5 мин.

Продолжение банкета

Десять отличий

Собственно на перечисленных выше особенностях сходство трасс в Канаде и Монако исчерпывается – по сути, они диаметрально противоположны. Возведенный на искусственном острове Нотр-Дам, что в Монреале, автодром имени Жиля Вильнева представляет уникальное сочетание длинных прямых и медленных виражей. Особенность трассы в том, что четырежды по ходу круга гонщики должны резко сбрасывать скорость – с 250-300 до 100 и менее километров в час – на входе в коварные повороты.

Шиканы предоставляют гонщикам главные возможности для обгона в Монреале. Ключевые участки трассы – десятый и двенадцатый повороты. В шпильке L'Epingle пилоты стараются найти компромисс между поздним торможением и сохранением идеальной траектории. Что же до шиканы, расположенной перед началом прямой старт-финиш, то здесь не только можно атаковать, но и растерять все преимущество, совершив одну-единственную ошибку. Именно здесь находится так называемая «Стена чемпионов» – бетонный отбойник, получивший свое саркастическое название после того, как в 1999 году машины здесь разбили три из четырех выступавших на тот момент чемпионов мира: Жак Вильнев, Дэймон Хилл и Михаэль Шумахер. «Мне кажется, что многие пилоты ведут болиды слишком близко к ограждению на 90 процентов ради шоу, а не потому, что это действительно необходимо», – рассказывает тест-пилот «Хонды» Алекс Вурц.

Еще одна визитная карточка островного автодрома – высокие поребрики, которые в Канаде гонщики должны атаковать очень агрессивно, если хотят показать пристойное время на круге. Однако переусердствовав, можно очень легко вылететь и разбить болид о заграждение.

Самые быстрые тормоза

Тормоза играют в Монреале гораздо более важную роль, чем на любой другой трассе чемпионата, ведь стабильное поведение машины на торможении имеет ключевое значение для хорошей разгонной динамики на выходе из шикан. Нагрузки, которым здесь подвергаются тормозные диски, значительны, поэтому гонщикам следует быть аккуратными с управлением машины, особенно на завершающей стадии гонки. Обычно команды везут в Канаду модифицированные тормозные системы – не только более надежные, но и с лучшим охлаждением. Болиды здесь будут оснащены самыми эффективными воздуховодами тормозов. Впрочем, с этим надо быть аккуратным: в 2004 году «Уильямс» и «Тойота» были дисквалифицированы как раз из-за несоответствия воздуховодов техническому регламенту.

Аэродинамический обвес на Большом призе Канады тоже особенный. Как выразился технический директор «Тойоты» Паскаль Васселон, болиды в Монреале настраиваются на «нижний предел среднего уровня загрузки». Проще говоря, на скоростных прямых автодрома имени Жиля Вильнева прижимная сила, действующая на болиды, будет наименьшей с начала сезона. Это примечательно тем, что многие команды привезли за океан минимальные аэродинамические комплекты. В частности, «БМВ-Заубер» F1.08 лишится своих характерных крылышек на носовом обтекателе.

Мягкие шины и гибкая стратегия

Низкая прижимная сила и жесткие торможения делают совершенно необходимым хорошее механическое сцепление на выходе из медленных поворотов, поэтому, как и в Монако, «Бриджстоун» обеспечит команды двумя самыми мягкими составами резины – «софт» и «суперсофт». На прошлой гонке свойства последней помешала оценить дождливая погода, так что на скользком полотне канадского автодрома (гонки здесь проходят всего два раза в год) «суперсофт» может оказаться настоящей темной лошадкой.

Традиционной тактикой в Монреале является стратегия двух пит-стопов, особенно если речь идет о лидерах: в этом случае первый отрезок максимально затягивается, чтобы успеть создать комфортный отрыв. Кроме того, пит-лейн в Канаде довольно протяженный, что делает нежелательным большое число визитов в боксы. Тем не менее, имеет свои выгоды и схема с тремя дозаправками. Выбравшие ее гонщики пытаются воспользоваться преимуществом легких машин, свежих шин и меньшей нагрузки на тормоза.

Однако все эти расчеты могут оказаться напрасными, когда на трассе оказывается сэйфети-кар – частый участник Гран-при Канады из-за того, что обломки разбитых о близлежащие отбойники болидов преграждают путь пелотону. Машина безопасности за последние десять гонок в Монреале вмешивалась в ход соревнований 15 раз, из них четыре – в прошлом году. Чем чаще выезжает сэйфети-кар, тем более непредсказуемой становится гонка. Третье место, которое в прошлом году занял пилотировавший «Уильямс» Вурц, было бы абсолютно невозможно в обычных условиях, ведь австриец проехал всю дистанцию с единственным пит-стопом.

Еще одной неизвестной в уравнении грядущего Большого приза Канады будет погода. Синоптики предсказывают грозы во время субботней квалификации с вероятностью в 50%, и 40% во время воскресной гонки. Такие «половинчатые» шансы могут означать, помимо прочего, что дождь может припустить прямо посреди гонки.

Последний раз такое случилось в 2000 году. Первые капли дождя упали посреди соревнований, но пилоты поначалу попытались совладать с моросью с помощью «сухих» шин. Однако и без того коварная трасса стала невероятно скользкой– мало кто, не исключая уверенно лидировавшего Михаэля Шумахера, избежал «прогулки» по окрестностям полотна автодрома. После «переобувки» в шины с протектором дождь серьезно изменил расстановку сил: приехал к подиуму «Бенеттон» не блиставшего в том сезоне Джанкарло Физикеллы, зрелищный прорыв на пятое место совершил «Эрроуз» Йоса Ферстаппена. Шумахер все равно победил, но его напарник по «Феррари» Рубенс Баррикелло сократил почти полуминутное отставание до 0,16 секунды. До реальной борьбы за победу, конечно, не дошло. «Команда попросила меня держаться позади Михаэля. Я доверяю команде, и уверен, что если окажусь впереди Шумахера, то мне позволят победить», – наивно заявлял бразилец после гонки.

Канадское трио

Прогнозировать результат Большого приза Канады сложно не только из-за возможного дождя и выездов сэйфети-кара. В прошлом месяце команды пытались провести на французском автодроме «Поль Рикар» репетицию с настройками для гонки в Монреале. Однако непогода сделала итоги тестов невнятными: лучшее время показал Ярно Трулли за рулем «Тойоты» при том, что «Феррари» Фелипе Массы проехала всего 19 кругов.

Ситуация выглядит так, что в воскресенье на победу будут претендовать пилоты трех сильнейших команд. Неудача в Монако, конечно же, не говорит о системном кризисе в «Феррари», но показывает, что Скудерия не имеет того подавляющего преимущества, которого ей предрекали после Барселоны. Ожидания громкого провала Льюса Хэмилтона также сильно преувеличены – возглавивший чемпионат лидер «Макларена» едет в Монреаль в качестве одного из фаворитов, ведь именно здесь он одержал свою первую победу. Ник Хайдфельд и Роберт Кубица вполне могут принести «БМВ» первый Большой приз – баварская конюшня была сильна в Канаде год назад и вряд ли в этот раз гонка для них сложится по-иному.

Впрочем, какими бы ни были погодные условия и итог соревнований, мало кто будет против, если интрига, как и две недели назад, сохранится до самого взмаха клетчатого флага.