6 мин.

Sime One

Пролог

После 14 лет блестящих выступлений в Европе Диего Симеоне принял решение вернуться в Аргентину и реализовать детскую мечту. В феврале 2005 года он дебютировал в составе «Расинга» из Авельянеды. «Я надел майку клуба, научившего меня любить футбол», – не скрывал тогда чувств растроганный Диего. По окончании клаусуры-2005 титулованной «Академии», как называют «Расинг» в Аргентине, не хватило до чемпионства семи очков. Дальше, увы, сказка превратилась в скучную прозу жизни. Сперва «Расинг» проследовал в середину таблицы, а зимой 2006-го и вовсе замаячили перспективы погружения во второй дивизион. Руководство клуба пошло на риск и волевым решением назначило на тренерский пост 35-летнего Симеоне – спустя почти год после его первой игры в бело-голубой футболке.

«В пятницу Симеоне играл за «Расинг», начиная с субботы – тренирует его», – цитата из архивов BBC как нельзя лучше характеризует неожиданный поворот в биографии экс-футболиста «Интера», «Лацио» и мадридского «Атлетико». Первый блин вышел знатным комом. Три поражения с общим счетом 0:8 на фоне тактических метаний – так Симеоне-тренер учил команду играть без Симеоне-игрока. Но уже через два месяца о тех матчах будут вспоминать как о досадном недоразумении. Новоиспеченный тренер закончил чемпионат серией из четырех «сухих» побед и ничьей, обезопасил «Расинг» от вылета и со спокойной совестью откликнулся на приглашение «Эстудиантеса». «Спокойная совесть» – отнюдь не фигура речи: после ухода Симеоне «Академия» на два чемпионата забыла о борьбе за выживание. Как покажет время, оставлять после себя не выжженную землю, а играющие команды – своеобразная профессиональная изюминка Диего.

«Эстудиантес»

В мае 2006 года с 14-матчевым тренерским опытом Чоло (El Cholo – прозвище Симеоне; так в большинстве стран Латинской Америки называют людей с индейскими корнями или метисов) заступил на пост номер один в «Эстудиантесе». Симеоне не скупился на слова признательности руководству, но, на первый взгляд, приход на новое место работы выглядел банальным разменом «шило на мыло». Середняк из Ла-Платы уже 23 года не становился чемпионом, в последнее время был намного ближе к зоне вылета, чем к призовым вершинам. Любопытство вызывала разве что фигура нападающего Мариано Павоне, за год до прихода Симеоне ставшего с 16 мячами лучшим бомбардиром примеры, да обидное прозвище «крысоубийцы» – наследство от студентов-медиков, входивших в число первых членов «Эстудиантеса».

К середине осени, задолго до финиша апертуры-2006, читатели газеты Ole! признали Чоло лучшим тренером аргентинской примеры. «Страсть Биелсы, суеверность Басиле, дотошность Билардо, утопизм Менотти», – не скупились на эпитеты газетчики. «Работа, работа, работа – это мое все, – по-ленински парировал Диего. – Как тренер я становлюсь лучше день ото дня. Ни одна ошибка не проходит незамеченной. Каждый день прогрессирую и узнаю что-то новое. Я верю в агрессивные команды, которые постоянно прессингуют. Хочу, чтобы болельщики отождествляли меня именно с таким стилем игры, хочу, чтобы они чувствовали: игроки делают на поле все возможное».

Дела у Симеоне не расходились со словами. На экваторе первенства в «дерби Платенсе» была повержена «Химнасия». Известный мотиватор Симеоне готовил команду к матчу оригинальным способом – устроил просмотр драмы Оливера Стоуна «Каждое воскресенье» с Аль Пачино в главной роли. «Эстудиантес» победил со счетом 7:0.

