Все основные словечки из «Ф-1»: проще уже некуда
От редакции: Привет! Вы в автоспортивном блоге «Оранжевое видение». Поддержите автора плюсами и подписками, тогда классных материалов будет больше! В свежем тексте – каталог основных терминов «Формулы-1».

По ходу гоночных репортажей часто встречаются особенные термины, которые заставляют неискушенного зрителя думать: «А что сейчас сказал комментатор?», «Какой такой еще слип-стрим после череды андеркатов?». Попробую описать подобные выражения простыми словами, чтобы любой желающий мог быстро освоиться в хитростях описаний.
Для начала разберемся, что такое «Формула-1» и чем отличается от других серий.
«Формула-1»
«Формула-1» – класс автогонок с определенным набором технических правил. Главное отличие от других формульных серий в том, что регламент обязывает участников самостоятельно создавать шасси. Это дает возможность инженерам и конструкторам проявить максимум фантазии и создать лучшую машину в относительно широком диапазоне элементов. Среди формульных классов «Формула-1» – единственная, где машины не унифицированы. Например, в «Формуле Е» и в «Индикаре» шасси всем командам представляет компания «Даллара».
«Формула-1» – мировой чемпионат, который благодаря истории, техническим возможностям и охвату стран-организаторов приобрел славу по всей Земле. Сейчас «Ф-1» на пике популярности. Благодаря рекламным кампаниям, сериалу Drive To Survive и активностям во время Гран-при серия привлекает поклонников со всего света. Уик-энд «Формулы-1» – не просто трехдневное соревнование раскрученных гонщиков на навороченных машинах. Это целый форум событий, где на каждом этапе царит особенная атмосфера, связанная с историей автодрома и наполненная колоритом страны-хозяина Гран-при.
Действующие лица
ФИА (FIA, Federation Internationale de l’Automobile) – Международная автомобильная федерация. Главный орган надзора за гоночными событиями мира. Именно ФИА придумывает регламент «Формулы-1», создает правила и контролирует их соблюдение.
ФОМ (FOM, Formula One Management) – компания, отвечающая за коммерческий успех «Формулы-1». С 2017 года права принадлежат американскому концерну Liberty Media. Если ФИА занимается гоночными вопросами, то ФОМ решает все, что связано с деньгами. Контракты на проведение Гран-при, допуск к участию в чемпионате других команд, спонсорские договоренности, стоимость билетов на этапы серии – все это контролирует (жадный до выгоды) ФОМ.
Дирекция гонки – группа лиц, которая контролирует течение Гран-при. В обязанности дирекции входит соблюдение расписания Гран-при, процедура старта, решения о режимах желтых/красных флагов и выпуске машины безопасности, осмотр болидов после гонки. Не занимается распределением штрафов – это возложено на гоночных судей. Но перенаправляет инциденты им на рассмотрение.
Судьи Гран-при (или Коллегия Комиссаров) – выбираемые на каждый отдельный этап лица, которые следят за честностью борьбы во время гоночных сессий. Обладают особенными правами на раздачу штрафов по ходу заездов. Самобытны и нещадно критикуемы вместе с дирекцией гонки, хотя и занимаются разными делами. Состоит из четырех человек – один обычно представляет местный автоклуб, один – делегат от гонщиков. Решение обязательно выносится за подписью не менее трех.
Команда «Формулы-1» – сплоченный коллектив, целью которого является лучший результат в чемпионате. Состоит из двух гонщиков, руководителя команды, дюжины советников, десятков инженеров, отряда механиков и тысячи сотрудников на базе. Часто команда ассоциируют с пилотами и руководством, но это лишь вершина айсберга. Сотрудники в боксах и на заводах обеспечивают большую долю итогового результата, оставаясь в тени медийных лиц.
