7 мин.

Адвокатская речь

10 июля 2006 года

«Да, я – дирижер»

Он приехал в Петербург не в качестве волшебника, но человека, который претворит в жизнь сине-бело-голубую мечту. Замена Властимила Петржелы на Дика Адвоката носила для «Зенита» исторический характер: этот тренер должен сделать питерцев чемпионами России. Возможно, не сразу, не в 2006-м, но годом позже точно. Адвокат столь бойко принялся за дело, столь энергично вел тренировки и столь эмоционально реагировал на перепитии первого матча в России, с московским «Динамо», что вопрос о дирижерстве возник сам собой.

23 июля 2006 года. После матча «Зенит» – «Торпедо» – 2:1

Отвечая на вопрос, почему в заявке команды не оказалось Александра Спивака: «Вы его друг? Если серьезно, то у нас в команде 23 игрока. На поле выходят 11, в заявку попадают 18. Кому-то приходится сидеть на лавке, кому-то на трибуне или дома».

В этой фразе Адвокат объединил сразу два своих постулата. Во-первых, никаких сантиметов. Во-вторых, всюду арифметический расчет. В дальнейшем, когда у него станут интересоваться судьбой того или иного исполнителя, он часто будет переспрашивать в каких отношениях находятся журналист с футболистом, а затем напоминать о законе чисел «23-11-18». В случае же с голкиперами закон примет вид «2-1»: между Вячеславом Малафеевым и Камилом Чонтофальски, выбрать можно только одного. Но глубже, внутрь механизма своего правосудия голландец никого со стороны не пускает.

12 августа 2006 года. После матча «Томь» – «Зенит» 2:2

В адрес арбитра Валентина Иванова: «Я был удивлен действиями арбитра на протяжении почти всего матча. Тем более, что это судья высокого международного уровня. Он превратил игру в нечто».

Побывав в Томске, Адвокат окончательно погрузился в реалии российского футбола. Сам же российский футбол увидел, что «Зенит» тренирует не икона под названием «Тренер мирового уровня», а простой голландский мужик. Раньше представить, что «человек из телевизора Дик Авокат», бежит вдоль бровки сибирского стадиона «Труд» и, потирая пальцы, намекает, что арбитр куплен… Нет, такое даже представить было невозможно. Это стало его первым, но не последним проявлением возмущения по поводу судейства в премьер-лиге.

17 сентября 2006 года

В адрес Властимила Петржелы: «Тренеры высокого уровня не должны говорить о своей прошлой команде. Было бы лучше, если бы он говорил о своем новом клубе. Он не тренер высокого уровня».

Любовь Петербурга к чешскому мистификатору оказалось настолько сильной, что Адвокату пришлось не только строить новый образ «Зенита», но и постоянно открещиваться от старого. Чтобы перестать волноваться из-за тени Петржелы, наставнику стоит понять главную тенденцию питерской футбольной психологии: нынешний тренер «Зенита» всегда считается хуже предыдущего. И свою порцию народной любви голландец еще получит. Ведь рано или поздно он обязательно уйдет.

28 ноября 2006 года.

«Я считаю Кержакова одним из лучших нападающих в Европе, но он не показал этого ни мне, ни клубу».

Список знаковых для Петербурга футболистов, которыми расстался Адвокат достаточно широк. Но история продажи в «Севилью» Александра Кержакова, безусловно, особая. Она позволяет выявить систему ценностей, которой руководствуется голландец в работе. Как бы тебя ни звали, ты должен быть лучшим на тренировках, затем доказать тоже на поле, а потом ежедневно подтвержать свой статус. Что-то не устраивает? Тогда сперва будешь выходить на замену, потом начнешь смотреть футбол со скамейки, а, в конце концов, можешь уезжать.

4 апреля 2007 года. После кубкового матча «Зенит» – «Спартак» 1:2

В связи с переводом в дубль Андрея Аршавина, Игоря Денисова и Александра Анюкова: «Я профессионал и ожидаю профессионального отношения от своих игроков… Оштрафовать их было бы проще всего. Но лучше предпринять какие-то меры в начале сезона, чем в конце».

