«Формула-1» перед началом чемпионата 2025 года. Главные лица грядущего сезона. Часть 3 - отстающие

Предыдущие части представления главных действующих лиц «Формулы-1» перед началом 76-го чемпионата мира: «Часть 1.Фавориты» и «Часть 2. Второй эшелон»
В прошлых статьях были представлены фавориты грядущего сезона «Формулы-1» и крепкие команды средней зоны. Сегодня взглянем на тех, кто волей гоночной судьбы оказался на задворках пелотона, но отчаянно желает оттуда выбраться.
Racing Bulls
Руководитель команды - Лоран Мекис
В конце 90-х годов в английском университете Лафборо царил бум будущих классных инженеров-руководителей. Не успел ректор вручить диплом Аяо Комацу, как уже через год перед ним предстал француз Лоран Мекис, который осваивал то же направление, что и японец.
Из Лафборо Мекис шагнул в Ф-3, откуда быстро перебрался в Arrows, а затем в стан конкурентов «Стрел» по дну таблицы - Minardi. В 2005-м году гордую команду из Фаэнцы настигла реорганизация - Дитрих Матешиц не удовлетворился одним «Ред Буллом» и устроил энергетическое расширение в «Формуле-1». В обновленную Scuderia Toro Rosso перебрался и Мекис, который получил на грудь бейдж главного инженера.

Девять лет через Мекиса проходила талантливая молодежь, но в 2014-м году французу надоело быть папкой для амбициозных наглецов, и он сменил зону комфорта на работу в FIA. Три года в федерации проветрили светлую голову Лорана, и в 2018-м тот принял предложение Ferrari стать спортивным директором. 4,5 сезона в алых тонах выдались непростыми - моторный скандал, возвращение из низов, неудачный приход Бинотто добавили седин на лохматую голову француза. Не успел Фредерик Вассёр сдружиться с опытным инженером, как того поманили обратно в младшую сестру «Ред Булла». Мекиса пробило на ностальгию, высокая должность вскружила фантазию, и тот вернулся к истокам.
Лорану досталось наследие Франца Тоста в виде дружной команды, которая докатывает обноски золотоносного старшего брата и во всем его слушается. Мекису даже не пришлось принимать важных решений - смены пилотов диктовали Хорнер и Марко, а французу оставалось лишь рулить во время гоночных уик-эндов. Зато с этим он справился - Racing Bulls в два раза перебила показатели 2023-го года. Но теперь Мекиса ждет непростой чемпионат - в гаражах притаились совсем не такие замечательные обновления от прошлого Red Bull, а пилотский состав заставляет крепко задуматься.
Пилоты:
Юки Цунода
В ближайшие месяцы карьера миниатюрного японца будет проходить через главное испытание в жизни. Четыре года назад самурай был подающим надежды юнцом под протекцией «Хонды». Сначала Юки обучался под присмотром Франца Тоста и в окружении Пьера Гасли, а через два года неожиданно стал лидером «младших быков». С этой ролью японец справился - Цунода невозмутимо укатал де Вриза, отправил на пенсию Риккардо, да и сравнение с Лоусоном не проиграл. Но при этом в карьере не происходило никакого прогресса. Приходили и уходили разные партнеры, менялась команда, а Юки как был вроде бы быстрым пилотом с запасной базы, так им и остался.
В том, что «Ред Булл» вместо Переса пригласил выскочку Лоусона, Цунода может винить и себя. При всей скорости назвать японца хладнокровным и приятным пилотом сложно. Нередко в беседах с инженером от Юки звучали такие перлы, которые никак не вязались с милым представителем Страны восходящего солнца. Да и в гонках горячность японца нередко лишала команду зачетных баллов. И если в «Рейсинг Буллз» такое поведение со скрипом терпят, то в Red Bull второй такой экземпляр не нужен. У них есть Ферстаппен, который своими комментариями и маневрами наработал на кучу штрафов, общественные работы и внедрение правил «антимата» в серию. В случае с Максом склочное поведение оправдывается четырьмя титулами и минимум одной победой в Гран-При с сезона-2017. У Юки с результатами беднее. Конечно, блеснуть на средней машине сложнее, но в истории дочерней команды были и победы, и подиумы. Японец же за четыре года не добился ничего большего, чем 4-е место на Гран-При Абу-Даби'21.

