Лучшие команды в истории «Ф-1»: от легендарной «Феррари» до «Купера» и «Мазерати»
В «Формуле-1» отмечают 75-летие и фиксируют главное в истории: людей (не только пилотов), команды, явления, даже технические решения.

В первой части экскурса мы показали, кого серия назвала лучшими пилотами за все эти годы, во второй – лучшие болиды, а в третьей − лучшие инновации. На очереди лучшие команды, которые оставили яркий след в истории серии.
Здесь не только те, что гоняются до сих пор. Некоторые из них по разным причинам исчезли.
«Феррари»

Лучший гонщик: Михаэль Шумахер (победы в ЧМ в 2000-2004 годах)
Лучшая эпоха: 1999-2004
Команда, которая не нуждается в представлении. По статистике «Феррари» − самая опытная и успешная в истории «Ф-1», а также самая романтичная и легендарная. Именно это и делает команду мечтой многих гонщиков.
В 1996-м итальянцы выписали из «Бенеттона» молодого немца Михаэля Шумахера, которому потребовалось три года, чтобы стать чемпионом мира в алом болиде и войти в историю вместе с доминирующим болидом «Феррари» – Скудерия пять раз подряд забирала Кубок конструкторов.
С дебюта в первом сезоне «Ф-1» в 1950-м «Феррари» вышла на старт в более чем 1100 Гран-при, ее пилоты 15 раз становились чемпионами, а команда брала 16 Кубков конструкторов.
«Макларен»

Лучшие гонщики: Ален Прост (чемпион «Ф-1» 1985, 1986 и 1989-го) и Айртон Сенна (победы в ЧМ в 1988, 1990 и 1991 годах)
Лучшая эпоха: 1988-1991
«Макларен» − тоже классика «Формулы-1». Команду в 1963 году основал Брюс Макларен, и даже после его смерти во время тестов в Гудвуде 7 лет спустя коллектив продолжил путь.
Особый отрезок в истории «Макларена»: когда в соседних боксах оказались два льва − Ален Прост и Айртон Сенна. Их противостояние стало украшением «Формулы-1» тех лет, а команде принесло много побед и 6 чемпионских титулов.

В отличие от итальянцев, британцы пока не дотянули до тысячи стартов, но их пилоты 12 раз становились чемпионами мира. За «Макларен» выступали Ален Прост, Айртон Сенна и Льюис Хэмилтон. Команда из Уокинга также 9 раз брала Кубок конструкторов и намерена развивать успех 2024 года.
«Уильямс»

Лучший гонщик: Деймон Хилл (чемпион мира 1996-го)
Лучшая эпоха: 1990-е
«Уильямс» дебютировала в 1978-м и с тех пор добилась немалых успехов: 7 титулов чемпиона мира для гонщиков, 9 титулов Кубка конструкторов, а также 114 побед и 128 поул-позиций.
В истории «Уильямса» было много знаковых гонщиков, но выделяется Деймон Хилл. В 1996-м он стал чемпионом мира, до этого дважды останавливаясь в шаге от победы в общем зачете. А сама команда доминировала благодаря технологически продвинутым машинам (FW14B и FW15C) с активной подвеской и мощным двигателем «Рено».
«Уильямс», основанный ныне покойным сэром Фрэнком Уильямсом, сейчас не так конкурентоспособен. Но команда по-прежнему остается решительной и популярной, пытаясь вернуться на вершину.
«Ред Булл»

Лучший гонщик: Макс Ферстаппен (чемпион мира 2021-2024)
Лучшая эпоха: 2010-2013
Возможно, у них нет такой же славной и длительной истории, как у некоторых предыдущих участников этого списка, но «Ред Булл» за относительно короткий период с появления в 2005 году закрепил за собой место в книге рекордов «Формулы-1».

