9 мин.

Лети, Блэйк, лети!

Тэйлор выкинул мяч за пределы площадки – Блэйк в падении, приземлившись на локоть, его спас. Оранжевый снаряд снова вернулся к старшему брату. Теперь Тэйлор с разворота изо всех сил швырнул мяч на другую половину корта, а маленький Гриффин устремился с ним наперегонки. Он не успел. Не хватило всего нескольких футов потрескавшегося асфальта. Уже в следующий раз парень благодаря высоченному прыжку перехватил мяч на полпути, заслужив аплодисменты брата, отца и матери, которые знали наверняка, что их мальчик будет летать еще выше.

***

Семейный совет

У Гриффинов все решалось на семейном совете. Так, в свое время, было принято решение, что два мальчика (старший сын Тэйлор и младший Блэйк) будут получать образование в домашних условиях. Их мать Гейл считала, что никто лучше нее не сможет подготовить ребят к суровым реалиям жизни.

Исключение было сделано только для спорта. У Гриффинов не было одноклассников, зато партнеров по игре в футбол, бейсбол и баскетбол хоть отбавляй! Впрочем, главные сражения все равно проходили на заднем дворе, где два брата бились как профессионалы – без улыбок и форы. Самым большим оскорблением для Блэйка было, когда его называли «Маленьким Гриффином». Он всегда хотел быть большим, выше всех прыгать и быть первым в любом соревновании, даже если это турнир по щелбанам или конкурс на самый дальний плевок. Когда с ним уставал состязаться брат, Блэйк находил себе других дуэлянтов, порой, бегая на перегонки с самим ветром.

Даже лучшего друга Блэйк выбирал с умом. Сэм Брэдфорд (ставший в 2010 году первым номером драфта NFL) нашел в Гриффине товарища, который был готов к любым авантюрам, а Блэйк в лице Сэма приобрел идеального соперника – такого же сильного, неуступчивого и злого. У родителей Брэдфорда был собственный спортивный зал, который и стал полем боя для молодых талантов.

В 2003 году братья Гриффины все же пошли в школу – мать уже не справлялась. Oklahoma Christian School располагалась в элитном пригороде, к северу от Оклахома-Сити. За мальчиков взялся отец, который тренировал команду по баскетболу и легкой атлетике. Школа была известна своими спортсменами, самые известные из которых – Шэннон Миллер (гимнастика) и Мэтт Хофманн (BMX) приравнивались к суперменам. Братья установили планку еще выше.

После многих лет соперничества у них появилась возможность сыграть в одной команде, и они не стали терять времени даром. Следующие два чемпионата штата школа из Оклахомы выиграла за явным преимуществом, уступив лишь дважды по ходу турниров. Заголовки газет кричали о талантливых братьях Гриффинах, особенно отмечая старшего – Тэйлора. Время Блэйка пришло чуть позже – в сезоне-2005/2006 его брат уже закончил школу, и теперь именно «Маленькому Гриффину» предстояло стать лидером «Святых». Вместе со старым другом Сэмом Брэдфордом и будущей звездой «Канзаса» Ксавьером Хенри Блэйк бросил вызов лучшим школьникам страны. Летом он играл против Кевина Дюрэнта, Тая Лоусона и других парней, которым прочили отличное будущее в НБА. Блэйк по привычке старался быть лучшим, но ему не хватало опыта в борьбе на щитах, а при первых же неудачах Гриффин срывался – нарушал правила и на словах отправлял судей в увлекательное путешествие.

В эти годы парню очень помог отец, который и сам в юности неплохо играл в баскетбол. Томми Гриффин предложил сыну отвлечься и позаниматься боксом. Блэйк научился владеть своим телом, стал использовать руки и ноги как рычаги – впоследствии это очень помогло ему на площадке. Также Блэйку посоветовали больше бросать от щита – так он в несколько раз повысил свою эффективность в нападении.

Остальной боекомплект у форварда был в полном порядке – быстрый, могучий, резкий, выносливый игрок практически в одиночку обеспечил «Святым» из школы «Оклахома» еще одно чемпионство.