Из чего вообще состоит «Большой приз»? Главные элементы гоночного шоу
Гран-при – трехдневная бойня за право называться лучшим на конкретной трассе. Состоит из подбора настроек и попыток подружиться с гоночным треком (тренировочных заездов, или практик), квалификации (выяснения, чья машина быстрее на одном круге) и гонки (чья машина быстрее и надежнее на классической 300-километровой дистанции). С 2021 года Гран-при разнообразили спринт и спринт-квалификация – пробник нормального Гран-при длиной 100 км и укороченная квалификационная сессия, чтобы как-то выставить машины к спринту. Тогда количество тренировок урезается до одной.
Гонка – заезд, в котором определяется победитель этапа. Длина любой гонки по регламенту варьируется в диапазоне 305-310 км. Количество кругов высчитывается именно из этого числа. Есть и другие ограничения – гонка не может идти более 2 часов «чистого» времени и более 4 часов с учетом остановок соревнования.
Паддок – зона автодрома, где размещаются гоночные «дома» команд («моторхоумы»). В паддоке тусуются дорогие гости и кипят сплетни. Рядом инженеры и механики придумывают тактику на уик-энд и перетаскивают детали из грузовиков в боксы. Зрительский пропуск в паддок добавляет билету на «Формулу-1» vip-статус и жирную дополнительную стоимость.
Боксы – гаражи команд, размещающиеся между трассой и паддоком. В боксах собираются и ремонтируются болиды, находится инженерная зона с мониторами и установлены лучшие кондиционеры, чтобы механикам была хоть какая-то радость во время трехдневного марафона.
Пит-лейн (фаст-лейн) – гоночная зона, отделенная от трека бетонной стеной. До 1994 года на пит-лейн не было ограничения скорости, и болиды мчались мимо людей со скоростью, ненамного меньше обычной. Но затем инстинкт самосохранения повысил голос, и пит-лейн нормировали 80 км/ч (на ряде трасс городских треков штраф «падает» за превышение 60 км/ч). Фаст-лейн – проездная часть пит-лейн между мостиками команд и зонами обслуживания перед боксами.
Режим «закрытого парка» – принцип хранения болидов между квалификацией и гонкой. Раньше после квалификации все машины перемещались в специально отведенное помещение, где запрещено менять настройки техники. Сейчас болиды просто накрывают тентами в боксах команд. В течение 3,5 часов после квалификации машину разрешено осматривать на наличие поврежденных узлов и даже менять некоторые детали при наличии дефектов. Зона находится под надзором судей, поэтому провернуть махинацию нельзя. При внесении существенных изменений в конструкцию машины (восстановление после аварии, замена двигателя, коробки передач или иных ключевых агрегатов) команда нарушает режим «закрытого парка» и получает штраф.
Стартовая решетка – порядок расстановки гонщиков на старте. Выглядит как два ряда параллельных скоб, расположенных в шахматном порядке. Расстояние между каждой позицией на решетке составляет ровно 8 метров. В обзоре журнала «Формула-1», посвященному Гран-при Японии-2000, один из разделов этапа назывался «55 сантиметров, превратившиеся в 8 метров» – в квалификации Михаэль Шумахер выиграл у Мики Хаккинена 0,009 секунды, что при пересчете в метры составляло ровно 55 сантиметров.
Поул-позишн – победа в квалификации, которая превращается в первое место на старте воскресной гонки. Есть трассы, где поул-позишн приравнивается к победе. Например, Монако, где даже на старте обогнать затруднительно. Рекордсменом по количеству поул-позишн является Льюис Хэмилтон – 104 поула.
Safety Car – машина безопасности. Она же «пейс-кар» – «машина темпа». Специальный автомобиль, который выезжает на трассу при чрезвычайной ситуации – аварии или тяжелых погодных условий. Его задача – нейтрализация заезда и организация движения по треку на время устранения неполадок или улучшения погоды. С 2000 года неизменным водителем «пейс-кара» остается немец Бернд Майландер. Популярна шутка, что пилотом, который пролидировал больше всего кругов по ходу чемпионата, стал водитель Safety Car.
Виртуальный Safety Car. Режим, введенный в 2015-м году. При его активации не выезжает реальный «пейс-кар», а гонщики снижают темп и не борются друг с другом. Степень замедления определяется «дельтой», которую обязан соблюдать каждый пилот во избежание получения дополнительного преимущества. По ходу действия режима Virtual Safety Car водитель получает подсказки, как далек он от дельты и когда будет рестарт.
