8 мин.

Теодорос Папалукас: «У этой команды есть все, чтобы войти в историю»

Возраст

- Насколько для вас удобна та роль, которая вам отводят в этой команде?

– Да я просто очень рад играть здесь. Это же невероятная возможность: вновь сыграть в «Финале четырех» за ЦСКА, великий клуб, который знают все. Для меня это бесценная возможность. Я рад, что мне дали такой шанс.

- Вы бы сказали, что это роль, прежде всего, дядьки-наставника?

– Да понятно, что я теперь ветеран, у меня есть больший опыт, и я пытаюсь принести максимальную пользу тогда, когда этого требует тренер.

- Как вы сами оцениваете свои физические кондиции?

– Думаю, что я на уровне, по моим стандартам. Конечно, я не тот уже, что был в 27 лет, но мне кажется, что я выгляжу получше, чем большинство людей в моем возрасте.

- Но вот вы способны еще прибавить? Даже не сейчас, а если вы будете полноценно готовиться к следующему сезону?

– Слушайте, я даже не знаю, будет ли для меня следующий сезон. Прямо сейчас я концентрируюсь на том, что происходит сейчас. Никогда не знаешь, что случится через месяц. Иногда даже не знаешь, что случится через час. Так что не буду ничего загадывать. Прямо сейчас передо мной шанс сыграть в «Финале четырех». И это прекрасно. Моя ситуация заставляет меня ценить эту возможность еще больше, наслаждаться каждой секундой, готовиться к этому моменту с полной концентрацией всех сил. Нужно понимать, что эти матчи связаны не столько с физическими кондициями, самое важное в них – психологический настрой. Потому нужно приготовиться к ним психологически.

- Но вот смотрите, Кобе Брайанту столько же лет, сколько вам. Вас удивляет, что он по-прежнему играет на своем привычном уровне?

– Вы же понимаете, что очень сложно сравнивать Евролигу и НБА. Это разные миры, особенно учитывая, что европейцы проводят много матчей летом, проходят длительный цикл подготовки. Кобе – великий игрок. Недавно назад он получил серьезную травму: от такого повреждения очень сложно оправиться прежде всего психологически. Но он показал, что он очень силен: он сразу же сказал, что будет работать над собой, чтобы вернуться.

Чем старше вы становитесь, тем больше меняется ваше внутреннее представление об игре, потому что ваши физические способности уходят (это вполне логично, это природа), но вы становитесь сильнее ментально, вы лучше готовитесь. И так становитесь лучше не с точки зрения физической силы, но с точки зрения психологического настроя и понимания игры. Вы становитесь мудрее, у вас больше опыта: иногда опыт и понимание игры в такого рода матчах оказываются гораздо более значимыми, чем все остальное.

Тренер

- Что насчет тренера? Он с пониманием к этому относится?

– Конечно. Тренер хорошо чувствует команду и каждого игрока – естественно, он все понимает. Он использует меня так, чтобы я больше помогал команде. И я очень рад, что вновь играю под руководством Этторе Мессины. Это просто невероятно. И это то, что заставляет меня стараться еще больше, чтобы порадовать его, чтобы доказать, что его решение дать мне шанс было правильным.

- Знаете, у меня такое ощущение, что тренер сильно изменился. Как вам кажется?

– Он вырос. Работа в НБА определенно пошла ему на пользу. Тренер – очень мудрый человек, который умеет извлекать пользу для себя из любой ситуации. Думаю, что работа в «Лейкерс» ему очень помогла: это можно видеть на площадке и, думаю, за ее пределами. С течением времени, мне кажется, мы увидим это еще больше.

- Изменились ли ваши отношения? Он вроде стал помягче?

– Да не, в команде такого уровня ты должен быть профессионалом сам по себе, без влияния тренера. Иначе тебе не видать успеха. Тренер знает, как вести себя с игроками – когда подавить на них, когда похвалить – и именно поэтому он входит в число лучших европейских специалистов на протяжении столь многих лет.

- Но вот, когда вы ушли, было много слухов, что это произошло из-за давления, связанного с работой рядом с Мессиной…

– Да не, ну вы что, у нас великолепные отношения. Даже когда я ушел, мы все равно поддерживали связь. Знаете, я бы не хотел сейчас об этом говорить, самое важное для нас сейчас – это «Финал четырех». Но одно точно: я ценю Мессину и как тренера, и как человека. Он помог мне лучше понимать баскетбол, помог более продуктивно выходить на замену, и я очень рад, что он появился в моей жизни, и как тренер, и как человек. Могу сказать о нем лишь хорошее.

Новая команда

- Вы стали рекордсменом по количеству «Финалов четырех», в которых вы принимали участие. Насколько для вас это значимо в смысле ваших карьерных достижений?

– Для меня гораздо важнее победы в «Финалах четырех».