«Весенний кризис» возник не потому, что кто-то плохой, а кто-то хороший. Столкновение менталитетов привело к одному из самых громких скандалов в истории «Зенита». И после такого взрыва жизнь команды не могла не изменится. То, что в конфликт вмешалось руководство клуба, которое не позволило Адвокату исполнить свой карательный долг и срок «отчисления» зенитовских лидеров сократился с недели до пяти дней, тоже наложило отпечаток на мировозрение голландца. Нет сомнений, что, если не раньше, то в апреле уж точно, наставник всерьез задумался о своей роли в «Зените» и, соответственно, что делать в будущем. Причем, размышления на тему будущего продолжаются до сих пор.

19 июля 2007 года.

Комментируя слова Станислава Черчесова о том, что «Спартак» вкладывает в работу больше души, чем «Зенит»: «Это тот самый человек, который выжидал пока его коллегу уволят и сменил его на посту главного тренера? Как он может говорить такие глупости?»

С тренерами-соперниками Адвокат старается поддерживать нейтральные отношения. А еще лучше для голландца вообще с ними не пересекаться. На послематчевые пресс-конференции на «Петровском он, к примеру, всегда приходит после того, как наставник гостей ответит на вопросы. При этом, любые словестные выпады в свой адрес, Адвокат старается отражать. Будь-то Черчесов с его оценкой «душевности» или Валерий Газзаев с обещанием обыграть «Зенит» 4:0.

4 августа 2007 года. После матча «Динамо» – «Зенит» 4:2

«Я сказал зенитовским игрокам сборной России, что на матче присутствует их главный тренер. Однако это не помогло».

Отношения между Адвокатом и Гусом Хиддинком четко не определены до сих пор. Но ясно, что искренней дружбы между ними нет. В российском периоде их карьер два голландца не стремятся помогать друг другу. Плюс к этому поражение от «Динамо» привело к тому, что рейтинг Адвоката упал до низшей точки. Казалось, что подведена черта под его работой в Петербурге – расставание предрешено, золотых медалей не будет и остается лишь ждать завершения его контракта с клубом. Было понятно и где Адвокат найдет пристанище зимой – австралицы проинформировали мировую общественность, что голландец скоро возглавит их сборную.

29 сентября 2007 года. После матча «Зенит» – ЦСКА 2:1

«Сегодня мы сделали большой шаг вперед. Я горжусь своей командой!».

И двух месяцев не прошло после поражения от «Динамо», а Адвокат, воспряв духом, произносит пафосные слова под аплодисменты публики. Он нашел оптимальное сочетание состава, ему верят игроки, он последователен в своих решениях, его во всем поддерживает клуб. Характерен и один эпизод, произошедший после матча с ЦСКА: выйдя из раздевалки, Адвокат собрался было садиться на заднее сидение своего «Мерседеса», как к нему неожиданно подошел болельщик «Зенита». Охранник двинулся было оттолкнуть человека, но голландец останосил его, показывая: «Не трогай, я его выслушаю». Видно, что Адвокат начинает получать радость от жизни в Петербурге. Победы воистину лекарство от всех бед.

13 октября 2007 года.

«Через две недели я расскажу, где продолжу тренерскую карьеру. Руководство «Зенита» пока не знает, что решил, а я уже знаю и скоро сообщу об этом».

«Австралийский сериал» с участием Адвоката срежисирован очень плохо: слишком много непонятного, слишком много предположений. Он держит в напряжениии лишь потому, что впрямую касается одного из лучших российских клубов. Но вот, наконец, голландец обозначил время развязки фильма о своем будущем. И в ожидании остается лишь гадать: он уйдет так же как пришел, когда весь мир говорил, что Адвокат летом возглавит «Зенит», а он тренируя Южную Корею, заявлял, что ничего об этом не знает, или все-таки останется, чтобы впервые в истории Петербурга услышать гимн Лиги чемпионов?

Александр ЛУКЬЯНОВ, Санкт-Петербург