Себастьян Феттель и Макс Ферстаппен принесли команде в общей сложности 8 титулов чемпиона мира, а также 6 Кубков конструкторов.
Лучшей эпохой в небольшой истории австрийцев можно назвать промежуток-2010-2013, когда Феттель забирал личные титулы, а «Ред Булл» − командный зачет.
Однако самый доминирующий болид достался уже Ферстаппену, который сделал Макса четырехкратным и позволил победить в 20 Гран-при из 22.
«Мерседес»

Лучший гонщик: Льюис Хэмилтон (чемпион мира 2014-2015 и 2017-2020)
Лучшая эпоха: 2014-2021
Вернувшись в «Ф-1» в 2010-м – после последнего участия в качестве команды в 1955 году – «серебряные стрелы» начали рекордную серию, в ходе которой в период с 2014-го по 2021-й выиграли 8 Кубков конструктора подряд.
За это время Льюис Хэмилтон завоевал 6 титулов чемпиона мира, а команда заняла третье место по количеству побед и поул-позиций в истории.
«Лотус»

Лучший гонщик: Джим Кларк (чемпион мира 1963-го и 1965-го)
Лучшая эпоха: 1960-е
«Лотуса» больше нет в «Формуле-1», но, безусловно, это одна из самых знаковых команд. В 70-х и 80-х благодаря инновационным конструкциям Колина Чепмена она добилась огромного успеха − 71 победа из 81 во всей истории существования.

Джим Кларк и Грэм Хилл внесли весомый вклад в 6 титулов чемпиона мира и 7 Кубков конструкторов. В 1960-х команда провела революцию, выпустив болид с передним и задним антикрыльями.
«Лотус» в первый раз пропал в 1994 году, а вернулся в 2010-м, чтобы вновь исчезнуть 5 лет спустя. Кими Райкконен даже смог принести им две победы.
«Купер»

Лучший гонщик: Джек Брэбэм (чемпион мира 1959-го и 1960-го)
Лучшая эпоха: 1959-1960
Хотя британская команда «Купер» не настолько известна, как предыдущие, в 50-х она оказала большое влияние на дизайн болидов «Формулы-1».

Этот небольшой коллектив первым разместил двигатель за спиной пилота, что помогло увеличить прижимную силу и в конечном итоге принесло «Куперу» успех: в 1959-м и 1960-м благодаря Джеку Брэбэму команда выиграла пару чемпионатов.
«Брэбэм»

Лучший гонщик: Джек Брэбэм (чемпион мира 1966-го)
Лучшая эпоха: начало 1980-х
В 1962 году австралиец Джек Брэбэм после триумфальных побед с «Купером» основал команду, назвав ее в честь себя. Хотя успех не был мгновенным, первая победа пришла уже два года спустя, а через четыре сам Брэбэм впервые стал чемпионом.

Это единственный случай, когда гонщик победил в собственной команде.
«Брэбэм» взял два Кубка конструкторов, а также в общей сложности его пилоты четырежды становились чемпионами. Кроме этого – 35 побед на Гран-при за 30 лет в «Ф-1».
«Рено»

Лучший гонщик: Фернандо Алонсо (чемпион мира 2005-го и 2006-го)
Лучшая эпоха: середина 2000-х
«Рено» участвовала в «Формуле-1» в качестве заводской команды трижды − с 1977-го по 2020-й. После первой победы Жана-Пьера Жабуя в 1979-м последовали успехи Алена Проста и Рене Арну, но чемпионских титулов не было.
Все изменилось во время второй попытки участия, когда Фернандо Алонсо завоевал два титула подряд. Причем именно испанец принес французам 17 из 35 побед. Способность выжимать максимум из машины и стратегический подход сделали его иконой команды, а внедренный демпфер масс помог болиду обойти «Феррари» и «Макларен» В 2020-м «Рено» покинула «Ф-1», сменив название на «Альпин».
«Тиррелл»

Лучший гонщик: Джеки Стюарт (чемпион мира 1971-го и 1973-го)
Лучшая эпоха: начало 1970-х
Дебютировав в 1970 году с чемпионом мира Джеки Стюартом в составе, команда «Тиррелл», основанная бывшим гонщиком Кеном Тирреллом, быстро добилась успеха. Год спустя Стюарт и его напарник Франсуа Север помогли завоевать Кубок конструкторов, одержав в общей сложности 7 побед, а первый стал чемпионом мира.

