 22 матчах. - После триумфа искренне думал, что чашу лорда Стэнли завоевать совсем несложно. Однако для повторения успеха понадобилось пять лет. Когда не получаешь заветного трофея, понимаешь, что нужно работать еще больше, чтобы вернуться на вершину".

Незаметно пролетело еще восемь лет...

Перевод Владимира БЫЧЕКА