Трибуна
28 мин.

Кто царит за пределами «Ф-1»? В «Формуле Е» есть чемпион, и вот обзоры NASCAR, WEC, WRC, «молодежек» и «Индикара»

От редакции: Привет! Вы в автоспортивном блоге «Оранжевое видение». Поддержите автора плюсами и подписками, тогда таких объемных постов будет больше! Сегодня вашему вниманию – обзор всех мировых чемпионатах на период затишья.

Августовская пауза не миновала практически ни одну серию. Мировые чемпионаты ушли в долгий отпуск, неугомонные американские турниры взяли перерыв на Олимпиаду в Париже. Давайте посмотрим, как распределились силы перед финальным рывком года в борьбе за корону в каждом из основных классов.

«Формула Е»: Интересный чемпионат с драматичной развязкой

Начнем с единственного турнира, в котором сезон окончен. Юбилейный десятый чемпионат «Формулы Е» выдался очень боевым. Каждый из заездов чемпионата прошел с интересной развязкой, а имя чемпиона определилось под финишным салютом финального этапа в Лондоне.

«Формула Е» открывала сезон кольцевых чемпионатов. Еще 13 января первый залп дали на «Автодроме имени братьев Родригес» в Мехико, затем серию ждали 15 гонок на 9 трассах. Первые заезды показали, что борьба в пелотоне будет как никогда плотной. Шесть стартовых этапов определили шестерых победителей из шести команд, а первый повтор на вершине случился через три месяца в Мизано.

Лишь к середине сезона определились основные претенденты на титул. Пунктом отправления стала гонка в Монако, которая прошла на классической трассе «Формулы-1». Заезд стал образцом командной работы в исполнении пилотов «Ягуар» Ника Кэссиди и Митча Эванса. Новозеландцы поочередно удерживали за собой пелотон, пока напарник терял время при заезде на Attack-mode, и в итоге сохранили победный дубль. В тот момент Кэссиди приблизился к лидирующему Верляйну всего на 7 очков (система подсчета баллов в гонках «Формулы E» аналогична «Формуле-1»), а впереди оставалось ровно половина сезона.

«Ягуар» развил успех – из следующих трех этапов Эванс и Кэссиди выиграли два, Ник возглавил зачет. Но на пути шествия «кошачьих» к чемпионским званиям нашлась новая проблема. Ко второй половине сезона проснулся партнер Паскаля Верляйна по «Порше» Антонио Феликс да Кошта. Чемпион 2020 года за девять этапов набрал лишь 34 очка, но затем выдал феерическую серию из четырех побед в пяти гонках. Конечно, его триумфы не были в стиле Ферстаппена в «Ф-1»: среднее преимущество бразильца над преследователями в четырех гонках составило всего 0,512 секунды! Но для борьбы за чемпионские кубки это имело решающее значение. В командном зачете «Порше» подтянулся вплотную к «Ягуару» , а в личном да Кошта взлетел на шестую строчку. Но главное, что в каждом из заездов он отбирал очки у главных конкурентов, пока Верляйн боролся с машиной и с трудом цеплял подиум.

Пожалуй, ключевой момент чемпионата случился на предпоследнем круге 13-й гонки в сезоне. К первому старту в Портленде Кэссиди лидировал в чемпионате с отрывом в 25 очков. За 6 кругов до финиша новозеландец вырвался вперед и удерживал позади да Кошту, которого атаковал и прошел Эванс. Положение Ника выглядело идеальным – Верляйн в тот момент ехал 11-м и не набирал вообще ни одного очка. Но за 3,5 километра до финиша Кэссиди ошибся на входе в шикану и бросил «Ягуар» в разворот. Лидер сезона откатился за пределы очковой зоны и финишировал 13-м. В то же время Верляйн получил в подарок нежданное очко. Так за 3 гонки до сезона виртуальные 50 очков преимущества превратились в реальные 24.