Понятно, что, когда ты участвовал в главном европейском турнире так много раз, это особенная вещь. Вряд ли можно этим разбрасываться и говорить, что это не имеет значения. Но в данный момент меня волнует не сам факт попадания, а то, что мы можем выиграть.

- Какой из финалов для вас наиболее памятен?

– Всегда приятнее возвращаться к тем матчам, в которых ты выиграл, поэтому особенной для меня является первая победа в Праге.

Вообще, я помню каждый «Финал четырех», но сейчас самый важный из всех «Финалов четырех» – тот, что пройдет в Лондоне с 10 по 12 мая. Надеюсь, что он не станет для меня последним.

- В этом году ЦСКА играет нестабильно. В чем проблема, на ваш взгляд?

– Вы мне назовите хоть одну команду, которая бы в этом году играла стабильно. Этот сезон очень отличается: структура турнира изменилась, и играть стало сложнее – больше матчей, больше травм, сезон стал длиннее, меньше отдыха. Для меня сейчас самое важное заключается не в том, чтобы играть хорошо, самое важное – это побеждать. Это разница между хорошими командами и грандами: гранды даже в плохой для себя день находят способ вырвать победу, просто потому что играют умнее. В «Финале четырех» никогда не увидишь интересный матч, самое важное – побеждать.

- Многие считают, что нестабильность ЦСКА связана с нестабильностью Теодосича. Вы с этим согласны?

– Нет, конечно. Милош проводит отличный сезон, совершенно точно он попадает в одну из символических пятерок Евролиги. Понятно, что у любого игрока бывают хорошие дни, бывают плохие. И в итоге, если вы сопоставите все, то окажется, что количество хороших дней от него превосходит любые негативные моменты. Это отличает любого великого европейского игрока, это часть игры. Нельзя оценивать игрока только по хорошим или только по плохим моментам. Милош невероятно важен для нашей команды, я уверен, что он знает, что делать, чтобы помочь команде в финале. Он отличный спортсмен, очень умный баскетболист.

И я здесь совершенно не для того, чтобы помогать ему, я должен помочь команде.

- Вы могли бы сравнить эту команду с той великой командой, где вы играли с Холденом, Лэнгдоном и другими?

– Прежде всего, это нельзя сделать, потому что это новая команда, а та команда сыгрывалась в течение трех лет. Конечно, у этой команды есть возможность записать собственную страницу в истории клуба. У нее есть для это все. Единственное, чего пока нет – она должна начать побеждать на уровне Евролиги. Тогда я провел здесь шесть лет, и первые три из них были такими же: нужно дождаться того момента, когда все поменяется. И думаю, у нас есть хорошая возможность начать уже с этого сезона.

- Это происходит благодаря удаче, или что-то нужно изменить?

– В жизни и в спорте обязательно присутствие удачи, но ничего не бывает просто так. Вы должны быть в оптимальной форме на протяжении трех дней, когда продолжается «Финал четырех», вы должны оказаться в правильном месте в нужное время, ведь вы соревнуетесь с другими командами, а не сами по себе. Надеюсь, что для нас это время придет 10-12 мая 2013 года.

- Хорошо, тогда как вы оцениваете шансы ЦСКА?

– У ЦСКА – 25 процентов, как и у всех остальных. Я вижу это так. Нам нужно провести два больших финала: первый – в пятницу, а второй – если удастся победить, уже собственно за главный титул.

- Насколько для вас принципиален матч с «Олимпиакосом»?

– Я отыграл в этом клубе четыре года, с «Олимпиакосом» мы дважды доходили до «Финала четырех», там играют многие мои друзья. Глупо было бы говорить, что матч с греческой командой – это то же самое, что игра с «Барселоной» или «Реалом». Но нельзя придавать этому слишком большое значение. Это просто матч, матч между ЦСКА и «Олимпиакосом».

Европейский Мэджик Джонсон

- Вы одна из самых ярких европейских звезд последнего десятилетия. Вы видите молодых игроков, которые бы напоминали вам о вашей игре?

– Да в Европе полно отличных игроков, которые понимают, как использовать свои не самые выдающиеся атлетические способности на баскетбольной площадке. Нужно адаптироваться, нужно находить другие варианты. Я никогда не был великим атлетом, поэтому мне пришлось задуматься и сделать так, чтобы этот недостаток не ограничивал мою игру. Таких игроков очень много.

- Я все же о другом. Вас называют европейским Мэджиком Джонсоном…

– Не-не, это уже перебор. Хорошо, что люди уважают, что я пытаюсь делать. Для меня это очень важно, это придает тебе сил продолжать в том же духе, играть смелее, действовать с осознанием того, что моя импровизация приходится кому-то по душе…

Любимые баскетболисты нашего детства. Теодорас Папалукас