Устройство болида «Формулы-1» и раздел безопасности
Гоночный болид – причудливый агрегат, на котором пилот участвует в гонке. Термин разговорный, ассоциация с небесным телом появилась из-за стремительности формульных машин и нарастающего шума при приближении.
Кокпит – лежбище гонщика внутри машины. Представляет собой углепластиковую капсулу, вокруг которой построен болид. Оснащен педальным узлом и рулевым управлением. Во время заезда водитель находится в положении полулежа, возвышаясь над плоскостью техники лишь выглядывающим шлемом и бегающими глазами.
Крэш-тест – способ определения надежности машины. В более широком смысле крэш-тест – испытание столкновением. Перед началом года каждый болид проходит серию ударов об стену для получения допуска на его использование. В разговорном сленге крэш-тестом можно назвать любую жесткую аварию. Яркие примеры крэш-тестов: авария Сато и Хайдфельда на Гран-при Австрии-2002 и жуткое воспламенение «Хааса» Ромена Грожана на Гран-при Бахрейна-2020. В первом случае «Заубер» Хайдфельда под прямым углом влетел в «Джордан» Сато на скорости свыше 200 км/ч.
На машине Такумы пробилась боковая защита и треснул кокпит, но в больнице у гонщика нашли лишь ушиб мягких тканей. В случае с Грожаном машина прорезала рельс безопасности и загорелась, будучи внутри металлического заграждения. Жизнь французу спасло гало, которое не позволило ему прошить листы железа головой. Кокпит выдержал, благодаря чему конечности остались свободными, и Грожан выбрался из машины до того, как его полностью охватил огонь.
Гало – дугообразная надстройка из титана над головой пилота. Введена после смертельной аварии Жюля Бьянки на Гран-при Японии-2014. С тех пор гало не раз оберегало пилотов от смерти, и его эффективность затыкает скептиков, которые ругают дизайн устройства.
HANS (Head and Neck Support) – поддержка головы и шеи. «Ошейник», который кладется на плечи пилота и соединяется со шлемом. Компенсирует энергию, которая при аварии идет на шею пилота, и защищает верхнюю часть позвоночника от экстремальных перегрузок. В серии NASCAR использование HANS стало обязательным в 2001 году, когда за восемь месяцев четверо гонщиков погибли от переломов основания черепа. «Формула-1» внедрила HANS с 2003 года.
Дуга безопасности – уплотненная часть под кожухом двигателя, которая должна выдерживать перегрузки при перевороте машины. Придает болиду треугольник за головой пилота. Дуга безопасности проходит отдельный крэш-тест перед сезоном. На Гран-при Великобритании-2022 выручила Чжоу, чья «Альфа-Ромео» перевернулась и почти 100 метров проскользила кверху пузом. Дуга безопасности стесалась, и за жизнь китайца уже боролось гало, но без дуги голова пилота имела шанс встретить асфальт.
Понтоны – боковые «округлости» на утонченном корпусе болида «Формулы-1». Области по бокам машины, идущие от середины носовой части к задним колесам. В зоне понтонов спрятана внутренняя начинка автомобиля и защитные элементы боковой части. Кроме прикладной функции, понтоны создают аэродинамический облик гоночного корабля.
Аэродинамика – важнейшее направление работы над болидом в «Формуле-1». При создании машины инженеры бьются за каждый миллиметр поверхности, создавая комплексы причудливых изгибов. Их цель – оптимизировать прохождение потоков воздуха мимо болидов, разогнать или затормозить его именно там, где нужно. Ключевыми элементами являются антикрылья и днище, но на аэродинамику влияют все детали корпуса. Нельзя вот так просто взять и изменить форму одной детали, иначе вся устойчивость машины может пропасть.
Антикрыло – надстройка на носу или корме машины, которая состоит из причудливо выгнутых элементов карбона. Задача антикрыла – увеличить прижимную силу и позволить мчащемуся на гигантской скорости болиду вписаться в быстрый поворот по желаемой траектории, а не улететь с трассы.