И в тот момент Верляйн будто вспомнил, что половину сезона был на вершине. Во второй гонке в США немец отыграл 12 очков из гандикапа, и разборки за чемпионство полетели через Атлантику на финал в Лондон.

К сдвоенному этапу в столице Великобритании в пуле претендентов на титул было три главных героя: 167 очков у Кэссиди, 155 – у Верляйна, 155 – у Эванса. Казалось, что преимущество остается за «Ягуаром», ведь оставался выбор, на какого гонщика сделать ставку. В командном зачете «Ягуар» на 33 очка опережал «Порше», но эта борьба уходила на второй план.

Первый заезд в Лондоне изменил многое. Кэссиди показал в квалификации лишь 17-е время, в гонке разнервничался и допустил сразу два столкновения. Тем не менее, новозеландец добрался до седьмого места, которое его совсем не утешило. Эванс стартовал с поул-позишн, а Верляйн стоял сразу позади на решетке. В гонке Паскаль показал класс – в середине гонки после обмена «режимами атаки» немец опередил Эванса и довел гонку до победы. А главное, пилот «Порше» вернул лидерство в чемпионате перед последней гонкой сезона. Пилоты «Ягуара» проигрывали ему 3 и 7 очков соответственно.

Последняя гонка стала квинтэссенцией сражения за титул. Претенденты собрались на двух первых рядах – Кэссиди стартовал с поула, Эванс и Верляйн заняли вторую линию. Всю гонку именно эти три пилота шли во главе пелотона. Первый акт развязки наступил за 5 кругов до финиша. Кэссиди держался на третьем месте, позади него шла борьба между да Коштой и Оливером Роулэндом. Бразилец бесшабашно влетал в одну из шпилек, промазал на торможении и задел крылом правое заднее колесо «Ягуара» экс-лидера сезона. Для Ника все было кончено – прокол, заезд в боксы и пять бесславных кругов до клетчатого флага.

Гонку тем временем возглавлял Эванс. Если бы она закончилась в тот момент, Митч отыгрывал бы очки у Верляйна и становился чемпионом. Но все решила необходимость использовать последний «режим атаки». Эванс промазал в первой попытке заезда на участок активации, и ему пришлось повторно съезжать с траектории кругом позже. Верляйну даже не пришлось бороться с единственным оставшимся соперником в борьбе за титул. Он спокойно завершил гонку вторым, позади Роулэнда, который лучше всех сориентировался на последнем рестарте. Эванс доехал третьим, но для него это стало поражением.

Паскаль Верляйн стал победителем 10-го сезона «Формуле Е» и впервые в своей карьере получил титул чемпиона мира. «Ягуар» удержал преимущество в командном зачете, но вряд ли это стало утешением для британской команды. Следующий сезон электроформулы начнется уже в этом году – первый этап чемпионата-24/25 запланирован на 7 декабря 2024 года гонкой в жарком Сан-Паулу. А предсезонные тесты начнутся и того ранее: «автодром имени Рикардо Тормо» в Валенсии станет ареной тренировок с 4 по 7 ноября.

«Формула-2» и «Формула-3». Как дела у юниоров?

Обзор «формульных» классов продолжается подготовительными группами «Формулы-1». В последнее время спутники «королевских гонок» потеряли в значимости и уже не являются 100-процентыми трамплинами в главную серию. Тем не менее, они остаются важным этапом для карьеры молодежи.

«Формула-2»

В этом сезоне «Формула-2» решилась на большое техническое обновление. Шасси «Даллары» 2018 года, на котором становились чемпионами Джордж Расселл, Оскар Пиастри, Мик Шумахер, Ник де Вриз, наконец-то признали устаревшим. На его смену пришел образец 2024 года, адаптированный к концепции «Формулы-1». Это введение изменило расстановку сил в чемпионате, ведь каждой команде пришлось приспосабливаться к неизведанной технике и заново подбирать настройки под каждую трассу.