Вместе с командой Джеки в 1973-м взял титул, а в конце сезона завершил карьеру. Скорость, тактический подход и вклад в безопасность «Формулы-1» сделали Стюарта легендой. И хотя «Тиррелл» не смогла повторить этот успех в 80-х и 90-х годах, все равно осталась в истории: 23 победы в гонках и 14 поул-позиций.
«Бенеттон»

Лучший гонщик: Михаэль Шумахер (чемпион мира 1994-го и 1995-го)
Лучшая эпоха: середина 1990-х
В начале 80-х «Бенеттон» − известный производитель одежды, зашел в «Ф-1» в качестве спонсора. В 1986-м выкупил «Тоулмен» и обрел собственную команду.

Первая победа пришла уже в дебютном сезоне – Герхард Бергер выиграл Гран-при Мексики 1986 года. Но только в 1994 году команда завоевала титул чемпиона мира благодаря Михаэлю Шумахеру, а в 1995 году повторила успех, добавив к Кубок конструкторов.
Команда достигла пика в середине 90-х под руководством Флавио Бриаторе и с технической поддержкой Рори Бирна и Росса Брауна. В 2002 году «Бенеттон» стала «Рено», но ее успех с Шумахером гарантирует место в истории «Формулы-1».
«БРМ»

Лучший гонщик: Грэм Хилл (чемпион мира 1962-го)
Лучшая эпоха: начало 1960-х
«БРМ» основала компания British Racing Motors в городке Борн в британском графстве Линкольншир. Команда дебютировала на домашней трассе в 1951 году, а успех пришел в 60-х и начале 70-х − в общей сложности 17 побед.
Именно в «БРМ» на болиде P57 Грэм Хилл выиграл первый титул чемпиона мира, в том же 1962-м команда забрала Кубок конструкторов. Хилл был одним из нескольких звездных гонщиков, выступавших за британцев − еще Джеки Стюарт, Ники Лауда и Джон Сертис. Впечатляющее наследие для небольшой команды со скромными амбициями.
«Мазерати»

Лучший гонщик: Хуан-Мануэль Фанхио (чемпион мира 1954-го и 1957-го)
Лучшая эпоха: середина 1950-х
«Мазерати» участвовала в первом чемпионате «Формулы-1» в Сильверстоуне и на протяжении 10 лет добивалась успеха.
Благодаря Хуану-Мануэлю Фанхио и Стирлингу Моссу «Мазерати» одержала 9 побед, а аргентинец стал двукратным чемпионом мира, причем последняя личная победа стала для него пятой. Добыл он ее в приличном возрасте – 46 лет, за рулем культового «Мазерати» 250F. Машина отличалась надежностью и универсальностью, несмотря на финансовые трудности у производителя.
«Браун»

Лучший гонщик: Дженсон Баттон (чемпион мира 2009-го)
Лучшая эпоха: 2009 год
Команда «Браун» просуществовала в «Формуле-1» всего один сезон, но какой! В конце 2008 года команда, ранее известная как «Хонда», оказалась перед неопределенным будущим – производитель решил уйти из серии.

Вмешался руководитель Росс Браун, выкупив команду за один фунт, а остальное уже история: Дженсон Баттон завоевал титул чемпиона мира, а «Браун» обеспечила себе первое место в командном зачете в одной из самых удивительных сказок в истории этого спорта.
«Джордан»

Лучший гонщик: Хайнц-Харальд Френтцен (победы на Гран-при Франции и Италии, 3-е место в общем зачете)
Лучшая эпоха: конец 1990-х
«Джордан», основанная Эдди Джорданом, начала карьеру в младших сериях, а в «Ф-1» оказалась в 1991 году. За 15 сезонов командный зачет им не покорился ни разу, но эта команда-аутсайдер пережила несколько знаковых моментов.

