4 мин.

Забытый на скамейке

Ради заполненных (пусть и наполовину) трибун  и гостеприимной атмосферы легендарной каунасской арены «Спорт Халле» организаторам Финала четырех Единой лиги пришлось пойти на небольшую жертву – матч хозяев с УНИКСом был вынесен на поздний вечер, а главное российское дерби последних лет понижено в статусе. Участников это, впрочем, нисколько не смутило: забыв про общий товарищеский характер соревнования, символический призовой фонд и грядущий старт в Топ-16 Евролиги, ЦСКА и «Химки» столкнулись в упорнейшем клинче, ставшем характерной маркой противостояния клубов в этом сезоне.

Стремясь как можно скорее реабилитироваться за домашнее поражение от УНИКСа и подтвердить слова своего президента о том, что неудача может сыграть на пользу, армейцы с места в карьер огорошили соперников. В плотной позиционной игре с обеих сторон красно-синие чувствовали себя гораздо увереннее: пока химчане вязли в эшелонированных порядках (Кабесас долго возился с мячом, Янкунас терял мяч, Лэнгфорд не мог найти бросок, а Мозгов колоритно толкался с Кауном, но ничего путного сделать не мог), последовал рывок 14:7. Планинич, чувствующий себя былинным богатырем на фоне коренастого Кабесаса, пользовался габаритами и создавал моменты для Кауна, а Лэнгдон легко уходил от Лэнгфорда, застревающего в заслонах, забивая свои коронные броски из-за дуги и со средней дистанции. Обстановка благолепия вместе с комфортным преимуществом ушли в небытие вместе с первой заменой Серджо Скариоло: появившийся Виталий Фридзон весьма бесцеремонно испортил настроение всем присутствующим на площадке представителям ЦСКА – защитник «Химок» нашел управу на Лэнгдона и взбодрил партнеров семью очками подряд.

Позитивное влияние не прошло даром. Когда Евгений Пашутин отправил отдыхать Зорана Планинича, получившего два фола, и примкнувших к нему Кауна и Хряпу, выставив Соколова и Попса Менса-Бонсу, желто-синие подняли головы. Резервисты «Химок» были под стать Фридзону и смотрелись на голову внушительнее оппонентов: Явтокас легко продавил армейского центрового и отправил его на отдых, а британский новичок, здорово выглядящий в Москве, просто потерялся: подотчетный ему Дмитриев сразу же отметился двумя дальними попаданиями. Таким образом, после слаломного прохода Сергея Топорова «Химки» обеспечили себе шестиочковое преимущество (23:17): выставленная зона 3-2 полностью закрыла пространство на подступах к кольцу, но красно-синие продолжали упорно стучаться в закрытую дверь. Благо хоть по отскокам во второй десятиминутке армейцам удалась подтянуться. Взятый Пашутиным тайм-аут помог его подопечным взглянуть на себя со стороны: пара трехочковых (от Холдена и Шишкаускаса) восстановили паритет и вернули встречу в характерное вязкое русло. «Качели» продолжались почти до самого большого перерыва. Только тут у одной сторон наметилось преимущество. Пашутин бросил в дело Воронцевича и, как оказалось, отправил его прямиком на амбразуру: сначала Дмитриев был точен из-за дуги, а затем Фридзон раскачал армейца в поле. 13 очков Виталия стали той основой, на которой утвердилось небольшое преимущество его команды – 33:29.

В начале второй половины показалось, что игра уже сделана. Каун получил третий фол, а сменивший его Соколов с ужасом выступил в роли боксерской груши для неугомонного Мозгова. Химчане активно задействовали великана, но, конечно, фундаментом разницы в одиннадцать очков (44:33) стала блистательная защита, связавшая на периметре подуставших, тяжеловато выглядящих противников. Подбор снова стал единоличной прерогативой одной из команд (25-17 в пользу «Химок»), а Пашутину пришлось лишь в отчаянии складывать руки в т-образный знак, беря один тайм-аут за другим.

Мера спасения, изобретенная тренером, выглядела нетривиальной, но оказалось абсолютно гениальной. Спасителем ЦСКА выступил бывший химчанин Антон Понкрашов, неожиданное появление которого на паркете после длительного простоя получилось настолько невероятным, насколько это вообще могло быть. Так, вышел он играть четвертого номера – Пашутину требовалась большая активность на этой позиции против «бегунков» Янкунаса и Дмитриева. Длинные руки, цепкость, агрессивность и габариты Понкрашова стали тем элементом армейской защиты, которой так не хватало. Армейцы перешли на игру маленькой пятеркой (Планинич – Холден – Шишкаускас – Понкрашов – Каун) и сковали атаку соперников: после двух очередных потерь соотношение выглядело примечательно – 2-8. Обретение основы сзади позволило красно-синим найти себя в быстром нападении. Из тринадцати спуртовых очков (13:2) на счету Понкрашова значились два трехочковых из двух, а после того, как Планинич легко забил со средней в позиционной атаке, ЦСКА уже был впереди – 49:46.

Пять очков Лэнгфорда под конец третьей четверти помогли «Химкам» оправиться от удара и сравнять счет на 53, но психологический перевес был уже утерян. Зонную защиту ЦСКА разрывал классическим способом – передачей на выходящего на линию штрафных Кауна, таким образом создавая пространство на периметре. Затыкание образовавшихся пробоин ни к чему не приводило, в открытые зоны врывались армейские гренадеры: Хряпа, Понкрашов и Шишкаускас поднимали оппонентов и устремлялись к кольцу, Холден палил из-за дуги, а энергии Антона хватало еще и на подбор. Как результат, после первых же минут армейцы были далеко впереди (63:56).

Что делать с новой зонной защитой ЦСКА, смыкающейся на трехсекундной и втроем, а то и вчетвером атакующей посмевшую пролезть туда жертву, Скариоло так и не придумал. Фридзон потревожил Пашутина трехочковым (59:63), но это было временное явление. Как и в московском матче химчане попросту «поплыли», заставляя итальянского коуча биться в истерике и хватать себя за голову. Маккарти наступил на боковую линию, Мозгов не забил ни одного штрафного из двух, Лэнгфорд получил блок-шот от Шишкаускаса – все это лишь подчеркивало не понятно откуда появившиеся хладнокровие и рассудительность Понкрашова. Скрытный пас Антона на Кауна с последующим ударом сверху обеспечили красно-синим комфортное преимущество в пять очков (65:60), а довести дело до победы дальше было просто делом техники. ЦСКА грамотно убивал время и, хоть защитники красно-синих мазали с периметре из не самых выгодных позиций, не позволял забивать и сопернику, переведя матч в состоящий из серий штрафных эндшпиль, где наличие в составе Шишкаускаса и Лэнгдона предопределило исход. 71:66 – в очередной раз изыскав неведомые резервы, армейцы вновь не позволили химчанам довольствоваться победой.