Самые большие проблемы с новой машиной испытала чемпионская «Према». Коллектив, чьи пилоты из года в год боролись за титул и постоянно оказывались в числе выпускников в главную серию, на старте сезона-24 откатился в хвост. Отсутствие в главных ролях одного из фаворитов еще больше перемешало пелотон.

За 10 сдвоенных этапов радость победы познали 13 человек. Равная техника, которая отличается между собой лишь пилотом, сидящем между рулем и педалями, дает безграничный простор для борьбы. При высокой плотности на первый план выходит психологическая устойчивость, стабильность и умение подружиться с любым типом трасс.

К летней паузе лучше всего справиться с новым регламентом удалось юниору «Ред Булл» Исааку Хаджару. Француз проводит второй сезон в младшей серии, и за это время трижды отметился за рулем «Ред Булл» в пятничных тренировках и тестах. На старте сезона Хаджар раскачивался и не мог привыкнуть к болиду, но затем вкатился и стал грозной силой для соперников.

Первый успех пришел к пилоту «Кампоса» в основной гонке в Австралии, а на следующем этапе в Имоле Исаак повторил успех. После этого Хаджар завоевал еще пять подиумов, два из которых стали победными. Что особенно важно, французский юниор выигрывает исключительно большие заезды, без шальных удач в спринтах. До конца сезона остается 8 гонок, и к ним Хаджар подходит с запасом в 36 очков над ближайшим преследователем. Кстати, второй пилот «Ред Булл» по-прежнему не объявлен, но Хельмут Марко уже намекнул, что ждать во втором кокпите молодого француза пока рано.

За кем хочется следить с особым интересом? За Габриэлем Бортолето. Последним бразильцем в схватке за титул в «Ф-2» был Фелипе Другович, но должность тест-пилот «Астон Мартин» ставит крест на шансах Друговича попасть в «Ф-1». В отличие от старшего товарища, Бортолето борется за высшие позиции уже в первый сезон в «Формуле-2». По ходу сезона Габриэль одержал первую победу в основной гонке в Австрии. Но есть более интересная статистика: после трех сходов подряд в Саудовской Аравии и Австралии бразилец лишь дважды в 14 гонках не принес очков команде. Подобной серией не может похвастаться ни один пилот текущего сезона. Так что новая надежда Бразилии встретила отпуск на втором месте в личном зачете.

Замыкает промежуточный топ-3 эстонец Пол Арон. Удивительно, но Арон – единственный пилот из первой дюжины классификации, который не одержал ни одной победы. Зато на его счету уже 7 подиумов, что и объясняет столь высокое положение гонщика «Хайтека».

Но как бы хороши ни были лидеры текущего сезона «Формулы-2», главными действующими лицами года являются те, кто далек от борьбы за титул. Речь о гонщиках «Према» Оливере Бермане и Андреа Кими Антонелли. Именно эти молодые люди с оптимизмом смотрят в завтрашний день.

По ходу сезона Берман, который проводит второй год, отметился лишь одной победой в спринте и единственным поулом. В очках Олли приехал всего шесть раз, но именно он точно вырывается из «детского сада» в главную серию мира: перед Гран-при Великобритании «Хаас» объявил о подписании контакта с британским юниором. Как же так? Все просто: с 2021 года Берман является частью академии «Феррари», и его путь совпадал с тем, который прошли Жюль Бьянки и Шарль Леклер.

С конца прошлого года Оливера натаскивали на пятничных тренировках в «Хаасе» – надо было показать лучшие качества в поиске настроек. Берман успешно справился, а в начале 2024-го ему выпал уникальный шанс заменить приболевшего Сайнса в кокпите «Феррари» в Джидде. Там «человек-медведь» после единственной тренировки не ударил в грязь лицом в квалификации и гонке. На сложной скоростной трассе Оливер не допустил ни одной ошибки и сделал себе лучшую возможную рекламу. Акции юниора на рынке пилотов взлетели на 300%, и контракт с «Хаас» не стал чем-то неожиданным. Заслужил ли Берман свое место в «Ф-1» на фоне неказистого сезона в младшей серии – да.

