12 мин.

Красный принадлежит «Феррари»: десяток оттенков запатентован! Но как можно захватить цвет?

На вопрос «каким будет ваш новый болид?» боссы «Феррари» часто отшучиваются – «красным!»

Ведь почти всю историю в «Формуле-1» марка ездила именно в традиционном итальянском гоночном, за исключением торжественных ливрей, визитов на сторонние рынки (вроде Северной Америки) и клиентских машин. Менялись только оттенки: от более светлого и яркого до чего-то потемнее вплоть до почти бордового (стиль рядом с «Альфа Ромео» и «Мазерати»).

А с приходом семикратного чемпиона мира Льюиса Хэмилтона тифози особенно заинтересовал вопрос цвета. Ведь британец сильно повлиял на выбор «Мерседеса» – и в честь его наследия немецкая команда даже оставила черный раскрас. Причем у «серебряных стрел», как понятно из прозвища, есть и исторический цвет. Поэтому фанаты и забеспокоились: не изменит ли новый лидер палитру и в «Феррари»?

Презентация Хэмилтона на базе в Маранелло оставила пасхалку. Британец показал новый шлем и вместе с Шарлем Леклером − новый комбинезон.

Детали шлема Льюиса натолкнули фанатов на некоторые мысли. Рассмотрим его.

Основной цвет − желтый, как на логотипе бренда. Впрочем, Льюис во все дебютные сезоны за новые команды гонял в желтых шлемах.

Но обращают на себя внимание красные или даже бордовые вставки, которые появились на панели для дыхания под визором и сверху. Итальянские медиа предполагают, что именно в таком цвете будут болиды «Феррари» образца 2025-го.

И у него есть название − Burgundy («бургунди»). Как и многие другие оттенки красного, используемые итальянцами, он запатентован и используется в дорожной LaFerrari.

Выглядит так:

Это один из самых темных оттенков в огромной палитре «Феррари». Нечто похожее уже использовали в «Скудерии» в 2020 году на Гран-при Тосканы, который стал 1000-м в истории команды.

Кроме этого, итальянцы продолжили дразнить тифози и выкатили короткое видео, на котором можно услышать звук запущенного мотора и некоторые элементы нового болида.

Итальянский коллектив неразрывно связан с красным цветом, но вы подозревали, насколько сильно и как много у него вариантов и оттенков?

У «Феррари» много запатентованных оттенков красного − как это?

Главный красный (алый) цвет запатентовали еще в прошлом веке – под названием Ferrari Red. Он стал синонимом бренда и ассоциируется с ним по всему миру. Истоки – в ранних годах гоночной команды. Тогда для обозначения болидов использовали более темный оттенок красного – Скудерия еще не собирала машины сама, а служила гоночным подразделением «Альфа Ромео».

Разделение по цветам проявилось в начале ХХ века – по правилам автоклубов той эпохи, команды должны были окрашивать болиды в национальные цвета.

Французы гонялись в синем, британцы – в зеленом, а немцы – в белом. По легенде, во время одной из гонок в середине 1930-х немецкие машины оказались слишком тяжелыми, поэтому с них сняли краску, и они остались с голым серебристым кузовом. Так родился новый гоночный цвет, но прозвище «серебряные стрелы» плотнее всего закрепилось за «Мерседесом».

Первые болиды «Феррари» – 125 S и 125 F1 – выехали на Гран-при Монако 21 мая 1950 года в бордовом, и именно он стал официальным для всех итальянских гоночных автомобилей. Его повторили в болиде SF1000 (на фото выше), чтобы подчеркнуть преемственность поколений.

После появления спонсоров в 1960-х «Феррари» остался единственным производителем, который придерживался традиций и продолжал «одевать» болиды исключительно в классический красный цвет.

Ferrari Red в описании из патентного бюро – яркий, огненный оттенок красного, передающий сущность скорости и страсти, который часто можно увидеть на спортивных автомобилях и роскошных аксессуарах. Этот уникальный цвет выделяется интенсивной, почти электрической вибрацией, что делает его символом силы и элегантности.

Для обозначения этого цвета «Феррари» в брендбуках указывает следующие прилагательные: смелый, роскошный, динамичный, страстный и культовый. В разных странах он символизирует итальянское наследие, ассоциируется с вершиной автомобилестроения и притягательностью скорости.

Но вообще, в палитре «Феррари» несколько десятков запатентованных красных оттенков.

Основных и самые востребованных 15, каждый назван в честь особого рынка, личности или местности: Rosso Barchetta, Rosso Berlinetta, Rosso Cina, Rosso Corsa, Rosso Dino, Rosso Fiorano, Rosso Magma, Rosso Maranello Opaco, Rosso Metalizzato, Rosso Mugello, Rosso Portofino, Rosso Scuderia, Rosso Singapore, Rosso Vinacchia и Rubino Micalizzato.

