9 мин.

Боль – это боль. 5 самых запоминающихся поражений ЦСКА в «Финалах четырех»

Фото: Fotobank/EB via Getty Images/Ulf Duda

5. «Финал четырех»-2007

Стадия: финал

Соперник: «Панатинаикос»

Состав: Холден, Лэнгдон, Вантерпул, Андерсен, Смодиш; Торрес, Папалукас, Понкрашов, Саврасенко, Ван Ден Шпигель, Воронцевич, Пашутин, Курбанов, Каширов,

Чем запомнился: финальной погоней

Как это было: Перед тем финалом ЦСКА не был однозначным фаворитом: шансы расценивались как равные, а фактор домашней площадки (играли в Афинах) мог сыграть в любую из сторон (о факторе Обрадовича тогда никто еще не знал).

ЦСКА приехал в Афины в статусе действующего чемпиона и самой феноменальной команды Европы: Мессина построил защиту, которая заставила забыть об оборонительных порядках имени Душана Ивковича, и научил свою команду не проигрывать. Единственная проблема виделась в повреждении Дэвида Вантерпула, вместо которого армейцам пришлось брать по ходу сезона из «Химок» Оскара Торреса: тот вроде бы смог заменить опытного, но возрастного американца, но в решающем матче этот небольшой недостаток все же сыграл против ЦСКА. До того все шло по накатанной: гладкий регулярный чемпионат, Топ-16 без поражений, катком по «Маккаби» в четвертьфинале.

Неожиданно схватка двух самых защитных команд Евролиги оказалась столкновением неудержимых атак: «Пао» установил рекорд по количеству штрафных (38) в финальных матчах, а героем встречи стал Рамунас Шишкаускас (20 очков, 12 штрафных), на которого армейцы так и не смогли найти управу. Звенящая на всю Европу защита ЦСКА оказалась в целом беспомощной против пик-н-ролльного нападения соперника, укрепленного ревом бушующих трибун, но зато красно-синие показали сердце чемпионов. MVP того сезона Теодорос Папалукас (23 очка, 9 из 10 с игры, 8 передач), железный Холден и практически гениальный в концовке Траджан Лэнгдон (11 очков в последней четверти) все же сумели затащить команду в концовку: за 4 минуты ЦСКА уступал 10 очков, но потом Смодиш и несколько раз Лэнгдон сделали все, чтобы за минуту соперников разделяли лишь два (85:87). На большее красно-синих не хватило. Неуемный Батист и штрафные предрешили исход матча.

И он запомнился. Тем, как надежда на чудо не умирала до самого последнего момента, когда была поглощена бурлящим зеленым морем.

4. «Финал четырех»-2009

Стадия: финал

Соперник: «Панатинаикос»

Состав: Холден, Лэнгдон, Шишкаускас, Смодиш, Лорбек; Моррис, Планинич, Хряпа, Зисис, Кейру, Каун, Воронцевич, Забелин, Швед

Чем запомнился: промахом Шишкаускаса под сирену

Как это было: Берлинский финал стал, наверное, лучшим в истории Евролиги. И по составу, и по накалу, и по драматургии он был похож на битву в Афинах, но Рамунас Шишкаускас добавил небольшую изюминку – бросок, который никто из армейских болельщиков не забудет до самой смерти.

ЦСКА и «Пао» подходили к финалу на пике: это была одна из лучших команд Этторе Мессины, это была очередная улучшенная вариация системы Желько Обрадовича. О комплексе Обрадовича уже начинали догадываться, но тогда он все еще не казался неизлечимым: повторить успех 2008-го было бы красиво. Только все надежды умерли еще в первой половине: к большому перерыву армейцы проигрывали 20 очков. У ЦСКА вновь возникла неожиданная проблема – по ходу сезона клуб расстался с взбунтовавшимся Алексеем Саврасенко – и против Пековича играть было некому. Эксперименты Мессины с молодым и практически не выходившим по ходу сезона Кауном ни к чему не привели.

Терять ЦСКА уже было нечего, и красно-синие вновь показали сердце чемпионов: во второй половине феноменальная защита красно-синих все же заработала и выдала рывок 17:0, который и вернул команду Мессины в игру. А дальше было ожидание чуда, которое казалось совсем близким: трехочковый Шишкаускаса свел разницу к одному очку (70:69) за 26 секунд до сирены. Ничего не изменилось после череды промахов и попаданий с линии штрафных – игра лишь замедлилась и налилась мощнейшим напряжением, создавая идеальную атмосферу для разрешения спора. За 5,8 секунды Мессина выбрал надежное средство: тогдашний безусловный лидер Рамунас Шишкаускас, на долю которого приходилось большинство концовок, взял инициативу в свои руки – разворот, бросок через руки Дрю Николаса, правильная траектория и… задняя дужка. В тот момент даже греки подумали, что мяч летит точно в цель, что уж говорить о болельщиках ЦСКА.