DRS (Drag reduction system) – система снижения сопротивления воздуха. Хитрое приспособление на заднем антикрыле, которое убирает (делает горизонтальной) одну из плоскостей. Благодаря этому машина встречает воздушную стену с меньшим сопротивлением. В квалификации пилот использует DRS во всех разрешенных местах, в гонке – после начала второго круга при условии отставания от соперника не более 1 секунды. Упраздняется в 2026 году с введением активной аэродинамики.
Днище – неконкурентоспособная конструкция или гонщик основание гоночного болида, последняя карбоновая граница между узлами и асфальтом. С вводом регламента 2022 года стало основной деталью агрегата, на котором расположились замысловатые каналы для течения воздуха и создания прижимной силы. Когда команда объявляет перед стартом Гран-при, что доработала днище – значит, оно приобрело более изощренную форму, а паутина прорезей снизу стала более замысловатой.
Контрольная планка – деревянная доска толщиной 1 см, которая крепится к днищу. Приспособление позволяет отследить, как низко настроена машина. Износ планки к финишу более чем на 1 мм является поводом для дисквалификации. На Гран-при США-2023 Льюис Хэмилтон и Шарль Леклер были исключены из протоколов гонки как раз за чрезмерный износ этой детали.
Слики – шины без элементов рельефа («канавок»). Поверхность «слика» целостная, что позволяет такой шине иметь максимальное пятно контакта и эффективно липнуть к асфальту. К 1998 году болиды поехали так быстро, что ФИА решилась на замену сликов «псевдосликами» – в резине прорезались 4 продольные канавки, которые уменьшали пятно контакта и показывали степень износа. Но к концу первого десятилетия XXI века регламент изменился, и слики вновь водрузились на болиды «Ф-1».
Промежуточные и дождевые шины – для дождливой погоды поставщик шин выдает командам два разных типа «мокрых» покрышек. Оба предназначены для езды по лужам, но разительно отличаются по характеристикам. шины Intermediate («промежуточные») отводят до 30 литров воды в секунду на скорости 300 км/ч, Wet tyre («дождевые») отводят до 85 литров. Такая эффективность покрышек для сильного дождя делает их непригодными для борьбы в гонке: следующему позади пилоту каждую секунду в лицо вылетает фонтан воды, и гоняться в таких условиях опасно. Оба комплекта существенно мягче всех типов «сликов», из-за чего быстро изнашиваются по мере подсыхания трека.
Самовоз – машина, которая превосходит болиды соперников. Считается, что за рулем такого агрегата чемпионом станет любой пилот. Даже Серега из соседнего отдела при наличии умения нажимать на педали не затеряется в пелотоне на самовозе (на самом деле нет: не забывайте про руль! – редакция). Яркие примеры подобной техники – «Макларен» MP 4/4 1988 года и «Ред Булл» RB19 2023 года.
Главные понятия по ходу заездов
Установочный круг – выезд за полчаса до гонки, на котором гонщики проверяют исправность элементов, и собираются на стартовой решетке. Особенно важен после субботних аварий, когда механики всю ночь собирают машину заново. После установочного круга появляется последняя возможность по-быстрому подкрутить настройки – но только разрешенные правилами «закрытого парка».
Прогревочный круг – круг перед стартом гонки, где гонщики в последний раз проверяют свою готовность и готовность болида к предстоящему 300-километровому заезду.
Рестарт – возобновление гонки после аварии или дождевой паузы. Различают рестарт с места и рестарт с хода. При рестарте с места гонщики выстраиваются на решетке в порядке, который был на момент остановки гонки. При рестарте с хода машина безопасности собирает гонщиков и уходит в боксы, после чего лидер гонки заигрывает с преследователями и выбирает момент нажатия на газ.
Тактика – совокупность решений инженеров и пилота, направленная на быстрое и успешное преодоление дистанции. Зависит от темпа машины, мастерства гонщика, расхода резины и факторов в виде соперников или погоды. Часто является единственным способом улучшить позицию на трассе. Умение рискнуть с тактикой и получить от этого пользу отличает классные команды от хороших.