Rosso Barchetta означает «маленькая лодка» и происходит от формы ранних гоночных автомобилей.

Rosso Berlinetta разработан в 2012 году для F12 Berlinetta. Это трехслойная краска, поэтому при прямом солнечном свете она создает невероятный блеск.

Rosso Cina – неметаллический цвет, использовавшийся «Феррари» в 1960-х.

Rosso Corsa олицетворяет гоночную (corsa буквально «гонка») ДНК, которая питает «Феррари» на протяжении десятилетий.

Rosso Dino – яркий полуоранжевый оттенок, унаследованный от одной из классических моделей Dino 206 GT. Появился в 1960-х и вернулся в 2002 году, когда один из клиентов «Феррари» захотел получить Enzo в этом цвете. В настоящее время он входит в историческую палитру цветов, а назван в честь сына создателя марки.

Rosso Fiorano – более темный оттенок, названный в честь испытательного трека «Феррари» во Фьорано.

Rosso Magma – новый оттенок, появился совсем недавно. Изначально это был цвет «Мазерати» (как и «Феррари», входит в концерн «ФИАТ»), но в рамках программы Tailor Made его заказали для нескольких новых «Феррари», включая 488 Pista.

Rosso Maranello Opaco основан на итальянском слове, означающем «матовый». В основе этой краски лежит трехслойный металлический оттенок Rosso Maranello, который назван в честь города, где базируется марка в данный момент.

Rosso Metallizzato – один из самых темных оттенков, почти намекает на пурпурный. Его можно увидеть на Testarossa.

Rosso Mugello – один из самых насыщенных красных оттенков «Феррари», вдохновленный трепетом трассы Муджелло. Она расположена в Тоскане, принадлежит итальянскому автоконцерну и считается одним из главных испытательных полигонов для «Формулы-1» и спорткаров.

А еще на нем проходит один из самых статусных Мото Гран-при.

Rosso Portofino создали для презентации Portofino в 2017 году, он воплощает универсальные формы модели. Трехслойный оттенок – идеальный красный для дневного времени в итальянской Ривьере или вечера в городе.

Rosso Scuderia – идеальный оттенок для выработки адреналина. Кульминация всего, что связано с «Формулой-1»: волнение, победы и незабываемые моменты Скудерии. Используется в основном для спорткаров и машин класса GT.

Rosso Singapore – этот оттенок появился на модели Tailor Made «Феррари» SG50, которая была заказана дилером в честь 50-летия независимости Сингапура от Малайзии.

Помимо уникального цвета металлик он имеет гоночные полосы в сингапурских цветах, вышитые подголовники Lion и табличку в память об этом событии. И, конечно, за отдельную плату марка разработала и запатентовала цвет – в нем машины поставляют только для этой страны.

Rosso Vinacchia – хотя в переводе с итальянского Rosso Vinaccia означает «красное вино», вдохновением для создания цвета послужили остатки винограда после удаления сока.

Rubino Micalizzato – возможно, самый темный оттенок красного. Сейчас этот цвет доступен только по запросу и не входит в обычную палитру.

Достойно приватизации?

Как вообще можно запатентовать цвет?

«Роспатент» пару лет назад задался этим вопросом и даже обратился к американскому Институту цвета Pantone, который «правит» цветом в промышленном, интерьерном и модном направлениях дизайна, задает колористические тренды и следит за соблюдением прав на них.
«Даже если компания хочет сделать из цвета «товарный знак», ей всегда непросто: надо обосновывать это желание, – рассказывает вице-президент Института цвета Pantone Лори Прессман. – Придется доказывать, что этот цвет нераздельно связан с общей стратегией компании, ее идентичностью, имеет решающее значение для маркетинговой политики».
Первым получателем такого патента стала компания Owens-Corning – в 1985 году, после 5-летней юридической борьбы она зарегистрировала цвет в качестве торговой марки.
Через 10 лет Qualitex дошла до самого Верховного суда по делу о защите права зарегистрировать в качестве торговой марки зелено-золотистые сухие чистящие салфетки. Суд постановил, что цвет может определять бренд – и в результате открыл дорогу компаниям, желающим подать заявки на регистрацию собственных цветовых торговых марок.
Так что цвет теперь регистрируется как торговая марка в любом национальном или международном патентном бюро. Нужно только доказать несколько аспектов: цвет передает «вторичный смысл» (отличает продукт от конкурентов и определяет компанию как исключительный источник продукта), не создает неудобств конкурентам в плане стоимости или качества и не несет функциональной нагрузки (то есть не может быть жизненно важным для производства продукта или как-то применяться).
А поскольку разные оттенки красного так давно и прочно закрепились в сознании именно за Италией и «Феррари», все это доказывать в заявках и суде компании из Маранелло не так уж и сложно.

Может, и под Хэмилтона разработают и запатентуют новый оттенок?

Что еще почитать про «Феррари»: