8 мин.

На зов предков

Квалификационный раунд, 1997/98

«Спартак» – «Кошице» (1:2, 0:0)

Когда капитан «Кошице» Иван Козак до первого матча со «Спартаком» расценивал шансы команд как 50 на 50, в России смеялись. Когда он же на 40-й минуте с пенальти отправлял второй мяч в ворота Филимонова, хихикали уже в словацких спортбарах, приветствуя неожиданно привалившее счастье. Второй тайм первого матча и весь ответный матч спартаковцы упорно сочиняли новые моменты, разочарованно комкали их и принимались за новые. После игр у красно-белых ног скопилась приличная куча смятых возможностей. Даже в лихие 90-е золотой состав тогдашнего «Спартака» периодически ставил на ромбике черные кляксы. Это была самая жирная. И если за год до того, когда «Алания» разгромно проиграла «Рейнджерс», в России просто осознали свое место в клубном футболе, то после приключений «Спартака» с «Кошице» стало немного обидно.

2-й квалификационный раунд, 1999/2000

ЦСКА – «Мольде» (2:0, 0:4)

«Я очень надеюсь, что теперь русские нас недооценят», – сказал главный тренер «Мольде» Эрик Брагстад после проигранного матча с «Боде Глимт», на основе которого армейцы и состроили свои представления о будущем сопернике по Лиге чемпионов. После тяжелейшей победы 2:0, выловленной в Москве благодаря индивидуальному мастерству Дмитрия Хомухи и Валерия Минько, про предельный настрой и полную самоотдачу в ответном матче цээсковцы и слышать не хотели. 16-летний Сергей из Москвы, не снимавший болельщицкую розу даже во время фанатских потасовок, после ответного матча повесил ее на столб, а Игорь Рабинер сочинил душераздирающий материал про «катастрофу национального масштаба». ЦСКА проиграл 0:4.

3-й квалификационный раунд, 2001/02

«Локомотив» – «Тироль» (3:1, 0:1)

Судья Марио ван дер Энде, заметив грубый подкат Пименова, показал желтую карточку почему-то Владимиру Маминову, пробегавшего мимо по своим делам и попутно что-то крикнувшему в сторону арбитра. Пименов, который уже имел одно предупреждение, продолжил матч. По сумме двух матчей «Локо» прошел в основной этап, а тирольская сторона, вооружившись кассетой с записью матча и видеомагнитофоном, убедила УЕФА, что ван дер Энде говорил «Маминов», имея в виду «Пименов». Высшая инстанция удовлетворила протест австрийцев и пошла на беспрецедентный шаг – назначила переигровку и дисквалифицировала Руслана Пименова. Эти мероприятия стоили «Локо» лишней нервотрепки, а «Тиролю» несбывшихся надежд. Во втором матче австрийцы, которым следовало отыграть двухголевую разницу, раскрутили Руслана Нигматуллина только на один пропущенный мяч.

3-й квалификационный раунд, 2003/04

«Локомотив» – «Шахтер» (0:1, 3:1)

Сергей Игнашевич на 86-й минуте ответного матча пошел к «точке» бить решающий пенальти. Когда тысячи болельщиков, закрывших лицо руками, очнулись, Юрий Семин широченными шагами уже летел к трибунам с благодарностью. А ведь украинский клуб, где тогда учился уму разуму Бернд Шустер, ехал в Москву доделывать дело. В Донецке железнодорожники держали стихийную оборону: бравый Босс занимался производством сэйвов, а защитники блокировали неминуемые голевые удары. «Локо» тогда пропустил с пенальти, высмотренный Бузаккой за нарушение Пашинина в собственной штрафной.

Общая победа над донецким «Шахтером» позволила «Локомотиву» проникнуть в групповую стадию, там разгромить «Интер», сыграть вничью с «Арсеналом», выйти в плей-офф, где уступить будущему финалисту.