Пелотон – вереница болидов, наматывающих круги по автодрому. Участниками пелотона «Формулы-1» являются все болиды, которые едут в гонке.
Пит-стоп (Бесплатный пит-стоп) – остановка в боксах для смены резины или замены побитых деталей. До 2010 года болиды начиняли топливом, но затем дозаправки отменили в целях безопасности. «Бесплатный» пит-стоп совершается в момент, когда отрыв от преследователя так велик, что гонщик не потеряет позицию при лишней остановке. Или если это остановка в режиме автомобиля безопасности.
Трафик – один или несколько медленных соперников, которые мешают быстрому пилоту спокойно нестись вперед. Вместо того, чтобы расходовать шины и топить в пол, приходится терять время на объезд неторопливых машин или застрять за ними, похоронив тактический замысел инженера. Один из самых ярких примеров попадания в трафик – Гран-при Абу-Даби-2010, когда Фернандо Алонсо и Марк Уэббер из-за ранней остановки застряли позади Виталия Петрова и отдали чемпионский титул.
Андеркат (подрезка, «undercut» – подрезать) – попытка опередить соперника благодаря ранней остановке в боксах. Применяется, когда гонщик чувствует, что может ехать быстрее, но теряет время за медленным соперником. Чревато попаданием в трафик. Обратное понятие – оверкат: ситуация, когда гонщик остается на трассе как можно дольше, удерживая темп на старых покрышках и стараясь пересидеть соперников и риск попадания в трафик.
Слипстрим – эффект ускорения, который достигается при плотном преследовании на большой скорости, когда за болидом образовывается «мешок» из несхлопнувшегося воздуха. Если в такую зону попадает соперник, то его машина преодолевает меньшее сопротивление воздуха, из-за чего скорость растет. Благодаря эффекту совершалось и совершается множество обгонов. Слипстрим чреват тем, что у атакующего падает прижимная сила, и остановить болид перед поворотом становится сложнее. Еще при долгом сидении в слисптриме перегревается машина – ведь нет охлаждающего потока!
Траектория – линия движения по гоночному треку. Накатыванию так называемой «оптимальной траектории» посвящены все тренировки. Можно заметить, как по ходу уик-энда вырисовывается узкая полоса в 1,5 ширины машины, по которой следуют пилоты. Оптимальная траектория отличается чистотой, высоким уровнем сцепления, а съезд с нее чреват налипанием кучи мусора на покрышки. Единственный момент, когда гонщик добровольно уезжает с траектории – круг почета после гонки, когда главной задачей является сбором ошметков отлетевшей резины для повышения массы болида на взвешивании.
Держак – слово, введенное в обиход «Российским голосом «Формулы-1» Алексеем Поповым, обозначает уровень сцепления болида с трассой. Накатывается по ходу уик-энда и растет с каждой сессией. Примерно равен понятию «зацеп». Главные сложности с держаком возникают в холодную погоду и в дождь. При низких температурах покрышкам нужно больше времени, чтобы прогреться и начать клеиться к асфальту. При осадках едва осушенную траекторию тут же накрывают капли, смывая все добытое пилотами.
Шикана – короткий резкий поворот с двумя противоположными сменами направлений. Выглядит как зигзаг. Яркими примерами шикан являются стартовые виражи на трассе в Монце или 8-9 повороты на венгерском «Хунгароринге». Не путать со священной летучей мышью из фильма про «Эйса Вентуру».
Эска – связка виражей в форме буквы S. Отличается от шиканы бо́льшим радиусом, плавным входом и может состоять из череды подобных поворотов. Наиболее примечательны «эски» первого сектора на трассе «Сузука», которые скопированы в начале «Трассы Америк» в Остине.
Шпилька – женская заколка для волос, а также медленный поворот на 180°. Характерен жестким торможением и низкой скоростью прохождения. К числу наиболее популярных шпилек относят поворот у «Гранд-отеля» в Монако.
