Восхождение звезды
Спустя 14 лет ЦСКА вернулся на Берси. С момента, когда армейцы нежданно-негаданно оказались в Финале четырех в 96 году – тогда команда Станислава Еремина, состоящая из российских игроков, усиленных Джулиусом Нвосу, выходила на паркет арены против грозного «Панатинаикоса» с Домиником Уилкинсом – изменилось практически все. Тогда ЦСКА – бедный по меркам лучшего турнира Старого Света клуб – выглядел настоящей золушкой на европейском балу. «Для нас это было также совершенно неожиданно. Многое было впервые. И мы как-то больше времени уделяли культурной программе. Что стало, конечно, одной из главных ошибок, потому что на полуфинал мы вышли не совсем готовыми. Нам подавила большая арена, безумные греческие болельщики и совершенно неудержимый Уилкинс. Это вот как раз та ситуация, когда не хватило опыта», – вспоминал тот матч Сергей Панов.
В этот раз как раз опыт это главное, что называлось почти всеми экспертами в качестве основного плюса армейцев. И главное – едва ли не единственное. «В нас царило воодушевление. Не было того чувства, которое сегодня есть у армейцев. Сегодняшняя команда – это финалисты, это победители. Тогда этого чувства не было», – подтверждает ту же мысль Станислав Еремин. Сегодня армейцы вновь выступали не в ранге фаворита, впервые за последние многое лет – новый тренер, отсутствие глубины в передней линии по сравнению с соперником, непонятная подготовка в последний месяц, травма и реабилитация Саши Кауна, которому предстояло сыграть определяющую роль – на большинство навевало скептицизм. Но было что-то, что заставляло не списывать их со счетов раньше времени.
Первые минуты как раз и ознаменовали значение опыта. С обеих стороны пошла вязкая не особенно смотрибельная игра, в которой армейцы явно чувствовали себя более уверенно. Каждый выполнял свою роль: Каун подстраховывал после промахов, Шишкаускас и Планинич центрили и делали скидки внутрь, Хряпа выходил на периметре и попал «треху», Лэнгдон барражировал на средней и дальней дистанции: рывок (9:2) был неотъемлемым приложением к невероятной страсти, отчаянной схватке за подбор, полным альтруизма и трезвого расчета действиям в нападении. Такая игра может показаться скучной: «шахматные» размены, попытки побороть за счет индивидуального преимущества, заставить сместиться и сделать скидку – но она приносила плоды. «Барселона» же вязла, не будучи способной задействовать лидеров: быстрые действия не проходили, Лорбека встречали как неродного, и он растерялся, снайперы молчали.
Сине-гранатовые нашли себя благодаря Майклу: американец – единственный, с кем у ЦСКА не хватало ресурсов справиться. Пит вертушками врывался под кольцо или провоцировал нарушения на себе: со штрафных он не промахивался, и испанцы оставались в игре. Он не только помог «Барселоне» подравняться (и даже выйти вперед после первой четверти и данка Васкеса – 12:11), но и выполнить главную задачу – нагрузить фолами Шишкаускаса (2), Хряпу и Кауна (по 1).
Подобная конъюнктура заставила Евгения Пашутина прибегнуть к более широкой ротации во второй четверти: появились и Смодиш, и Воронцевич, и даже бесперспективный Менса-Бонсу. Паскуаль в плане разнообразия замен от коллеги отставал, вот только его «скамеечники» действовали гораздо полезнее: Гримау обострял и шел под щит, а Ндонг и вовсе стал икс-фактором: именно появление африканца внесло своеобразный перелом в ход встречи. Бонифаций укрепил тылы, позволив игрокам периметра агрессивнее прихватывать своих оппонентов, а в нападении привнес то, чего не хватало Лорбеку – атлетизм и смелость – грудь Кауна его не пугала, и он смело заставлял «больших» нарушать на себе правила (Хряпа тут же скатился к критическим трем замечаниям), а, кроме того, не мазал со средней, помогая своим разбивать армейскую «зону». Арбитры еще вызвали ярость армейских болельщиков, зафиксировав у Холдена фол на Наварро в нападении – справедливости ради нужно сказать, что Джей Ар действительно резковато пошел локтем на оппонента – но отрыв постепенно наметился: армейцы начали сбиваться на дальние броски, оставались изолированными на периметре, а соперник играл наверняка – находил Ндонга, а тот делал все, что от него требовалось. Рикки Рубио сбросил какой-то невидимый груз и вышел из тени, намечая векторы атак, которые доходили до логического завершения. К большому перерыву отрыв составлял уже «-8» – 21:29.
Вторая половина облегчения не принесла. Хряпа почти сразу получил 4-й фол и уступил место Смодишу, а испанцы теперь задействовали периметр, где удавались броски и Рубио, и Наварро. ЦСКА неизменно находил ответ: Лэнгдон, Холден и Шишкаускас каждый раз брали на себя и попадали в нужные моменты, но сокращаться дистанция не собиралась. Больше двух точных атак подряд армейцы не проводили, хотя однажды довели разницу до трех очков (49:46): каталонцы также атаковали с большим трудом, находя дополнительные опции – агрессивность Гримау, старательность Морриса, что-нибудь фантастическое от скованного Наварро.
Развязка наступила неожиданно и была молниеносной. ЦСКА доверился Шишкаускасу и, как казалось, не прогадал, Рамунас клал одну за другой – 50:53. Но тут каталонцы вновь нащупали средство сдержать соперника, уплотнив «краску» – броски с дистанции до цели не доходили, борьба за подбор была проиграна, а подуставший Саша Каун перестал получать мяч. У соперника же раскрылся гений Рубио: Рикки окончательно успокоился – сначала отдал на Васкеса (того отправили на линию штрафных), затем забил сам и, наконец, нашел открытого Лорбека в углу – 59:51 – это уже была победа. После этого началась агония: атаку доверили Антону Понкрашову, он запустил мяч в небо над щитом, а безжалостный Рикки оформил участие ЦСКА в утешительном финале – 62:51. В оставшиеся минуты зрители потеряли интерес к происходящему, с гораздо большим интересом посматривая на разогрев болельщиков «Олимпиакоса» – до второго полуфинала оставалось полтора часа.
Барселона Испания – ЦСКА Москва Россия – 64:54 (12:11, 17:10, 18:20, 17:13)
БАРСЕЛОНА: Рубио (10 + 8 передач), Наварро (10), Майкл (8), Лорбек (7 + 9 подборов), Моррис (2) – старт; Васкес (11), Ндонг (9), Гримау (4), Яле (3), Базиле (0).
ЦСКА МОСКВА: Шишкаускас (19), Лэнгдон (12), Каун (9 + 10 подборов), Хряпа (5), Планинич (0) – старт; Джей Ар Холден (7), Понкрашов (2), Воронцевич (0), Попс Менса-Бонсу (0), Смодиш (0).
Ещё удивило «укрепление 4-5 позиции» , ну согласен 5 номер ещё 1 нужен,а 4 зачем ?) При наличии Смодиша-Менсу-Хряпы+Воронцевич может и играет там часто.