5 мин.

Грехи молодости

Михаил Гершкович

Бывший игрок московских «Динамо» и «Торпедо» слывет больше организатором, чем тренером. Да и образ у него такой – начальственный. Тем не менее, в течение четырех лет – с 1994 по 1998 – он занимался воспитанием смены российского футбола. В 1997 г. он вывел сборную России до 21 года в финальную часть чемпионата Европы. Между прочим, для всех его последователей подобная задача оказалась непосильной. Злые языки утверждали, что решающая победа над сборной Болгарии была достигнута не совсем честным путем, но доказать это, естественно, никак нельзя. Впрочем, отечественная молодежь сама заставила говорить об этом, проиграв в первом же матче финального турнира (он проводился по кубковой системе) испанцам. Тренер неудачу списал на то, что в Румынию ему не позволили взять (кто же был этим злодеем?) ни Радимова, ни Семака, ни Хохлова. В результате, Михаил Данилович закономерно отправился в отставку, а потом, что менее закономерно, боролся за тренерское кресло в главной команде страны. В первой сборной лавров специалист также не снискал, покинув пост старшего тренера (при живом главном) после провала в турнире, который в нашей стране иначе как ЧМЯК не именовали.

Валерий Газзаев

После серого и невзрачного периода Валерия Гладилина у команды в 2001 г. появился харизматичный рулевой, резко выправивший положение молодежной команды. Валерий Георгиевич вытащил команду из практически безнадежной турнирной ситуации, созданной Валерием Павловичем. Многие болельщики сравнивали положение молодежки с первой сборной, когда ее в 1999 году возглавил Олег Романцев. Увы, финал у историй получился также одинаковым. В решающем поединке со сборной Швейцарии в Раменском нашим нужно было побеждать. Ведя 3:1 после первого тайма, растущая смена довела страну до микроинфаркта, пропустив два мяча во втором тайме от носителя истинно швейцарской фамилии Кабаньяса. Газзаев ушел из молодежки в ЦСКА, но его опыт был признан успешным, и затем обладатель самых пышных в российском футболе усов стал главным тренером первой сборной в 2002 г. Где история повторилась, и после домашнего поражения от израильтян в товарищеском матче Газзаев оставил и этот пост.

Интересно, что из участников решающего матча в основе национальной сборной закрепились лишь защитники Василий Березуцкий и Сергей Игнашевич, да Андрей Аршавин с Александром Кержаковым, бывшие в ту пору игроком скамейки. А вот Вениамин Мандрыкин, Дмитрий Николаевич Смирнов, Мурад Рамазанов, Антон Хазов, Виталий Гришин, Петр Быстров, Олег Кузьмин, Артем Безродный, Руслан Пименов и Спартак Гогниев до команды Хиддинка (а до него Ярцева и Семина) не доросли.

Андрей Чернышов

Молодой и, как казалось в 2001 году, перспективный тренер был, как на сельское хозяйство, брошен на молодежку, сменив на этом посту Валерия Газзаева. Ему, правда, в отличие от большинства тренеров, работавших на этом заколдованном посту, удалось продержаться два цикла. Если о первом сейчас помнят только поклонники статистики и тренерского таланта Андрея Алексеевича, то второй, благодаря российско-датской феерии, запомнили все. На фоне безнадежных результатов первой сборной вокруг молодежки был раздут ажиотаж, Чернышов призвал под ее знамена выросших уже из коротких штанишек Акинфеева, Жиркова и Быстрова. Однако это не помогло. Проиграв дома 0:1, в ответном матче сборная не только проиграла 1:3, но еще и заработала пять удалений – в том числе одно за бросание Жирковым футболки сборной на землю. Умудрился удалиться тогда даже запасной игрок Самедов, который попытался бросить перчатки в судью матча. После матча удаленный Быстров обрадовал болельщиков еще и глубокими познаниями географии – назвав ирландского судью Келли «скандинавом». Карьера тренера после такого скандала у Чернышова пошла круто вниз – последним местом его работы стал безнадежный аутсайдер первого дивизиона «Динамо» Брянск, откуда он также был уволен.

Александр Бородюк

Этот тренер «новой волны», демонизированный на многих гостевых книгах, пытался усидеть на двух стульях, став одновременно помощником Гуса Хиддинка в главной команде и главным тренером молодежной. Его команде оставалось сделать последний, пусть и очень широкий, шаг до Евро-2007 – обыграть в стыковых матчах грозных португальцев. Сборная половину дела сделала дома, отгрузив красно-зеленым четыре мяча при одном пропущенном. Случившееся с командой в ответном матче, описанию не поддается. Сборная не только позволила отыграть гандикап, но и пропустила решающий третий мяч. Его, по иронии судьбы, забил в свои ворота Иван Таранов, бывший едва ли не лучшим на поле в составе наших. Но куда больше этот матч запомнился тем, что с командой не было Бородюка, а командой руководил Виктор Лосев. Знаменитый в основном тем, что был капитаном сборной СССР на Олимпиаде в Сеуле, но никак не выдающимися тренерскими успехами. Бородюк же остался в Москве помогать Хиддинку, что вызвало взрыв негодования в Интернете и в прессе – особенно среди патриотически настроенных журналистов. После провала в Сетубале Александр Генрихович прогнозируемо распрощался с молодежью, сосредоточившись на работе с командой №1.

Борис Стукалов

Сменивший Бородюка на посту главного тренера молодежки Стукалов давно находился, что называется «в обойме». Однако едва ли не главным успехом в своем активе Борис Александрович числил победу в зоне «Юг» второго дивизиона с владикавказским «Спартаком», после чего, собственно, и переехал из Северной Осетии в Москву. Коллеги аттестуют его как грамотного методиста, наверное, это стало поводом отправить пятидесятипятилетнего тренера на пост главы молодежки. Сборная при Стукалове уже традиционно уступила в решающем матче (на сей раз Испании – 0:2), а сам специалист отметился невызовом в сборную перед решающими играми заявивших о себе Рыжкова из «Спартака» и Дзагоева из ЦСКА. При этом армейский юниор получил вызов в первую команду, а Стукалов удостоился уничижительной критики от Газаева, который заметил, что Хиддинк, наверное, понимает в футболе меньше Стукалова.