Через месяц Цунода начнет пятый, и, скорее всего, последний сезон в «гоночных быках». Застой на шестой год не нужен ни Цуноде, ни «юниорской» команде. Honda точно завершает любое сотрудничество с «энергетиками» - с 2026-го эксклюзивные поставки японских агрегатов поступят в «Астон Мартин». Надеяться на «Хонду» дальше сложно - в AM до конца 2026-го года просолирует Алонсо, а просто так занять место Стролла невозможно. Остается взяться за голову, выжать из себя все и надеяться, что услуги опытного, но еще не повзрослевшего паренька кому-то пригодятся.
Исаак Хаджар
Дебютант Racing Bulls примечателен любопытным фактом из младшегоночной карьеры. В отличие от соплеменников, которые шли по головам в подготовительных сериях и переходили дальше в статусе чемпиона чего-нибудь, Хаджар пока не выиграл ни одного турнира. Ни в картинге, ни в региональных «формулах», ни в спутниках «Формулы-1» француз с алжирскими корнями не добился главного успеха. Зато получил то, чего многие триумфаторы подростковых лиг так и не увидели, - пропуск в «Королевские гонки».
Как такой неуспешный пилот добрался до вершины автоспорта? Хаджар упрямо пёр вверх по лестнице серий и редко где успевал откатать полный сезон. 2020-2021 годы юноша проводил в двух сериях сразу и везде отметился отличной отдачей для инженеров. В 2020-м Хаджар был близок к успеху во французской Ф-4, но три схода оставили его с «бронзой». 2021-й год Исаак завершил пятым в европейской Ф-4, став лучшим из дебютантов. Прогресс француза заметили скауты Red Bull, которые включили его в молодежную программу.

В Ф-3 и Ф-2 сериях Хаджар продолжил мазать мимо чемпионства. Особенно обидно сложился последний год в «Формуле-2», где француз лидировал 2/3 сезона, но упустил титул. Наступала пора прощаться с Ф-2 и искать пристанище в японской «Суперформуле», гонкам на выносливость или сидеть на пайке тестера Red Bull. Ведь ближайшим кандидатом на кокпит машин «энергетиков» было Лоусон, и сделать свои акции выше новозеландских у Исаака не было шансов. Но отставка сразу двух ветеранов «быков» сделала мечту француза реальностью. Через два дня после разрыва с Пересом «Ред Булл» заполнил вакантное место в «Racing Bulls» Хаджаром.
В конце января Исаак обмолвился, что планирует опередить в сезоне-2025 Цуноду. Интересно, что гонщики похожи между собой - оба низенькие (161см у Юки и 167 у Исаака) и очень болтливые. Насчет последнего качества по Хаджару прошелся Хельмут Марко, который порекомендовал юниору меньше включать радио не по делу и заняться пилотажем. Успех планов француза будет зависеть от формы будущей машины и собственных нервов. В системе Red Bull сложно быть уверенным в завтра, так что Исааку придется превзойти себя, если он планирует задержаться в высшем свете. Благо, конкуренция за забором пока невелика - на удивление, скамейка запасных RB выглядит пустовато.
Williams
Руководитель команды - Джеймс Ваулз
Всю сознательную карьеру до Williams Ваулз провел фактически в одном коллективе, который сменил несколько вывесок. Со студенческой скачьи перспективный инженер попал в BAR, которая скоро продалась «Хонде», а в 2009-м произвела фурор в роли Brawn GP. В 2010-м Росс Браун передал бразды правления в Mercedes, к которым в качестве чемпионского актива попал уже заматеревший Ваулз.
В «трехлучевых» Джеймс занял должность главного стратега и стал правой рукой Тото Вольффа. Пока Тото пожинал лавры чемпионств, Ваулз разгребал конфликты между пилотами и отвечал за донесение важных тактических указаний. Например, всю карьеру Вальтери Боттаса в «Мерседес» можно описать девизом «Valtteri, it's James». Именно так начинались неприятные для финна приказы с капитанского мостика в исполнении британского стратега.
В 2023-м году Ваулз выпорхнул из гнезда, в котором провел более 20 лет, и устроился на передовой пост в Williams. Команду он принял в руинном состоянии. Джеймсу пришлось вспомнить все, чему он научился за два десятилетия в чемпионских командах, и превратить хлам, директором которого он стал, в гоночную сборную. Начало выдалось неплохим - Ваулз встряхнул команду и направил внимание инженеров на развитие сильных сторон болида. Итогом стало рекордное за шесть лет 7-е место в командном зачете.