Вернемся к Андреа Кими Антонелли. Звезду младших серий взял под крыло «Мерседес». Антонелли сходу попал в лучшую команду «Ф-2». Еще до начала сезона на Кими свалилось неожиданное давление в виде потенциального места в «Мерседесе» на замену уходящему в «Феррари» Хэмилтону. Такой ворох новостей легко мог выбить 17-летнего парня из колеи, и по началу сезона казалось, что Андреа никак не оправдывает высокое звание претендента на партнерство с Расселом.

Но чем дальше шел год, тем более креп Антонелли в выступлениях. В Сильверстоуне юниор добился победы в спринте, в Венгрии выиграл основную гонку и запомнился чередой эффектных обгонов. Кроме этого, для Кими дважды организовали тесты «Мерседес», где итальянец произвел впечатление на инженеров главной команды. «Серебряные стрелы» пообещали объявить имя второго пилота перед этапом в Монце, и либо это будет риск с юниором в лице Антонелли, либо еще более сенсационное решение.

«Формула-3»

Если говорит о плотности и непредсказуемости результатов, то однозначным лидером среди мировых серий будет «Формула-3». Юниоры, многие из которых впервые сели за столь мощное шасси, борются не на жизнь, а на смерть. Каждая гонка проходит в непрекращающихся сражениях, а на подиуме видны самые искренние эмоции от моментов заезда.

В 18 гонках победы отпраздновали 9 человек. Причем лучший из победителей занимает не первую строчку в чемпионате, а худший идет на 19-й строчке: россиянин Никита Бедрин, который выступает в серии под итальянской лицензией. Возглавляет классификацию Леонардо Форнароли из «Тридента», и он – один из немногих фаворитов, кто ни разу не стоял на вершине пьедестала. Тем не менее перед финалом в Монце именно он на вершине: на счету итальянца шесть подиумов и лишь один финиш вне очковой зоны. Завидная стабильность для конкурентов.

Впрочем, лидерство Форнароли формальное. На хвосте у лидера висят Габриэле Мини и Люк Браунинг, которые проигрывают одно и шесть очков соответственно. В Италии будет разыграно 39 очков с учетом поул-позиции и быстрейших кругов, так что теоретические шансы на чемпионство остались аж у семерых гонщиков. Нет сомнений, что многие из них получат повышение в классе и перейдут в «Ф-2», но пока главное сражение в их жизни состоится 1 сентября в Монце.

Что до известных фамилий, то дети бывших пилотов «Формулы-1» пока не блещут. Себастьян Монтойя лишь раз порадовал папку серебром и занимает 15-е место в чемпионате. Еще хуже дела Чарли Вурца – молодой австриец единожды зацепил очки на этапе в Австралии. Нездорово сезон складывается для единственной девушки чемпионата, Софии Флерш. За 18 попыток немка добилась лучшего результата в виде 11-го места и является одной из трех участников, кто не набрал ни одного балла.

NASCAR

Ассоциация стоковых «каров» семимильными шагами скачет в сторону плей-офф сезона. Марафон из 22 гонок за 23 недели прервался аж двумя пустыми уик-эндами, за время которых гонщики скучают по профилированным поворотам налево, а специалисты собирают статистику прошедших заездов.

По ходу года NASCAR побил несколько собственных рекордов. Самым ярким событием стал финиш 12-го этапа в Канзасе. В овертайме заезда на финишной черте Кайла Ларсона и Криса Бюшера разделило 0,001 секунды, что стало самым плотным исходом в истории гонок NASCAR Cup Series.

К летней паузе лидером серии является Кайл Ларсон. По ходу сезона гонщик «Хендрик Мотоспорт» одержал четыре победы, причем последний аккорд перед выходными устроил на легендарной «Старой Кирпичнице» Индианаполиса.