Без фанатов никуда – среди них был и главный тренер университета «Оклахомы» Джеф Капель. Он был без ума от мутанта, который считался намного талантливее своего старшего брата Тэйлора, в то время уже игравшего за «Сунерс». Еще больше прельщал Капеля тот факт, что Блэйк еще не успел примелькаться на радарах других скаутов. Был реальный шанс, что Гриффин в итоге выберет команду из родного города.

Блэйк никого не слушал. Никого, кроме брата. Тэйлор, кстати, прекрасно понимал, что с приходом Блэйка на него будут обращать еще меньше внимания, но успех команды стоял на первом месте. Это же «Сунерс» из их родного города, на игры которых Гриффины ходили еще мальчишками!

Выбор был сделан, а «Дьюку», «UNC», «Канзасу» и другим пришлось посторониться.

Взлетная полоса

Блэйк начинал свой первый сезон в «Сунерс» как младший брат Тэйлора Гриффина, а заканчивал год уже как наследник славы Уэймэна Тисдейла – одного из лучших игроков за историю «Оклахомы». Только травма колена прервала фантастическую серию из дабл-даблов, которые штамповал новичок. Даже Тэйлор, который, казалось бы, знал все приемы брата, был впечатлен прогрессом. Прошло совсем немного времени, и данки Блэйка наводнили ютьюб. После того, как Гриффин вколачивал свой очередной гвоздь, время останавливалось – мир должен был свыкнуться с тем, что можно так забивать сверху.

Он не жалел себя, бросался за каждым мячом, пытался перелететь через всех оппонентов. Уже после матча с «Texas A&M», в котором Блэйка в очередной раз неудачно приземлили, можно было предположить, что сезон для первогодки подошел к концу. Но после артроскопии на колене и недели отдыха Гриффин снова был в строю, в одиночку обыгрывая университет «Миссури». Хотя нет, он не выигрывал. Он давил своих оппонентов как бульдозер. Играл Блэйк Гриффин в детстве, а сейчас он в баскетболе для того, чтобы доминировать. Форвард набирал в свой первый сезон больше 14 очков и 9 подборов в cреднем за матч, фигурируя в списках самых лучших игроков конференции «Big 12». Измерив высоту полета, многие скауты решили, что Блэйк уже готов к НБА. Но у самого игрока были немного другие планы.

Он остался еще на один год в «Оклахоме» для того, чтобы завоевать для города титул чемпионов. «Сунерс» практически перестали проигрывать, а Гриффин начал показывать какую-то нереальную статистику. Игры 20+20 стали для него нормой. Против университета «Дэвидсон» форвард набрал 25 очков и 21 подбор. Уже в следующем матче с «Гарнер-Уэббом» показатели Блэйка 30 очков и 20 подборов. В конце года – новый рубеж: 40 очков и 23 подбора в игре против «Техас Тека».

До великих – рукой подать. 504 подбора Блэйка по итогам сезона уступают лишь результату Ларри Берда в 1979 (505). По среднему количеству подборов последним игроком с такими же выдающимися показателями (14,4) был Тим Данкан.

Для того чтобы выиграть чемпионат этого было мало (в четвертьфинале мартовского безумия «Оклахома» уступила «UNC), но рекордов и восторженных отзывов скаутов было вполне достаточно, чтобы стать первым номером драфта.

С показателями 22,7 очка и 14,4 подбора (интересно, но практически такую же статистику Блэйк демонстрирует в НБА) Гриффин получил статуэтки Вудена и Нейсмита, как лучший игрок всея NCAA, а затем с чувством выполненного долга отправился покорять НБА.

Конкурентов в 2009 году было немного. Он был на голову выше всех призывников (Хашим Табит не в счет) и все сожалели только о том, что попал в Блэйк в самую невезучую команду лиги – «Клипперс».