Бэнкинг – поворот с профилем. Обычно присущ американским овалам, но и на классических формульных трассах встречаются повороты с наклоном. Наибольшим количеством бэнкингов обладает «Зандворт», где третий и последний повороты обладают углами скоса свыше 10°.
Апекс – точка траектории, максимально близкая к повороту. В узком смысле апексом называется место виража, где пилот глубже всего атакует поворот, и где он возвращает нажатие на педаль газа. Отличают ранний и поздний апекс. При раннем апексе пилот «ныряет» к начальной части виража, после чего удерживает машину от широкого выезда на выходе. Часто применяется при обороне. При позднем апексе гонщик выбирает максимально широкую траекторию и затягивает вход в вираж. При таком стиле прохождения заносится меньше скорости в начале маневра, но появляется возможность раньше нажать на газ на выходе.
Также Apex GP – название гоночной команды Брэда Питта в грядущем фильме о «Формуле-1». Начало проката запланировано на 25 июня 2025 года.
Избыточная (oversteer)/недостаточная(understeer) поворачиваемость – поведение машины, при котором она плохо вписывается в поворот. При избыточной поворачиваемости машина реагирует на поворот руля сильнее, чем планировал пилот, из-за чего заворачивает глубже задуманного. Вызывает снос задней части болида. При недостаточной поворачиваемости машина говорит: «Мне и по прямой неплохо едется» и отказывается заправлять нос в вираж.
Гравийная ловушка/асфальтовая ловушка – зона вне трека, призванная избежать удара машины об стену. До XXI века трассы были сплошь окружены гравийными ловушками. Эру асфальтовых пространств начала авария Михаэля Шумахера на Гран-при Великобритании 1999 года. Тогда «Феррари» немца проскользила поверх каменистой насыпи и почти не теряла скорость при касании колес с гравием. Исследования показали, что будь в повороте Stowe асфальтовая зона безопасности, контакт с барьером произошел бы на меньшей скорости, чем 107 км/ч, при которых произошел удар.
Желтый флаг – сигнал о локальной опасности на трассе. Вывешивается при аварии или наличия на дорожном полотне обломков, мусора или окрестных животных.
Красный флаг – остановка гонки. В случае, когда невозможно безопасно устранить последствия аварии, либо когда погодные условия сродни экстремальным, гонка останавливается. Пилоты заезжают на пит-лейн до момента, когда продолжение заезда станет возможным.
Белый флаг – впереди медленный болид.
Синий флаг – предупреждение пилоту, что соперник позади догоняет его на круг (в гонке) или соперник позади находится на быстром круге (в квалификации). При синих флагах в свой адрес гонщик должен освободить проезд.
Черный флаг – дисквалификация. Получивший черный флаг пилот обязан вернуться в боксы и прекратить борьбу.
Интересные вопросы и термины

Почему у пилотов такие номера? До 1994 года номера участников «Формулы-1» закреплялись за командами и менялись в случаях, когда «конюшня» становилась чемпионом. Например, «Феррари» более десяти лет выступали с номерами «27» и «28» на корпусах. В следующие 20 лет номера «1» и «2» выделялись коллективу, где выступал чемпион мира, а дальнейшие числа попарно распределялись в соответствии с порядком в Кубке Конструкторов. С 2014 года номера персонализированы: каждый пилот вправе выбрать число, которое закрепится за ним на протяжении карьеры. Исключения – №1, который может выбрать только чемпион мира, и #17, который изъят из обращения после смерти Жюля Бьянки. Есть уточнение – гонщик может взять свободный номер, которым обладал другой пилот, только спустя два сезона после ухода предыдущего владельца.
Тест-пилот – третий (четвертый, пятый) гонщик команды, который испытывает болид вне соревнований. В эпоху частых тестов испытатель накручивал тысячи километров на полигонах, благодаря чему становился главным кандидатом на замену действующих пилотов. Сейчас, когда тесты на актуальных машинах урезаны до минимума, главная работа тестера связана с покатушками на симуляторе – компьютерной программе, которая имитирует гоночный трек и позволяет отработать настройки.