Интересно, что место Ларсона в плей-офф не было гарантировано. По ходу сезона Кайл стал единственным представителем NASCAR, который принял участие в «500 милях Индианаполиса». Гонка откладывалась из-за дождя, но гонщик все равно успевал прыгнуть в самолет и улететь к основному старту в Северную Каролину. Но там тоже разразилась непогода, гонку прервали по истечении 2/3 дистанции. В итоге Ларсон, который прибыл к паузе, так и не поучаствовал в соревновании. По правилам, одним из условий прохода в плей-офф является старт в каждой из гонок сезона, но для Кайла сделали исключение и признали обстоятельства форс-мажорными.

За четыре этапа до конца основной части сезона любой, кто одерживал победу, автоматически гарантировал себе участие в плей-офф. По ходу сезона триумфаторами этапов стали 12 человек, а больше всех викторий записал на свой счет Ларсон – четыре. Дэнни Хэмлин, Уильям Байрон и Кристофер Белл выиграли трижды. Среди тех, кто лишь по очкам проходит в разборки на вылет, в лидерах обосновался Мартин Труэкс-младший. Ему отчаянно не везет по ходу сезона: несколько раз он был близок к победе, но то его подводило столкновение, то неудачный пит-стоп, то сам Мартин уступал позицию на последних кругах. Сейчас Труэкс занимает в чемпионате седьмую строчку, а ближайшим преследователем без побед является Тай Гиббс. Но все может поменяться, если последние четыре заезда подарят серии новых победителей.

А в гонках режима плей-офф продолжают участие все машины, но лишь 16 из них борются за титул чемпиона. Режим «навылет» пройдет в три этапа по 3 гонки и закончится финальным заездом за звание лучшего. После каждого этапа отсеиваются 3 гонщика, которые не одержали победу и набрали минимальное количество очков за период. К решающей гонке остается три претендента, которые в единственной гонке определяют, кто достоин поднять над головой главный кубок года.

«Индикар»

Как и год назад, лидером сезона является Алекс Палоу. Гонщик «Чип Гэнэсси» одержал две победы в текущем сезоне и пополнил копилку призовым полумиллионом долларов за победу во внезачетной гонке на «Термал Клаб». К разочарованию главных соперников Палоу не только быстр, но еще и очень расчетлив и стабилен. Там, где победа достигалась излишними усилиями, Алекс предпочел сохранить высокое место на подиуме; там, где мог победить, реализовал преимущество. К паузе испанец имеет преимущество в 49 очков над ближайшим преследователем. Но за одну победу в гонке в «Индикар» выдается 50 очков, так что расслабляться Палоу рано.

Позади идет плотная борьба за место под солнцем. После дисквалификации гонщиков «Пенске» Джозефа Ньюгардена и Скотта Маклоглина за нарушение режима «Push-to-pass» на стартовом этапе лидером команды стал Уилл Пауэр. Пауэр также одержал две победы, причем одна из них досталась ему на дорожной трассе, а вторая – на овале. Перед финалом сезона, где четыре из пяти гонок пройдут на овальных спидвеях, уверенность в своих силах не помешает.

Пауэр – не единственный в группе гонщиков, кто мечтает нагнать Палоу. Всего 22 очка разделяет вторую и пятую строчки – 4 очка Пауэру проигрывает неувядающий Скотт Диксон, 8 очков – Колтон Херта, замыкает топ-5 Пато О’Уорд. Каждый из них познал вкус победного шампанского по ходу чемпионата; единственный, кто не сделал этого дважды из этой компании – Херта.

Что до бывших пилотов «Формулы-1», которые докатывают карьеру за океаном – за них немного грустно. Роман Грожан в текущем сезоне больше запоминается авариями, чем хорошими результатами. Единственным выстрелом француза стал этап на харáктерной «Лагуне-Секе», где ему не хватило до подиума всего 0,3 секунды. В остальном же Грожан не впечатляет и занимает лишь 16-ю позицию в чемпионате. Маркус Эрикссон еще год назад боролся за топ-3, а в 2024-м сдал. По высшей позиции в гонке швед проигрывает даже Грожану, но из-за бо́льшей стабильности опережает бывшего коллегу по «Ф-1» и занимает 12-е место.