Мертвая петля

Блэйку Гриффину предстояло самое сложное испытание. Мертвая петля. Он научился летать, но, наверное, уже никогда не научится падать. Даже на тренировках и в предсезонных матчах Блэйк включал двигатели на полную мощность и не всегда мог рассчитать высоту и уровень опасности. Так и случилось в матче с «Новым Орлеаном». Поначалу травма не выглядела серьезной, но рентген показал трещину в колене. Определили сроки 6-8 недель, но лечение затянулось. Восстановление проходило очень медленно, все были на взводе, и пришлось принять непростое решение – еще одна операция. Сезон-2009/2010 Гриффин пропустил полностью. Болельщики «Клипперс» сокрушались, что Блэйк не смог помочь команде, которая, как по заказу обошлась без серьезных потерь. Бэйрон Дэвис, Крис Каман, Эрик Гордон – эти парни были здоровы и хотели вдребезги разбить стереотипы о «парусниках». Получился очередной переходный сезон, результатом которого стало долгожданное увольнение Майка Данливи. Болельщики из-за этого посчитали прошедший год успешным и с нетерпением стали ждать возвращения своей главной звезды.

Гриффину нужно было выходить из крутого пике. Лечиться, снова набирать высоту.

Экспериментальные полеты на старте чемпионата стали отличным плацдармом для элементов ультра-си в ноябре. Под горячую руку попался «Нью-Йорк», и именно после этого матча всем стало ясно, зачем нужно смотреть матчи «Клипперс». Восемнадцать раз «Стейплс Центр» по ходу сезона заполнялся до краев на матчах «Клипперс» (в прошлом сезоне было только пять сэлл-аутов). Все снова начали говорить о Блэйке Гриффине. Стали выяснять, белый он или чернокожий. Долгие дебаты поставили перед общественностью другой вопрос: «Блэйк Гриффин – человек?» С такими-то возможностями!

Блэйк пытается доказать, что он такой же как все. Общается с журналистами, раскрывает секреты своих тренировок. Даже сам пытается работать в качестве репортера. Блэйк – обычный парень с невероятным прыжком, но все люди в это поверят, только когда в лигу придет еще один такой уникум.

«Клипперс» меняются, подстраиваются под Блэйка. В первом сезоне у Вини Дель Негро не получилось – из обоймы постоянно выпадали игроки стартовой пятерки, и команде не удалось оправиться от нокдауна на старте (только одна победа в 13 матчах), а уже потом коллектив пошел по пути перестройки, обменяв Бэрона Дэвиса. В то же время эта молодая команда постоянно портила настроение лидерам – в этом сезоне «парусники» обыграли «Сан-Антонио», «Чикаго», «Майями» и «Бостон». На сладкое – победа над «Лейкерс».

Если немного отвлечься от данков Блэйка, то его игра все еще вызывает много вопросов. Большинство болельщиков до сих пор не могут с уверенностью сказать, умеет ли Блэйк Гриффин играть спиной к кольцу или нет. Нестабилен бросок крюком, есть серьезные проблемы со штрафными. Неприятели Блэйка в свою очередь считают, что на второй сезон форвард сдуется, к его манерам и ужимкам привыкнут, начнут более жестко ставить спину, и Гриффин сольется с толпой.

Его уже нарекли звездой, заставили прыгать через машину, сравнили с Чарльзом Баркли. Но после Конкурса по броскам сверху остался осадок, а в обоих матчах Уикенда Блэйк исполнял роль Фигаро.

Америка не говорит вслух о том, что боится потерять своего супермена. С таким стилем игры Блэйка надолго не хватит. Он должен измениться, поумнеть.

Сейчас он новичок года. Винни Дель Негро уже заявил, что если кто-то не проголосует за Блэйка, то этот человек просто редко смотрит матчи НБА.

На счету форварда – новый рекорд лиги по дабл-даблам (67, включая 22 подряд). Он первый новичок со статистикой 20+10 со времен Элтона Бренда. Круче него в дебютном сезоне играли только великие – Уилт Чемберлен, Дэвид Робинсон, Карим Абдур-Джаббар, Оскар Робинсон и Майкл Джордан. Если брать рейтинг эффективности Холлинджера, то Блэйк в нем выше, чем Тим Данкан, Хаким Оладжувон, Ларри Берд и Мэджик Джонсон.

Все эти рекорды и рейтинги пойдут прахом, если Блэйк перестанет летать. Он не будет таким же эффективным в тридцать лет. Его игра построена на зверином атлетизме. Каждая следующая травма будет отбирать у нас частичку Гриффина: несколько сантиметров от прыжка, пару мгновений от скорости разворота. У этого парня не так много времени, так что лети, Блэйк, лети!