3. «Финал четырех»-2005

Стадия: полуфинал

Соперник: «Баскония»

Состав: Холден, Браун, Грэйнджер, Дикудис, Андерсен; Папалукас, Панов, Моня, Пашутин, Саврасенко, Мююрсепп, Заворуев

Чем запомнился: оглушительным поражением

Как это было: Сезон-2004/2005 должен был стать кульминацией невероятного пути, который проделал клуб с приходом Сергея Кущенко и Михаила Прохорова. Душан Ивкович к этому времени не только построил свою стену, но и команду, которую просто невозможно было остановить. Помимо сплоченности, сыгранности и характера, у нее еще был лучший игрок того года – неудержимый, как тогда казалось, Маркус Браун. Армейцы уже не боролись с соперниками, они сражались в вечности, продлевая и продлевая беспроигрышную серию и в итоге с 21 победой в 22 матчах установив рекорд регулярных чемпионатов. Дело оставалось за малым – взять еще две победы в «Финале четырех», который тогда, как по заказу, проходил в Москве. Никто не допускал ни единой возможности, что команда Ивковича может проиграть. Это было просто немыслимо.

Но уже в полуфинале ЦСКА получил один из самых страшных ударов за свою историю. Подвели две вещи, которые до этого казались незыблемыми: Маркус Браун, на которого к концу сезона взвалили ответственность за судьбу команды, оказался не готов к акцентированной жесткой обороне (5 потерь, лишь 1 из 6 из-за дуги), а знаменитая защита Ивковича так и не сумела найти управу на Арвидаса Мацияускаса. Хотя лидер ЦСКА на самом деле выглядел не так уж плохо, как это показалось тогда, все настолько привыкли к его сверхусилиям, что без них красно-синие были не похожи сами на себя и на протяжении всего матча пребывали в роли догоняющих. Вслед за Брауном провалилась и вся команда, бросавшая неожиданно плохо: 10 из 28 штрафных, 8 из 30 трехочковых – потом виновным в провале обвинили «неродной» для красно-синих дворец «Олимпийский», на трибунах которого превалировали болельщики «Маккаби».

Несмотря на все проблемы, ЦСКА – в основном за счет Холдена, единственного, кто оказался готов к решающим матчами – продержался до четвертой четверти и даже сравнял счет за 8 минут до конца. Но затем раздались три трехочковых выстрела (Приджиони, Кальдерон, Мацияускас), и мучения хозяев на этом завершились. На следующий день «Спорт-Экспресс» вышел с заголовком «Титаник»-2005, а поражение означало расставание и с легендарным Ивковичем, и с Маркусом Брауном, который после того разочарования уже не был собой прежним.

Трагичность этой историей объяснялась еще и тем, что та команда была одной из самых любимых: в отличие от последующих неудач, то поражение задело за живое по-настоящему.

2. «Финал четырех»-2013

Соперник: «Олимпиакос»

Стадия: полуфинал

Состав: Теодосич, Джексон, Уимс, Хряпа, Каун; Крстич, Мицов, Папалукас, Эрцег, Воронцевич, Понкрашов, Воронов, Зозулин, Гудумак, Соколов

Чем запомнился: безвольным поражением

Как это было: Сложно назвать проигрыш от «Олимпиакоса» неожиданным: в этом сезоне ЦСКА видел не менее невнятные матчи/отрезки матчей. Собственно, к «Финалу четырех» все уже знали об этой команде практически все, что нужно знать. В ней есть два бойца Хряпа и Каун, есть группа пассажиров, которые лишь в оптимальных для себя условиях могут считаться лучшими игроками на своих позициях, и есть тренер, который не признает возможности соответствовать уровню Евролиги за всеми остальными: по ходу сезона сам Мессина признавал, что повлиять на коллектив он не может, а, следовательно, не может и гарантировать положительный результат.