В качестве грустного примера, когда тест-пилот не пригодился основной команде, можно вспомнить Луку Бадоера. Итальянец отмотал четыре сезона на откровенных «ведрах» в 90-х годах, оставаясь параллельно испытателем «Феррари». Шанс Лука получил лишь в 2009 году, когда Фелипе Масса прервал карьеру из-за «прилета» пружины на Гран-при Венгрии. Но на капризной F60 Бадоер провалил два этапа и отдал место в кокпите Джанкарло Физикелле.
Дубль – когда гонщик выигрывает и квалификацию, и гонку.
Хет-трик – то же самое, что и дубль, но дополненный лучшим кругом гонки. В случае, если гонщик пролидирует от старта до финиша, но не установит лучший круг, хет-трик засчитан не будет.
Большой шлем – хет-трик, «снаряженный» лидерством от старта до финиша. Является показателем доминирования гонщика по ходу уик-энда. Столь редкое событие, что рекорд по количеству «Больших шлемов» до сих пор удерживает Джим Кларк – 8 достижений. Из действующих пилотов больше всех «шлемов» добыл Льюис Хэмилтон – 6, вплотную его преследует Макс Ферстаппен.
Граунд-эффект («эффект земли») – концепция аэродинамики, при которой прижимная сила создается днищем благодаря созданию между машиной и асфальтом зоны низкого давления (фактически болид присасывает к треку). Долгое время граунд-эффект был запрещен из-за гигантских скоростей машин в поворотах, но с ростом безопасности и совершенствованием аэродинамики технология вернулась в «Формулу-1». Для успешного создания граунд-эффекта требуется точная и сложная работа с дном болида, и в текущем регламенте этот агрегат остается главной тайной команд.
Самые знаменитые дисквалификации последних лет
В последние пять лет было несколько случаев, когда финишировавшего на подиуме гонщика дисквалифицировали уже после клетчатого флага:
Дисквалификация Себастьяна Феттеля на Гран-при Венгрии 2021 года. После стартового хаоса Себастьян вышел на второе место и боролся с Эстебаном Оконом за победу. Обойти француза не вышло, и 4-кратный чемпион мира довольствовался вторым местом. Но через несколько часов после финиша «Астон Мартин» №5 исключили из протокола. Причиной стала нехватка топлива в баках. По правилам судьи обязаны выкачать один литр бензина из каждой машины для взятия проб на соответствие. Из машины Феттеля удалось выжать лишь 0,3 литра – механики прошерстили топливную систему, но извлечь большего не удалось.
Во время Гран-при Бельгии-2024 случилась похожая ситуация. Победившего благодаря смелой тактике Джорджа Расселла дисквалифицировали после проверки машины. Причиной стал недостаточный вес «Мерседес» W14 при взвешивании. На момент финиша с «Мерседесом» было все в порядке – Расселл «уложил» суммарный вес себя и машины в искомые 798 килограммов. Но после взятия контрольной пробы топлива W14 похудела как раз на вес технических жидкостей. Стюарды дважды перевзвесили машину, и оба раза весы показали 796,5 килограммов. Интересно, что Спа – единственная трасса, где из-за длины круга гонщики не едут круг почета и не могут компенсировать вес сбором «червячков» резины. Конечно, вряд ли «Мерседес» рассчитывал запас с учетом успешного сбора ошметков, но на иной трассе Расселл мог бы избежать конфуза с недовесом таким образом.
Спорные правила
В заключении осталось вспомнить самые вопиющие правила, от которых «Формула-1» никак не может избавиться. Речь пойдет о возможности работы с машинами под красным флагом (1) и о лимитах трассы (2).
1. При остановке гонки болиды заезжают на пит-лейн, и за вынужденную паузу у механиков есть время заменить поврежденные детали. Правила не ограничивают замену агрегатов и узлов, и к их числу относятся и шины. Требование остается неизменным ввиду того, что машина могла проехать по обломкам, повредить покрышку, и на рестарте есть риск новой аварии из-за внезапно прохудившегося колеса. В итоге все пилоты могут приобрести новые покрышки и выполнить требование о смене шин по ходу гонки. Напомню, что одним из правил является обязательная замена стартовых шин на комплект другого типа по ходу заезда, что обеспечивает как минимум одну остановку в боксах для каждого пилота.
