3 мин.

Талантам надо помогать

«В основе любого крупного состояния лежит преступление» – сказано давно и совсем не про футбол. Но лучшей характеристики сегодняшней состоятельности Японии и Южной Кореи определенно не найти.

Восемь лет назад Зепп Блаттер навечно дискредитировал себя, подведомственную организацию и пару безвестных арбитров из Египта и Эквадора. Более мерзкого и циничного подхалимажа по отношению к хозяевам ЧМ свет, пожалуй, и не видел. Судьи исполнили лакейскую волю главаря мирового футбола – не краснея, сломали волю итальянцев с испанцами, утопив их в море разноцветных карточек и отменив чистые голы. Казалось, весь тот чемпионат устраивался лишь для того, чтобы увидеть Южную Корею в сеульском полуфинале. Японцам, в общем, тоже стелили соломку – но чуть менее вызывающе. Испано-итальянская обида тогда растеклась по всей Европе – мало кто отнесся терпимо к методам, которыми Блаттер умаслил свой азиатский электорат.

Теперь Блаттер угодничает африканцам – в одной из самых криминогенных стран мира, на полупустых стадионах, под какофонический аккомпанемент метровых рожков. Кажется даже, что выслушивая по 3-4 часа в день тамошние народные инструменты, мы расплачиваемся за беспристрастный (хоть порой и неквалифицированный) арбитраж. Опасения насчет рецидива судейского беспредела оказались напрасными – половина африканских команд замкнула свои группы, а сама сборная-хозяйка вполне по делу финишировала третьей. Но вот что завораживает – Корея-то с Японией снова в плей-офф…

Умываются слезами традиционно звездные Нигерия с Камеруном. Пакуют чемоданы триумфаторы Евро-1992 и -2004. В конце концов, в соседних квартетах агонизируют финалисты прошлого ЧМ. А азиаты снова в шоколаде – на сей раз без вкраплений постороннего лизоблюдства. Как же так? Неужто эхо дружеского толчка Зеппа Блаттера восьмилетней давности? Других объяснений и не находится.

Гнев-2002 логичным образом накрыл японцев с корейцами – им инкриминировались игровая безыдейность и отсутствие звезд. Дисциплина, тактическая выучка, предельная концентрация – все это слишком банально, чтобы нравиться, зато достаточно, чтобы вызывать неприятие. Кем славилась тогдашняя Япония? Конечно, Накатой – сомнительным японским импортом сродни покемонам и тамагочи. На поверку Хидетоси оказался совершеннейшим мыльным пузырем, лопнувшим в первом же серьезном клубе и бросившим футбол в 29 ради собственного бизнеса. Кто выделялся в Южной Корее? Незабываемый Ан Чжун Хван, забивший итальянцам и попавший в опалу в «Перудже». Затерявшись между «Метцем» и «Дуйсбургом», Ан благополучно состарился на родине.

То ли дело сейчас. Япония плетет в атаке ласкающие взор кружева, Кейсуке Хонда замахивается на титул самого ценного игрока группового раунда, а заправляет всем этим благолепием Такеси Окадо, выводивший сборную еще на французский чемпионат мира. Южная Корея к привитым Хиддинком добродетелям прибавила уверенность в себе, здоровую дерзость, командную скорость и на удивление умелую игру в пас – опять же, под руководством доморощенного тренера.

Вначале века японцев с корейцами покупали, чтобы освоить бескрайний азиатский рынок. Сейчас их покупают, чтобы реально усилиться. Кейсуке Хонда выводит ЦСКА в четвертьфинал Лиги чемпионов, вымуштрованный Хиддинком и Фергюсоном Пак Чжи Сун становится одной из культовых фигур АПЛ, Такаюки Моримото приживается в серии А и удостаивается от Алешандре Пато сравнения с Роналдо, Ли Чун Юн в дебютном сезоне стал игроком основы «Болтона», универсальный вингер Дайсуке Мацуи строит вполне успешную карьеру в Лиге 1 и вопреки имени раздает изумительные передачи партнерам (именно он соавтор гола в ворота камерунцев), Пак Чу Юн колотит голы за «Монако», Хасебе побеждает в бундеслиге с «Вольфсбургом»…

Это раньше какие-нибудь Инамото и Соль Ги Хен смахивали на талисманы фэн-шуй, которые развешивают дома в угоду моде и в надежде привлечь магические силы. Вроде и украшают, и не мешают. Нынче же хонды и паки становятся неотъемлемыми атрибутами домашнего хозяйства, а мириады их платежеспособных соотечественников воспринимаются уже лишь как приятные дополнения. То есть, хорошо, конечно, что в Стране восходящего солнца пристально следят за каждым матчем ЦСКА, а японские журналисты ездят за Хондой во Владикавказ, но вообще-то его купили, чтоб голы забивал да атаки сочинял.

Семена большого футбола, щедро раскиданные Блаттером на востоке Азии в 2002-м, на излете десятилетия дали удивительные всходы. В футбольном мире появились два новых авторитета и теперь уже совсем не важно, кто и когда их породил. Не считаться с этим обстоятельством – себе дороже. Дания с Грецией подтвердят.