Интересная и грустная история произошла с Тео Пуршером. Пока еще действующий чемпион «Формулы-2» не получил повышения и стал скитаться по различным соревнованиям, чтобы не растерять гоночные навыки. В конце апреля услугами Пуршера заинтересовался «Макларен», который отказался от Дэвида Малукаса. Соглашение подписали до конца сезона, но всего через 1,5 месяца «Макларен» отказался от талантливого француза в обмен на деньги Нолана Сигела.

На этом эпопея не закончилась. На тренировке 12-го этапа в Торонто сломал палец другой пилот «Макларена» – Александр Росси. На замену американцу вновь вызвонили Пуршера, который на следующий день прилетел в Канаду. При этом оранжевые не скрывали: подмена единоразовая, и после летней паузы в кокпит вновь сядет Росси. Печально смотреть за тем, как чемпион ближайшей к «Формуле-1» серии перебивается всеми доступными стартами, чтобы вновь зарекомендовать себя.

Чемпионат мира по гонкам на выносливость (WEC)

Чемпионат мира по гонкам на выносливость – необычное состязание. Престижность главной гонки в Ле-Мане настолько высока, что до нее многие заезды превращаются в проходные, а после нее что-то доказывать нужно тем, кто оплошал во Франции. Но это не значит, что другие гонки похожи на тесты. Каждый из восьми стартов сезона по-своему уникален и интересен, и каждая команда стремится одержать победу, раз уж выходит на старт. Да и звание чемпиона мира, присуждаемое лучшим коллективам в разных зачетах, не позволяет относиться к серии с пренебрежением.

Особенность WEC в том, что ФИА всеми силами пытается угадать такой баланс производительности (BoP), чтобы уравнять все команды. Более совершенные аппараты получают весовой балласт, чтобы нивелировать полученное благодаря большей мощности или энергии преимущество. Получается, мягко говоря, не всегда. Если «Порше», «Феррари» и «Тойота» как-то справляются с искусственным замедлением, то остальные команды еще ищут ответ на вопрос, как заставить ехать машину, которая по прихоти организаторов на трассе совсем не похожа на прототип, который тестировался изначально.

Долго угадывать фаворитов сезона не пришлось. На первых этапах здорово смотрелись «Порше» – стартовый этап в Катаре легко выиграл экипаж Эстре-Лоттерер-Вантхор. Эпичную гонку в Спа, которая сопровождалась самым долгим перерывом между остановкой гонки и ее возобновлением в истории WEC, выиграли Уилл Стивенс и Кайлум Айлотт. Причем, они были одними из тех, кто проехал 6-часовой заезд вдвоем, а не втроем, как сейчас принято.

Один старт немцы все же упустили – «6 часов Имолы» остались за чемпионской «Тойотой», а в квалификации три лучших времени показали гонщики «Феррари». В гонке неудачная тактика под дождем смыла итальянские автомобили из числа лидеров, а под финиш «Порше» почти догнали беглую «Тойоту».

Но все это было лишь подготовкой к главной гонке. В 92-й раз кольцо «Сарта» принимало участников суточного заезда. Назвать фаворита было невозможно – между визитами в Спа и Ле-Ман прошла двухмесячная пауза, и любая команда за такой срок могла чем-то удивить.

В квалификации лучшее время показал экипаж «Порше», который опередил гонщиков «Кадиллака». Два экипажа «Феррари» показали третье и четвертое времена, а ближайшая «Тойота» расположилась лишь на одиннадцатом месте. Но в гонке все изменилось на 180 градусов. «Феррари» вдоволь отыгрались за дождь в Имоле и за остановку гонки в Спа, когда итальянским машинам пришлось ехать на пит-стоп после рестарта. Не было ни часа, чтобы красная машина не держалась во главе заезда, а после четырех ночных часов под пейс-каром алые лишь упрочивали лидерство.

