4 мин.

Греческий кризис

Обе команды шли к этому финалу все последние годы. «Барселона» все никак не могла довести до ума перестройку, начавшуюся после расставания с Бодирогой: уже в прошлом сезоне каталонцы смотрелись ярче и зрелищнее всех, но все же пропустили подножку от Шишкаускаса. Боссы «Олимпиакоса» из года в год вкладывают в команду колоссальные средства, переманивая из НБА добротных исполнителей и каждое лето взрывая рынок все новыми суммами, но в отличие от злейших соперников у «красных» ничего не получалось.

Не получилось вновь. В споре самой смотрительной и одной из самых колоритных (прежде всего, благодаря исполнителям) команд победила «Барселона». Сине-гранатовые долго шагали к этому триумфу и заслужили его как никто другой еще перед Финалом четырех: в этих двух матчах для них было важно не упустить своего, не позволить деталям повлиять на общий результат, складывающийся на протяжении нескольких лет, а не появившийся сиюминутно, не сломиться психологически, сгорев от ощущения близости столь желанной победы.

«Олимпиакос» вышел вперед только единожды – в самом начале игры, когда Чилдресс реализовал один штрафной из двух, и команда повела – 6:5. После этого «Барса» начала набирать обороты, все больше увеличивая разницу.

Паскуаль представил вариативность игры команды и то, что он умело управляет блестящими возможностями своего коллектива. По сравнению с полуфиналом «Барса» предстала иной: Ндонг появился в старте и здорово выполнил свое задание – перекрыл кислород Схорцианитису и агрессивно придавил соперника в нападении, Наварро почувствовал себя свободнее, не обнаружив ни Холдена, ни Лэнгдона на паркете, Рубио также почувствовал себя раскованно – «Барса» повела – 12:8.

Стоило Теодосичу подравнять команды трехочковым (14:13), а «Олимпиакосу» немного встрепенуться, как «Барселона» включила дополнительные возможности: Рубио положил трехочковый, вышел Васкес, запугавший Буруссиса и сначала накрывший его, а потом заставивший нарушить на себе правила, и сделавший скидку на Майкла – 24:13.

Под конец грекам удались несколько хороших атак: Чилдресс был точен из-за дуги, Папалукас прошел под щит – но дистанция в десять очков продолжала держаться до середины третьей четверти.

Паскуаль все демонстрировал возможности своей команды, дав много времени Виктору Саде, вовсе не появлявшемуся во встрече с ЦСКА, а здесь ставшему адекватной заменой порой заигрывавшемуся Рубио, бросил в игру Базиле, использовал сочетание Васкеса и Морриса под щитами. Яннакис в это время искал, чем бы заменить получившего два замечания Клейзу, и наигрывал всевозможные варианты на передней линии (в итоге пришел к связке Вуйчич – Буруссис).

Но, что бы ни пробовал греческий наставник, инициатива оставалась в руках соперника. Эмоции бурлили: Папалукас бросался на арбитров, критикуя их после решений, которые ему не нравились, и возбуждая зал, Рубио совершал эффектные перехваты и забивал, Буруссис пихался под щитами, а Наварро делал то, что умеет лучшего всего – забивал «трехи», но, даже попадая в зону турбулентности в виде негодования или одобрения фанатов, игровое судно двигалось тем же самым курсом.

Ключевым моментом стало начало третьей четверти, которая началась с потери Рубио. «Красных» попытался вдохновить «Бэби Шак» – сначала забил сам, затем перехватил и, сиганув рыбкой на паркет, отдал передачу в отрыв на Чилдресса – и разница сократилась до 7 очков (47:40). Нить игры натянулась до предела, каждое решение судей воспринималось в штыки одной из сторон, любой мяч мог стать переломным, любое действие виделось под микроскопом как, возможно, решающее в матче. Но очередная вариация, предложенная Паскуалем, продемонстрировала свою жизнеспособность – чистый разыгрывающий в таких обстоятельствах был не нужен: Сада добавил снайперскую опцию на дуге, а мяч до Ндонга доводили общими усилиями, плюс Майкл играл важную роль – старался нагнетать, угрожать проходом, лезть один в один.

Разрыв начал расти (64:50 к концу отрезка), а Яннакис уже понимал, что все его приемы стары, как мир, и, если Чилдресс, Клейза, Папалукас или Теодосич не придумают что-то самостоятельно, то все пропало. Все, что он мог, он сделал – выпустил их всех на паркет, но это обернулось лишь потерями: Рубио забил в отрыве после того, как Моррис выбил мяч у Клейзы, Базиле спровоцировал потерю у Теодосича – 66:52, и Яннакис тут же выставил заднюю линию из Пенна и Беверли. Фактически это был белый флаг, знак, что тренер просто не понимает, что еще можно предложить. Просто ждать, когда Клейза порвет всех один, а Чилдресс подключит турбоспособности и будет забивать в стиле «энбиэй-джэм». Джош старался, как мог, но помощи не получал: Клейза начал грубо фолить на поднадоевшем ему Наварро, Василопулос за ним не отставал, а Папалукас только удивлялся, почесывая знаменитый нос – теперь каждое попадание воспринималось как предчувствие по-беды.

Грубость выбила каталонцев из колеи, греки подобрались на одиннадцать очков (76:65), но сосредоточились не на защите, а на бесконечных претензиях к судьям. Точка была поставлена за полторы минуты, когда Клейза снова вытолкнул Наварро в аут и что-то сказал арбитру. Технический, литовец сел с пятью фолами – Хуан Карлос положил четыре штрафных словно четыре контрольных выстрела и оформил себе второе чемпионство и звание MVP финального матча. Паскуаль еще дал сыграть в главном матче сезона Лаковичу и Триасу, но все уже предвкушали празднование: Рубио – словно маленький мальчик, которым он собственно и является (только все почему-то об этом забыли) – просидел последнюю минуту на плечах Васкеса и как безумный махал полотенцем над головой. Фран понес его срезать сетку, так и не дождавшись финальной сирены.

Потом же было то, что бывает в таких случаях всегда.