Но 2024-й нанес мощный удар по надеждам Ваулза. Уже в Мельбурне Албон под ноль разложил новое шасси FW46, а из-за ограниченных финансовых возможностей запасного у команды вообще не было. Это направило Williams в невозвратную колею крушений - пока соперники улучшались, в команде чинили побитое. За год синие машины попали в 17 крупных аварий, общий урон от которых составил более 10 миллионов долларов. К новому сезону приходится начинать с нуля - «Уильямс» снова оказался в той же точке, где был к приходу Джеймса.
Ждать от «Уильямс» многого в грядущем чемпионате не приходится. Ваулз еще в конце сезона-2024 намекнул, что 2025-й год станет проходным:
«И Алекс Албон, и Карлос Сайнс знают об этом: 2025 год, я так думаю, будет сложным. Мы не будем двигаться вперёд, мы скорее немного откатимся назад. Я не против этого, потому что это просто означает, что мы правильно инвестируем в 2026 год по сравнению с нашими соперниками. Мы собираемся пойти на компромисс в 2025 году. Это не значит, что мы будем десятыми, но это будет тяжёлый год»
Пилоты:
Карлос Сайнс
С детства Сайнс-младший торчал в гаражах, слушал шум двигателя и разглядывал кубки на домашних полках - статус сына чемпиона по ралли звал в мир гонок. Карьера Карлоса сразу пошла по восходящей. Едва испанец вылез из карта, пришло приглашение в юниорскую команду Red Bull. Под патронажем «быков» Сайнс огранился в младших формульных сериях, закончив молодежную практику титулом в Формуле-Рено.
Карьера в «Формуле-1» поначалу застопорилась. Холодная война с Ферстаппенами в Toro Rosso кончилась не в пользу испанской торсиды - Макс ушел на повышение, а Карлосу пришлось дальше утверждаться за рулем STR. На третий год стагнации эго Сайнса окончательно взыграло, и тот порвал отношения с воспитавшей его командой. Приютом для испанца стала «Рено», где тот не справился с ветераном Хюлькенбергом и через год совершил рокировку Renault-McLaren с Дэном Риккардо. Два года в «Макларен» воодушевили испанца. Карлос едва не выиграл в Монце'20, добился двух подиумов и оба раза переиграл Ландо Норриса.
Успехи заметила Ferrari, которая искала замену Себастьяну Феттелю. Алая машина стала кульминацией карьеры Сайнса. Терпение, труд и наглость принесли сравнимые результаты с усыпанным авансами Леклером. Испанец не затерялся на фоне монегаска и нередко показывал, что достоин места в «Феррари» не меньше партнера. Победа в Сингапуре'23 стала самым ярким моментом истории испанца. Тот тактический слип-стрим ночной гонки наверняка попадет в учебники обороны «Формулы-1».

Но начало 2024-го года принесло горькую весть. Контракт «Феррари» с Хэмилтоном автоматически означал расставание с Сайнсом. Карлосу пришлось врубать саморекламу на максимум и искать новую команду. Но незадача - в топ-«конюшнях» его не ждали. В «Макларен» и без испанца все было хорошо, «Ред Булл» не интересовало возвращение четы Сайнсов в компанию к Ферстаппенам. Тото Вольфф не стал делать ответный обмен и предпочел ход на перспективу. Пришлось выбирать из остатков, среди которых лучшие условия предложил «Уильямс». Так Сайнс сохранил место в «Формуле-1», но впервые в жизни его карьера сделала значимый спуск вниз. Карлос - единственный победитель Гран-При 2024-го года, который остался без места в топ-команде. Впереди неизвестность: через что придется пройти в Williams, чтобы вернуться поближе к гоночным наградам?
Александр Албон
Еще один пилот, чью история не пощадила система «Ред Булл». Улыбчивый таец шел по младшим сериям в той плеяде пилотов, где блистали Леклер, Расселл и Норрис. Всем троим Алекс уступил в «Формуле-2», но добился повышения до «Королевских гонок» в 2019-м году.
То была эра агонии «энергетиков» в поисках партнера Ферстаппену. Сезон Албон начал в Toro Rosso в компании Дани Квята и сразу помчал в темпе более опытного россиянина. Тем временем этажом выше росло недовольство Пьером Гасли. К середине сезона француз переполнил чашу Хорнера и Марко, и те решились на обмен с младшей командой. Квяту дороги назад не было, так что в пасть ко львам бросили перспективного юниора.
Стремительное повышение далось непросто. Албон раскатился во второй половине сезона и не финишировал ниже 6-го места в восьми из девяти гонок. Алекса оставили в главном гараже, но в 2020-м году Red Bull уже выходил на финишную прямую навязывания борьбы Mercedes. И тут еще свежий водитель не оправдал высоких ожиданий начальства. Один подиум за год оказался малым, и в конце года с тайцем попрощались даже без возможности понижения в AlphaTauri.