На финиш команда Симеоне накатила серией из 11 побед и ничьей, в последний момент заслужив право на «золотой матч» с «Бокой». Стоит ли удивляться, что Чоло и компания одержали волевую победу над вальяжным грандом – 2:1. Вожделенное чемпионство стало хорошей наградой для организованной команды, в которой солировали ветераны Хуан Себастьян Верон и Хосе Кальдерон, а также молодежь в лице Мариано Павоне (ныне игрок «Бетиса») и Хосе Соса («Бавария»). Симеоне тем временем поведал о своих стратегических планах: «В данный момент, я наслаждаюсь победой, но рано или поздно я начну тренировать европейский клуб. Уверен, что однажды этим клубом станет «Лацио».

Клаусуру-2007 «Эстудиантес» завершил не столь удачно – лишь третье место. Но тренерский талант Симеоне продолжал котироваться высоко: все прошлое межсезонье Диего ждали в мадридском «Атлетико». Благородное желание остаться и сделать «Эстудиантес» суперклубом, видимо, не нашло финансовой поддержки клубных боссов. Команду покинули Павоне, Соса и Кальдерон – среди купленных игроков столь ярких имен, увы, не было. Неуверенный старт и несыгранность не позволили бороться за высокие места, однако Симеоне по обыкновению выжал из ситуации максимум: к последним турам довел атакующую схему 3-4-3 до ума, Пабло Пьятти – до уровня «нового Месси», а «Эстудиантес» – до девятиматчевой беспроигрышной серии. Не получив гарантий кадрового усиления, Симеоне с чистой совестью покинул клуб и подписал контракт с «Ривером». Стоит ли говорить, что именно «Эстудиантес» до последнего сопротивлялся недавней коронации «миллионеров»?..

«Ривер Плейт»

Скромный во времена игроцкой карьеры и раскованный ныне Симеоне наконец стал во главе команды, соответствующей его амбициям. Что любопытно: и на новом месте собственные трансферные аппетиты Чоло утолить не удалось. Из списка желаемых приобретений (Андрес Д'Алессандро, Факундо Кирога, Родриго Арчуби) подписать удалось лишь последнего, затем крепко осевшего в запасе. При этом ухода местных звезд – Фернандо Беллуски и Марко Рубена – избежать не удалось. Ко всему прочему, Даниэль Пасарелла оставил последователю ворох конфликтов и внутрикомандных проблем.

Симеоне, не долго думая, взялся за дело. О конфликтах в раздевалке (не считая привычных уже отчислений за пьянство Ариэля Ортеги) все и думать забыли. На поле уже в межсезонье Чоло наигрывал непривычные для себя, но оправданные кадровой ситуацией 4-2-3-1. В стартовых турах игра «миллионеров» не впечатляла. Но наученный горьким опытом, тренер предпочел играть от обороны и взять с места в карьер, чтобы потом не бежать, как повелось в «Эстудиантесе», за уходящим поездом: десять матчей без поражений на старте. Уже в июне Симеоне дал волю воспоминаниям: «У меня хватало проблем с Буонанотте. Он постоянно жаловался, не понимал, чего я от него хочу, но я просто требую от футболистов универсализма. Того же требуют тренеры «Челси», «Ливерпуля», «Реала»... Взгляните на Игуаина. Здесь он выступал в роли наконечника, он был «девяткой», но в «Реале» его используют в роли левого вингера. Что-то подобное я и сказал Буонанотте. Каррисо – непростой человек. Да, он классно отыграл сезон, но не любит, когда ему указывают на ошибки в его игре. Абелайрас тоже недоволен, что я требую от него большей агрессивности».

Как бы то ни было, работа с Симеоне сделала малыша Диего Буонанотте одним из лучших снайперов чемпионата (9 голов за тур до финиша), Каррисо утвердила среди звезд вратарского цеха, а Абелайраса превратила в аргентинский аналог Пола Скоулза. Кстати говоря, именно Буонанотте оформил «золотой» дубль в ворота «Олимпо».

Эпилог

«Зачем я устроил потасовку в подтрибунном помещении? Слушайте, мы не просто модные типы в новых туфлях. Я страстно переживаю за то, что делаю. Пусть знают, что у «Ривера» есть яйца», – ничтоже сумняшеся заявлял по ходу сезона Симеоне, который не сыграл в футболке «миллионеров» ни одного матча в карьере. Думается, при таком отношении «Ривер Плейт» не мог занять никакого места кроме первого.