Почему все были настроены скорее оптимистично? Черт его знает. Наверное, потому, что к концу сезона коуч вроде бы научился управлять имеющимися под рукой игроками (хотя серия с «Кахой» это опровергла), потому, что Хряпа и Каун – это уже немало, потому, что в случае провала Теодосич и Крстич ставили бы огромные знаки вопроса над успешностью своих карьер, потому, что нет уже никаких сил и дальше проигрывать в «Финалах четырех».

Как бы то ни было, парадоксально радужные настроения быстро разбились о суровую реальность. Этот ЦСКА, ограниченный ротацией из 6-7 игроков, остается командой одного игрока, который нестабилен настолько, что его надо изучать как медицинский феномен: Милош в огне и проваливающийся Милош настолько разные люди, что они друг с другом не знакомы. В решающем матче Теодосич в очередной раз предпочел самоустраниться: 1 из 9 с игры, промазанные в начале штрафные, 1 передача и 2 потери, плюс технический, на котором все закончилось – без его четкой руки, без его агрессии, без его подавляющей соперника уверенности в себе ЦСКА мгновенно пошел ко дну. Хряпа и Каун продолжали биться, но так и не дождались помощи от остальных – все сербы не показали характера, Уимс не получил достаточной возможности, чтобы что-то изменить, Папалукас заставил пожалеть о том, что вернулся и испортил болельщикам воспоминания о золотых временах, а Джексон не стал для ЦСКА новым Холденом (его брали для того, чтобы он мог подменить Теодосича в моменты коллапсов у того, но он не справился с этой ролью еще по ходу сезона). Ну и сам Мессина, не совладавший с гранатой в руках имени Милоша Теодосича, показал, что, скорее, не прошел проверку «теорией Реда Ауэрбаха».

Поражение от «Олимпиакоса» оказалось возмутительно не само по себе, оно шокировало именно характером произошедшего: той возмутительной безвольностью, на фоне которой бойцовские качества чемпионов были особенно ярки.

1. «Финал четырех»-2012

Соперник: «Олимпиакос»

Стадия: финал

Состав: Теодосич, Шишкаускас, Кириленко, Хряпа, Крстич; Каун, Швед, Гордон, Лавринович, Воронцевич, Воронов, Мехия

Чем запомнился: невероятным поражением

Как это было: К началу мая лишь злостные хейтеры в глубине души таили надежду, что ЦСКА все же провалится: благодаря локауту, подарившему Кириленко, подросшему Шведу, сербскому супердуэту у армейцев оказалась одна из лучших команд десятилетия – провалившись в предыдущий сезон, ЦСКА сделал все, чтобы реабилитироваться. Феноменальный результат по ходу сезона (19-2), доминирование на всех уровнях, удачный календарь – у того ЦСКА был лишь один дефект: эта команда была настолько сильна и уверенна в своих силах (а также абсурдно прагматична), что частенько расслаблялась. Порой доходило до парадокса. Расслаблялись не только игроки, но и сам тренер Казлаускас, после победы в финале Единой лиги ВТБ, например, бросивший: если бы мы играли в полную силу, то финал был бы совсем не похож на финал.

Казалось, что у той команды есть потенциал, чтобы преодолеть любые проблемы. Даже в полуфинале с «Панатинаикосом», когда ЦСКА загорелся, Казлаускас включил защиту на полную мощность, а Швед, Теодосич и Кириленко расставили все по своим местам.

Сильнейшая передняя линия в Европе, умный опытный тренер, показывающий свои неземные таланты Кириленко – когда к началу третьей четверти ЦСКА повел 19 очков в финальной игре с «Олимпиакосом», дело казалось решенным. В поражение своей команды поверил даже Душан Ивкович, отправивший на площадку молодежь – чтобы почувствовать атмосферу финала. Что было дальше, и так все знают: самый невероятный камбэк в истории европейских финалов. Пока армейцы вовсю готовились к празднованию, молодые игроки «Оли» проявили полную бестактность перед лицом авторитетов и традиций: Принтезис, Папаниколау, Хайнс, Кешель подавили красно-синих своей старательностью и страстью. В стремительно изменившемся баскетболе команда Казлаускаса себя найти заново не смогла: Крстич потерялся под щитами, Теодосич утратил контроль над игрой, Шишкаускас промазал оба штрафных в решающий момент, а Кириленко не смог помешать победному броску Принтезиса за 0,7 секунды до сирены (не смог помешать, потому что, как показалось, сам не поверил в реальность происходящего).

Самый удивительный финал навсегда запечатлел в памяти тот ЦСКА, выступивший в неблагодарной роли Голиафа.