25-летний пилот пережил неприятный момент, развеялся в DTM и через год освободился от уз «быков». 2022-й год Албон начал с чистого листа в кокпите Williams. Алекс открыл новую главу - два года он оставался первой скрипкой оркестра из Гроу и порой творил чудеса на сварливой и упрямой технике. На фоне Латифи и Сарджента Албон казался чудом, отправленным в «Уильямс» ради спасения репутации команды.
Но в конце 2024-го выяснилось, что дело не столько в таланте Алекса, сколько в уровне напарников. Метеор по фамилии Колапинто сел в такую же машину и с первой гонки поехал в темпе расхваленного соседа. Затем, конечно, Франко принялся крушить «Уильямсы» раз за разом, но главным ударом для команды стало то, что его примеру последовал и Албон. В Сан-Паулу Албон даже не стартовал, так как машину нереально было вернуть к жизни после аварии. Конец сезона сказался на авторитете тайца, но за его спиной осталась подушка безопасности в виде двухгодичного контракта.
Теперь Албона ждет новый вызов. Такого сильного и равного по возможностям напарника, как Сайнс, у Албона еще не было. Пришло время для очной ставки - справится ли Александр с быстрым испанцем или же его умения сильно выделялись только на фоне слабых партнеров?
Sauber
Руководитель команды - Джонатан Уитли
Stake Kick Sauber - уникальная команда. Мало им ассорти имен в заголовке, так еще и с руководителями команды неразбериха. Еще год назад руководство будущей Audi делили Андреас Зайдль и Оливер Хоффман, как по мановению волшебной палочки оба улетели в отставку, а на горизонте «четырех колец» появился Маттиа Бинотто. При этом командовал коллективом Аллуни Брави, под чьим неусыпным наблюдением команда развалилась в прошлом году. Черно-зеленые полгода развлекали соперников заваленными пит-стопами и последней линией стартового поля, и в итоге лишь раз из 48 попыток заехали в очковую зону.
Дни Брави были сочтены, но кого-то надо было найти на замену. Бинотто после провала в Ferrari на должность не претендовал - итальянцу дали даже больше полномочий в команде, чем тот получал в «Скудерии». Тем не менее, Маттиа вернется на капитанский мостик на два стартовых этапа. Лишь затем в должность вступит переманенный из Red Bull спортивный директор Джонатан Уитли.
За плечами Уитли более 30 лет в «Формуле-1». Первого успеха как член команды британец добился вместе с Михаэлем Шумахером в 1994-1995 годах в роли младшего механика. Затем Benetton стал Renault, где Джонатан вырос в главного механика и стал свидетелем побед Фернандо Алонсо. А потом Уитли не удержался от соблазна влиться в «энергетическую струю» и занялся координированием спортивной работы в Red Bull.

Главной стезей специалиста в «быках» стало обслуживание болида в боксах и на пит-стопах. Под его руководством команда отточила навык смены резины до идеала. Год за годом Red Bull брал неофициальную награду DHL Pit Stop Award за лучшие сервисы по ходу Гран-При, а в 2019-м году довел скорость пит-стопа до 1,82 секунды. Рекорд побили лишь через четыре года в боксах McLaren.
Уитли стал частью миграции специалистов из «Ред Булл» по ходу 2024-го года. Британец завершил 18-летнюю историю летом, после чего договорился с Audi о руководстве командой. Вступить в должность Джонатан мог лишь летом 2025-го, но ему удалось договориться с бывшими работодателями, и те скостили вынужденный отпуск с обязательного года до шести месяцев. Искомый срок истечет 1-го апреля, так что в Японии во главе мостика Sauber предстанет седовласый специалист с острым взглядом.
Пилоты:
Нико Хюлькенберг
Иногда кажется, что карьера Нико близка к бесконечности. Идут годы, а немец-мастодонт все еще задорно тусуется в паддоке «Формулы-1». Хюлькенберг - один из трех действующих пилотов, кто родился до 1990-го года. Причем если двое других - чемпионы мира, то присутствие Нико, который ни разу даже не был на пьедестале почета, удивляет.
Описать карьеру Халка кратко невозможно. По ходу проведенных в мире «Формулы-1» пятнадцати лет сюжетная линия немца скакала как синусоида и сопровождалась постоянной сменой команд. К 2025-му году Нико довел число контрактов с разными «конюшнями» до девяти. Одно остается неизменным. Хюлькенберг ни разу не побывал на пьедестале почета за 227 проведенных Гран-При, что является недосягаемым рекордом серии. На начало 2024-го года в пелотоне было всего четыре гонщика, которые не добивались подиумов - Цунода, Сарджент, Чжоу и Хюлькенберг. Больше того, даже на четвертом месте Нико приезжал всего трижды за 11 полных сезонов.

