6 мин.

Пять причин, почему ЦСКА выиграет Евролигу

1. Доминирование по ходу сезона

За полгода европейских баталий ЦСКА потерпел одно поражение, проиграв концовку ревущему залу стамбульского «Галатасарая». Само по себе это достижение (повторяющее успех лучшего сезона) не значит ровным счетом ничего: все прекрасно помнят, каким конфузом завершилась феноменальная гонка команды Душана Ивковича в сезоне-2004/05 – красно-синий болид позорно замер в нескольких метрах до финиша.

Но в контексте оно приобретает устрашающий эффект: собранная за лето едва ли не с нуля команда довольно шустро вкатилась в сезон и понеслась по скоростным европейским трассам. Не сказать, что имело место какое-то чудо: игроки долго притирались, взаимодействия выходили не сразу, сохранялись опасения из-за отъезда Кириленко, были и травмы, и нестабильность, и проблемы с резервистами. Но, несмотря на все, результат приходил всегда: как бы неважно ни выглядел ЦСКА, противник оказывался еще хуже. А уж когда армейцы постепенно начали наращивать обороты, посыпались разгромы, избиения и откровенное пижонство. В этом смысле болельщиков ЦСКА вообще следует уважать: они все равно заполняют УСК, хотя заранее знают, кто победит.

В Европе немало хороших команд, но в этом сезоне между ними и ЦСКА пролегла пропасть: красно-синие не только не давали шанса практически никому, так еще и лишали соперников даже шанса пробиться в 10-ки лучших моментов. Дальше может быть практически все, но кажется маловероятным, что этот разрыв куда-то пропадет.

2 . Кризис европейского баскетбола

Нисколько не умаляя заслуг ЦСКА, нужно признать, что европейский баскетбол как-то измельчал. Кризис в Греции подкосил «Олимпиакос» и существенно ослабил «Панатинаикос», из испанских грандов до плей-офф дошла лишь «Барселона», да и та потеряла отличавшую ее энергию, бескомпромиссность и обязательный флер непобедимости, в чемпионские амбиции «Сиены» и «Маккаби», по-прежнему, не верится. Так что финансовая стабильность армейцев, собравших команду-мечту, автоматически делает их фаворитом в противостоянии с любым элитным клубом.

Дуэли с греческими суперклубами по ходу сезона это лишь подтвердили: лишь на старте в дыму жаждущего крови ОАКА «Пао» смог дотянуть до почетного овертайма, остальные игры не приносили грекам ничего, кроме разочарования. Так что даже признанные лидеры понимают – в играх с ЦСКА нужно будет прыгнуть выше головы и молиться, чтобы у армейцев был черный день.

3. Передняя линия

Основа такого игрового доминирования армейцев заключается в убийственном сочетании игроков передней линии. Армейский фронткорт – страх и зависть всей Европы. Собственно, для Старого света такое сочетание можно считать историческим: если бы не локаут, вряд ли в одной команде оказались сразу пять игроков, которые потенциально могли бы играть в НБА. Но Йонас Казлаускас и Андрей Ватутин не стали мелочиться и класть яйца в одну корзину: у литовского тренера есть и лучший атакующий центровой Европы Ненад Крстич, и лучший защищающийся Саша Каун, есть мистер-замок, лучший страхующий Виктор Хряпа и суперзвезда Андрей Кириленко, есть всегда готовый заменить лучших российских форвардов Андрей Воронцевич и проверенный Дариуш Лавринович. Еще более опасным это сочетание делает сопутствующее обстоятельство: тренер объединил их в единое целое, и этот баланс еще более преумножил сильные стороны любого из них.

Эта передняя линия определяет рисунок армейской игры. Вопреки общемировой тенденции Казлаускас не только не пытается играть легкой пятеркой, но напротив ее утяжеляет – один из лучших легких форвардов в истории Евролиги Рамунас Шишкаускас весь сезон выходит на месте атакующего защитника, а Кириленко и Хряпа по старинке выжигают все пространство под кольцом вместе с центровыми, в нужный момент приходя на выручку партнерам. Передняя линия ЦСКА – это и их вяжущая, не дающая развернуться в «краске» защита, и легкое непринужденное нападение, доводящее мяч в оптимальную точку за счет коротких и длинных передач, движения без мяча и, конечно, фирменных пик-н-роллов, растворяющих цемент любой обороны.

4. Убивающая рациональность

Каждая команда ЦСКА очень хорошо отражала характер своего тренера: дисциплинированность и минимализм Ивковича, жесткость и агрессию Этторе Мессины, закрытость и сдержанность Евгения Пашутина. ЦСКА Йонаса Казлаускаса невероятно похож на пресс-конференции главного тренера: на них вы услышите лишь то, что видели, в сухой лишенной особых эмоций форме. Главная сила этого проекта в пугающей математической рациональности: порой кажется, что план главного тренера расписан не по дням, а по часам – титул будет обязательно, надо просто делать то и то тогда-то и тогда-то. Погрешности допустимы, но они лишь повод для коррекции и работы над ошибками.

В этой рациональности весь ЦСКА. Доминирующий клуб Европы жертвует матчами чемпионата России и Единой лиги ВТБ, чрезмерно бережно относиться ко всем игрокам, делая все, чтобы дойти до ключевых сражений в самом оптимальном составе, придерживается строжайшей ротации, позволяющей не перегрузить никого из лидеров, мгновенно приступает к экспериментам с резервистами, едва становится понятен исход матча. Эта рациональность отличает и сезон с его постепенным раскрытием, развитием команды, изначальной нестабильностью и буквально пошаговым прогрессом, и видение всего пути – Йонас Казлаускас так все время и говорит «Я доволен тем, как выглядит команда в данный момент. Меня устраивает, как мы идем». В этой системе практически нет проколов, так что эта математическая точность как-то не позволяет и сомневаться – к нужному моменту красно-синие подойдут в своей лучшей форме.

5. Андрей Кириленко

Собственно, эта абсолютная рациональность видна и еще в одном аспекте. ЦСКА, если взять игроков основной ротации, необыкновенно ровен, умышленно ровен, ну и наверное, пугающе ровен: в этой команде нет лидеров, есть части (вполне заменяемые) целого. Любой представляет опасность в нападении. Любой знает свои функции в защите. Это кажущееся отсутствие вожака порой кажется проблемой: говорят, если дело запахнет жареным, команду некому будет повести за собой. Правда, есть и другая точка зрения – в команде, как минимум, пять лидеров, и каждый из них выходит на первый план тогда, когда это необходимо.

В любом случае Андрей Кириленко все равно выделяется. Он не определяет атакующую модель команды, построенную на сербских пик-н-роллах. Он не является лидером по очкам. Он не совершает по 30 бросков. И вообще он развел такую либеральщину, что позволяет забивать через себя сверху Шведу. Но все равно ЦСКА гораздо больше похож на сборную России, чем на сборную Сербии: друзья Хряпа и Кириленко гораздо сильнее влияют на темп, на плотность, на характер игры, чем их сербские коллеги. И именно они становятся тем источником внутренней командной энергии, к которому прибегают в чрезвычайных ситуациях.

Сейчас Кириленко меньше похож на самого себя начала сезона, когда руки-ножницы разрезали любую атаку на кучу бесполезных фантиков, когда казалось, что приехал кудесник не из НБА, а из баскетбольной сказки, когда каждое его движение приковывало внимание и завораживало. Теперь он часть команды и зависит от нее в той же степени, что и она от его фантастических способностей. Но, когда придет шанс, волшебство должно вернуться. Иначе и не стоило жертвовать годом жизни и годом игры в лучшей лиги.