Но смена колес под красным флагом приравнивается к пит-стопу, и тактическая составляющая уничтожается такой хитростью. В Монако-2024 это привело к тому, что после аварии на первом круге все переобулись в жесткие шины и проехали дистанцию без остановок. Гонка в Монте-Карло превратилась в двухчасовой паровоз без изменения позиций в топ-10 после рестарта. А в Бразилии-2024 решение дирекции гонки об остановке заезда из-за дождя позволило двум «Альпин» и Ферстаппену сэкономить пит-стоп и поделить подиум Гран-при Сан-Паулу.
Какие могут быть выходы, чтобы и обеспечить безопасность пилотов, и не хоронить тактику сменой шин? Первое – не считать пит-стоп под красными флагами в зачет смены шин. Второе – вообще запретить смену покрышек, заставить механиков измерять давление в шинах, и при наличии подозрений зазывать гонщика в боксы на рестарте. Либо получать специальное разрешение стюардов на смену шин с приведением доказательств о повреждении покрышки. Проблемы одного-двух гонщиков не должны давать карт-бланш всему пелотону.
2. Головной болью нынешней «Формулы-1» стали лимиты трассы. Почему эта проблема так обострилась в последние годы? Без граунд-эффекта машины были менее устойчивы, и при заезде на бордюр болид мог сорваться с трассы из-за смены сцепных свойств. Пилоты избегали широких выходов и атаковали на грани в исключительных случаях. Вдобавок многие старые автодромы использовали гравийные ловушки, где пилот сам себя наказывал за ошибку потерей времени в каменистой зоне.
С введением граунд-эффекта и модой на асфальтовые зоны безопасности размах действий на выходе из поворота стал шире. Теперь гонщики уверены в стабильности машины, а асфальтовые линии за поребриками снижают риск полета в стену. Это породило массу эпизодов, когда пилоты выезжали за пределы ограничительных белых линий всей машиной. Особенно запомнились два случая. На Гран-при Австрии 2023 года судьи после финиша гонки накинули в сумме почти две минуты штрафов за нарушение границ трассы. На Гран-при Катара того же года из-за проблем с шинами и бордюрами пришлось менять ширину трассы в одном из поворотов, из-за чего перед квалификацией устроили 30-минутную тренировку для знакомства с новыми условиями.
В 2024 году автодромы прислушались к гулу о лимитах трасс и уложили за бордюрами двухметровые гравийные полосы. Дело пошло на лад, но не до конца – поребрики остались той же ширины, и пилоты могли одновременно пересечь границы трассы и не коснуться гравия. Ситуация с лимитами дошла до смешного: круги аннулировались даже на городских трассах, там, где белая линия границы нарисована раньше бетонной стены.
Что делать? Идея с гравийной полосой на выходах хороша, осталось сузить бордюры, и тогда пилоты реально будут терять время при широком выезде. Еще есть вариант всем разрешить выезжать широко, а сколько времени на этом потеряется или выиграется – дело гонщика.
Заглавное фото: Gettyimages.ru/Clive Rose.
Статья носит развлекательный характер, сочетающий в себе информацию для тех, кто теряется в гоночной терминологии.
По поводу дублей:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2
Дубль — ситуация, когда на финише гонки первые два места занимают пилоты одной команды. Иногда дублем называется достижение гонщика, завоевавшего поул-позицию и выигравшего гонку (ср. хет-трик, большой шлем).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D1%87%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8B-1#%D0%94%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8_(%D0%BF%D0%BE%D1%83%D0%BB_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B5)
Значение "дубля" как первое-второе место одной команды казалось более очевидным. Как можно заметить, в перечне терминов нет объяснения, например, кто такой пилот или что такое автодром - совсем простые понятия не вошли в текст.
Но да, можно было бы вписать оба значения, соглашусь.
Насчет глупостей - расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем они состоят.