При этом Нико никогда не отличался валом спонсоров за спиной. Почему же тогда Халк год за годом оказывается на стартовой решетке? Чутье, опыт и умение оказаться в нужное время в подходящем месте. На заре карьеры Халк взял «поул» в дебютном сезоне за «Уильямс», тащил наверх «Заубер», привел на 4-ю строчку Кубка Конструкторов «Форс Индию» в паре с Пересом и пережил реинкарнацию Renault в конце десятилетия. Нико часто мелькал на экранах в борьбе с лидерами, так что его боевой характер засел в головах начальников команд.
Из «Рено» Халк ушел в отпуск - контракта на 2020-й не нашлось. Но к концу турбоэры команды предпочитали делать ставку на опытных пилотов, и частое присутствие Нико рядом с Гран-При возвращало его на решетку. В ковидный период немец дважды подменил Переса в «Гоночном очке», причем оба раза доехал до топ-10. Уже в роли тестера «Астон Мартин» Хюлькенберг повторил замену - положительный анализ Феттеля освободил кокпит зеленого болида на стартовые этапы.
А затем случился кошмар «Хааса», когда ставка на молодых не сыграла. Разочаровавшего Шумахера заменили на другого немца, и у Нико появился очередной шанс развить рекорд по отсутствию подиумов. Халк легко опередил Магнуссена во внутрикомандной борьбе и стал ценным кандидатом на место в одной из команд с прицелом на будущее. Сыграл опыт, который непременно пригодится при новых правилах, и уж в этом у Нико недостатка нет. 37-летний немец вернулся в родные места - Нико застанет закат «Заубер» и перерождение в Audi. Опытный немец в стенах Ингольштадта в очередной раз попробует обнулить печальную статистику, ну а пока его ждет год привыкания к новой обстановке и новому руководству.
Габриэль Бортолето
Бразилия несколько лет ждала хоть кого-то, кто понесет упавшее знамя страны в «Формуле-1». Не считая разовой акции в исполнении Пьетро Фиттипальди, последователей Сенны, Пике и Фиттипальди не было со времен Фелипе Массы. Теперь у «страны карнавалов» новая надежда - молодой и быстрый Габриэль Бортолето, которые с первой попытки промчался сквозь «Формулу-3» и «Формулу-2».
С Ф-3 Бортолето разобрался играючи - 1,5-кратное преимущество по ходу года сделало бразильца чемпионом до финальной гонки. В «Формуле-2» пришлось сложнее, но на руку сыграло новое шасси от Dallara, которые исключило из борьбы часть признанных фаворитов. Во второй половине сезона Габриэль был неудержим - 10 из 14 финишей в топ-5 помогли настичь лидировавшего Хаджара, а собственные ошибки француза перевернули ход сезона в пользу дебютанта.

Феерия Бортолето не осталась без внимания паддока «Формулы-1». Менеджерам удалось договориться с McLaren, чьим «академиком» был Габриэль, и те разрешили им искать место для подопечного. Выпал счастливый билет - перспективы Бортолето заинтересовали Audi, и те предложили талантливому бразильцу годичный контракт. Интересно, что в отличие от многих сверстников, Габи ни разу не тренировался по ходу пятничных сессий Гран-При - первый шанс сесть за руль «Формулы-1» представился лишь на постсезонных тестах в Абу-Даби.
Конечно, Габриэлю выпала непростая команда для дебюта. Уж на фоне ребят, которых он опережал в Ф-2, кажется, что бразилец достоин больше. Но лучше дебютировать в Sauber, чем ждать вызова, но не дождаться. Вряд ли Колапинто недоволен дебютом в слабом Williams, а Лоусон сожалеет о первых гонках в AlphaTauri. Так и Бортолето может удивить, несмотря на слабую машину. К тому же перед ним будет опытный Хюлькенберг, у которого можно многое подсмотреть, а затем использовать по ходу гонок. И если Габриэль выступит на уровне партнера, его путь в «Формуле-1» может стать долгим.
———————————————————————————————-
Таким стало представление главных участников 76-го чемпионата мира «Формулы-1». Через два дня герои потонут в свете прожекторов в лондонском центре О2, где пройдет массовая презентация команд. В ожидании этого события публике уже предстал обновленный McLaren MCL39, вышел на свет свежий Williams FW47, а Pirelli тренирует старые машины в рамках шинных тестов к 2026-му году. Кухня «Королевских гонок» зашумела, маховик сезона запущен, и с каждым днем напряжение нарастает. Спустя десять дней оживет аналитика - 26 февраля на автодроме «Сахир» начнется трехдневная разведка тестами, после которой до старта сезона останется две недели.