Будь то привлечение новичка по имени Михаэль Шумахер или запоминающаяся дебютная победа с Дэймоном Хиллом во время хаотичной гонки в Спа в 1998 году. Годом спустя Хайнц-Харальд Френтцен добыл для «Джордана» две победы – на Гран-при Франции и Италии, а команда стала третьей в Кубке конструкторов.
Время «Джордана» в «Ф-1» было, безусловно, незабываемым.
А какая у вас самая любимая команда в истории «Формулы-1»?
Что еще почитать про историю «Формулы-1»:
Главные инновации в истории «Ф-1»: болид с шестью колесами и еще 9 гениальных решений
«Ф-1» выбрала лучшие болиды за 75 лет. 15 самых знаковых машин
«Ф-1» выбрала лучших пилотов за 75 лет. 20 самых знаковых имен
Айртону Сенне – 65 лет. 12 текстов о его новаторстве и заработках на «Ф-1»
Как менялась графика в «Ф-1»: теперь, глядя на экран, чувствуешь себя боссом команды
Великий рекорд Алонсо – 24 года с дебюта в «Ф-1»! Вот как менялся Фернандо с 2001-го
Почему любой пилот «Ф-1» хочет в «Феррари»? Честный рассказ легендарного экс-пилота
Он сделал «Феррари» великой: начал помощником Энцо, а закончил боссом «Фиата» и титулами Шумахера
Почему «Феррари» вечно проваливается в «Ф-1»? Наше исследование
Михаэль Шумахер так крут, что 28 лет назад аутсайдер «Ф-1» позвал его для настройки болида!
Оригинал: официальный сайт «Ф-1»
Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Mark Thompson, Evening Standard/Hulton Archive, Victor Blackman/Daily Express/Hulton Archive, Daily Express/Hulton Archive, Clive Rose, Peter Fox, Ronald Dumont/Daily Express/Hulton Archive, Central Press, Robertus Pudyanto, Simon Bruty/Allsport, Victor Blackman/Daily Express/Hulton Archive; East News/AP Photo/Andre Penner, Clive Mason/Allsport; imago sportfotodienst/Global Look Press
И выбор Хилла лучшим гонщиком Вилльямс при наличии Алана Джонса, Биг Найджа и самого Алена Проста - это ооочень сильное колдунство.
"Скудерия пять раз подряд забирала Кубок конструкторов" - ещё раз учимся считать, внимательнее - щесть кубков конструкторов подряд.
"В истории «Уильямса» было много знаковых гонщиков, но выделяется Деймон Хилл" - ну вы серьёзно не слышали фамилию Мэнселл?
"«серебряные стрелы» начали рекордную серию, в ходе которой..." - в ходе с перерывом почти на 60 лет.
"В 70-х и 80-х благодаря инновационным конструкциям Колина Чепмена она добилась огромного успеха − 71 победа из 81 во всей истории существования" - тут я вообще не понимаю, как и что вы считали - в 80-х при жизни Чэпмена его командой была одержана 1 (одна) победа - в Австрии в 1982.
"Хилл был одним из нескольких звездных гонщиков, выступавших за британцев − еще Джеки Стюарт, Ники Лауда и Джон Сертис" - тут я даже орать не могу.
"Благодаря Хуану-Мануэлю Фанхио и Стирлингу Моссу «Мазерати» одержала 9 побед, а аргентинец стал двукратным чемпионом мира, причем последняя личная победа стала для него пятой" - опять математика - последняя победа Фанхоо - 24-я в его карьере и 7-я за Мазерати.
Это что глаза режет, были еще мелочи, я на них внимание не заострял.