2-й квалификационный раунд, 2004/05

ЦСКА – «Нефтчи» (0:0, 2:0)

Аналогию матча с македонским «Вардаром», который годом ранее вытолкал будущего обладателя Кубка УЕФА из Лиги чемпионов, журналисты провели уже на первых минутах гостевой игры с «Нефтчи». Свежекупленные Игнашевич, Вагнер Лав, Феррейра, Карвалью красно-синие футболки в Баку не надели, а прежний состав так и не высмотрел малейшей лазейки в обороне азербайджанцев. Повторением конфуза запахло и спустя две недели. В общей сложности нули на табло размораживались аж 158 минут. А вот ноль на бразильском счету дебютанта Вагнера Лава растаял, не прождав и получаса. Бразилец, заменивший в перерыве Сергея Семака, бильярдным ударом с линии штрафной дал повод собственным болельщикам на радостях растоптать заготовленный на всякий случай валидол. Его глаза твердили, что праздничные «пистолеты» еще не раз постреляют и в куда более статусных матчах.

3-й квалификационный раунд, 2005/06

«Локомотив» – «Рапид» (1:1, 0:1)

«Локомотив» со своей аллергией на все австрийское после приключений с «Работничками» попал на «Рапид». Препаратов, способных безболезненно перенести тяготы австрийских приступов, в наличии не оказалось. Дмитрий Сычев, на ту пору еще забивной нападающий, и Дмитрий Лоськов, на ту пору еще ведущий машинист, травмировались. В первом матче одного гола хватило, чтобы разжиться гостевой ничьей, а вот в Москве случилась та еще история. Все линии нападения «Локо» сходились на Игоре Лебеденко, и именно в этой же точке след атак красно-зеленых пропадал. Александр Самедов, сделавший гол в первом матче, в Черкизово за полтора часа больше десятка раз падал и бросался к судье с требованием вернуть законный стандарт. Впрочем, забивать-то «Локо» был не обязан. Не пропустить – вот основная задача. Но и при ее решении подопечные Эштрекова допустили уйму ошибок. «Рапид», который если и забивал, то только однотипные голы после верховых подач, на 84-й минуте пустили на второй этаж, откуда австрийцы спрыгнули в ранге участников группового раунда Лиги чемпионов.

3-й квалификационный раунд, 2007/08

«Спартак» – «Селтик» (1:1, 1:1, 3:4 по пен.)

Если в 2008-м «Спартак», споткнувшийся в Лиге на первом же шаге, не имел ровным счетом никаких оправданий, то в 2007-м был повод сказать «не свезло». Например, что было бы, не тресни Роман Павлюченко в штангу на «Селтик Парке». Или дай плод хотя бы один из моментов, посеянных спартаковцами. Или не заклинь свисток у Херберта Фанделя хотя бы в одном из четырех эпизодов, когда в первом матче стоило поставить пенальти. Но и здесь не стоит забрасывать камнями госпожу фортуну. Ведь во втором тайме матча в Глазго москвичи без всяких оборонительный идей в панике телами ложились на траекторию вражеских ударов, всей командой закрывали ворота, не оставляя в створе живого места. К тому же в экстра-тайме Веннегор оф Хесселинк показал, что вполне может потягаться с Романом Павлюченко по умению шарахнуть с точки в каркас в самое неподходящее время. 1:1 в Москве и 1:1 в Глазго. Серия пенальти, в которой Максим Калиниченко, направляя мяч точно в руки Боруца, переплевывает Романа Павлюченко и Яна Веннегора оф Хесселинка вместе взятых.

3-й квалификационный раунд, 2008/09

«Спартак» – «Динамо» Киев (1:4, 1:4)

Европейский показ двухсерийного всесоюзного дерби провалился, так как одного из полноценных его участников, московский «Спартак» образца 2008, заподозрили в самозванстве. Кости не трещали, метры газона отдавались без войны, а фонтан эмоций и вовсе подсох – болельщики москвичей, сокрушавшиеся по поводу разрыва контракта с Егором Титовым, чуяли, что вот он – крах. «Динамо», ведомое Юрием Семиным, преспокойным образом забивало даже больше, чем нужно. За 180 минут противостояния сетка ворот «Спартака» рвалась от груза в количестве восьми мячей. Примерно за месяц до этого в еще одном знаковом противостоянии красно-белые нахватали тумаков от ЦСКА и, скрываясь в подтрибунье под позорные 5:1 на табло, всерьез думали, что хуже некуда. Станислав Черчесов, уволенный аккурат между двумя матчами, вместо того, чтобы опередить начальство и еще в перерыве первого матча с «Динамо» написать заявление по собственному желанию, поставил себя в дурацкое положение, бросив в пресс-центре «Лужников»: «В отставку не собираюсь».