3 мин.

Последний шанс черно-белых

Итак, что стоит на кону? В первую очередь – перспективы белковых шахматистов в матче с программой, которая не устает, не нуждается в подсказках, не умеет творчески мыслить, но умеет очень быстро выбирать лучший из возможных вариантов. Для того, чтобы у Крамника был серьезный стимул не терять форму после победного матча с Топаловым, организаторы матча при поддержке крупнейшей энергетической компании RAG AG гарантировали россиянину 500 тысяч евро только за участие в матче. В случае победы чемпион мира получит двойной гонорар.

Для Крамника противостояние с компьютерной программой не в новинку. В 2002 году в Бахрейне он уже играл с Fritz (более ранней версии, естественно). В первой половине матча, предлагая машине считать, как он сам выразился, "закрытые позиции", чемпион имел значительное преимущество и вел со счетом 3:1. Однако затем Крамник просто устал и позволил электронному сопернику сравнять счет. В итоге была зафиксирована ничья – 4:4. В 2003 году с модернизированной версией Fritz на трехмерной виртуальной доске играл Гарри Каспаров, который тоже не смог добиться победы, сыграв вничью. Правда, поговаривали, что тринадцатый чемпион мира перед тем, как дал согласие на поединок, условился, что проиграть он не должен. До Крамника и Каспарова свои силы с Fritz попробовал немец Роберт Хюбнер – и вновь ничья! Эта шахматная программа играла и в турнире "Люди против машин", приняв участие в тотальном разгроме Веселина Топалова, Руслана Пономарева и Сергея Карякина.

Естественно, Fritz постоянно модернизировался группой программистов под руководством Франса Морша и Матиаса Файста. Что касается Крамника, то его рейтинг по сравнению с 2002 годом существенно снизился. Несмотря на две победы в чемпионских матчах против Леко и Топалова, российский гроссмейстер очень неудачно выступал в 2005 году, откатившись за пределы первой пятерки мирового рейтинг-листа. Если в 2002 году Крамнику противостоял монстр, который мог просчитать "только" 2,7 позиций в секунду, то теперь против него будет играть чудовище, способное считать со скоростью 8 миллионов позиций в секунду. Проще говоря, компьютер будет видеть позицию на 8-9 ходов вперед в миттельшпиле, когда на доске может быть еще полный комплект фигур. Речь идет о ходах каждого из соперников, т.е. в совокупности получается предвидение на 17-18 ходов.

Руководитель программы развития Fritz Матиас Фюлленвебер подчеркнул, что матч с чемпионом мира поможет ему и его команде узнать, на какой стадии развития сейчас находятся "компьютерные" шахматисты. Что может помочь Крамнику? Возможно, то, что он получил версию Fritz для подготовки к матчу еще в мае. Правда, окончательный вариант программы был предоставлен ему только в середине октября, после победы над Топаловым. Для того, чтобы лучше понять ход "мысли" своего соперника, Владимир Крамник привлек в свою команду сильного программиста, который должен вникнуть в суть программы. Имя этого программиста держится в секрете. Впрочем, в команду Fritz входит гроссмейстер, который много раз играл против Крамника – он призван научить машину играть дебюты именно в тех вариантах, которые применяет чемпион мира. Не исключено, однако, что Крамник перед матчем с компьютером сумел проработать какие-то новинки. Например, в 2002 году он выяснил, что его электронный соперник не слишком удачно играет в тех вариантах, когда ему приходится играть против сдвоенных пешек. Это обстоятельно россиянин использовал.

Сейчас сделано все, чтобы уравнять шансы человека и машины, однако на самом деле матч превращается в научный эксперимент, в котором за то время, пока живой гроссмейстер сделает очередной ход, его бездушный противник успеет оценить шесть миллиардов позиций. Владимир Крамник может стать последним шахматистом, который играет с компьютером. Если он проиграет – рассчитывать на реванш просто бесполезно. 

Алексей ШИШКИН

 

Расписание матча

 

Партия 1. 25.11.2006

Партия 2. 27.11.2006

Партия 3. 29.11.2006

Партия 4. 01.12.2006

Партия 5. 03.12.2006

Партия 6. 05.12.2006

Все партии начинаются в 17:00 по московскому времени. Регламент партий – два часа на 40 ходов, еще час – на следующие 16 ходов.