Гонка оправдала статус заезда на выносливость: проблемы с техникой возникли у обеих машин «Альпин», сошли заводские экипажи «БМВ», не избежал проблем второй состав «Порше» и частная «Феррари» #83, которая долго время шла на третьей позиции.

Интрига за победу держалась до самого финиша. «Феррари» №50 в составе Антонио Фуоко, Габриэле Молины и Никласа Нильсена лидировала, но у них была небольшая, зато очень щекотливая проблема. «Феррари» пришлось раньше провести финальный пит-стоп из-за того, что отсоединилось крепление двери, и тогда Нильсену заправили полный бак в надежде дотянуть до финиша.

На последних 100 километрах датчанин отчаянно экономил топливо, надеясь, что его хватит до конца. А позади стремительно настигала «Тойота» №7, за рулем которой завершал гонку Хосе-Мария Лопес. Аргентинец выжимал все из машины и отыгрывал по 7 секунд на 14-километровом кольце, но дистанция закончилась раньше, чем он увидел близко корму «Феррари». Второй год подряд «жеребцы» из Маранелло взяли главный старт сезона, и уже было не очень важно, как в итоге сложится для них чемпионат.

WEC дальше отправился покорять континенты. 14 июля серию встретил Сан-Паулу, где на «Автодроме имени Хосе Карлоса Пасе» состоялся пятый этап. Началась основная борьба за звание чемпиона. Для «Тойоты», второй год кряду отдавшей «Ле-Ман», не осталось иных целей, кроме как подтвердить прошлогодний чемпионский титул. Японцы начали вторую половину сезона с уверенной квалификации, где оба заводских экипажа показали лучшие результаты. Близко расположились машины «Порше», а «Феррари», как и ожидалось, к Бразилии были готовы хуже – лучший прототип итальянцев оказался на старте шестым.

В гонке глобальных изменений не произошло. «Тойота» №8 в составе Брендона Хартли, Себастьяна Буэми и Ре Хиракавы контролировала заезд от начала до конца. На финише преимущество действующих чемпионов мира над ближайшим соперником составило почти круг. Вторая «Тойота» не поддержала почин коллег и с поул-позишн уступила не только им, но еще и отдала подиум спортсменам из «Порше», которые довольствовались серебром и бронзой. «Феррари» смог замкнуть топ-6 двумя прототипами, еще раз доказав, что с тремя топ-командами в гонке бороться некому.

После пяти марафонов в чемпионате лидирует экипаж «Порше» №6 – Кевин Эстре, Андре Лоттерер, Лоуренс Вантхор: на их счету победа и три вторых места. Благодаря победе на «Ле-Мане», которая дает больше максимум очков в сезоне, на второй строке держится «Феррари» №50, которой в спину дышит пара из «Тойоты» №7 – Камуи Кобаяши и Ник де Вриз. Где экс-пилоты «Формулы-1» потеряли третьего? На «Ле-Мане» основного пилота Майка Конвея заменял Хосе-Мария Лопес, так что индивидуальных очков у Конвея меньше.

WEC – не только турнир гиперкаров. Зачет LMGT3 не менее важен для соревнующихся там пилотов, но на фоне основного состязания немного уходит на второй план. Отмечу, что лидером текущего сезона является экипаж «Маунти Пьюр», который выступает на «Порше» 911 GT3. Среди пилотов этой машины выделяется белорус Алекс Малыхин, который выступает под лицензией экзотического государства Сент-Китс и Невис.

Чемпионат мира по ралли (WRC)

К нынешнему чемпионату мира по ралли сложно предъявлять претензии. Как и раньше, это турнир заводских производителей, которые выставляют на мировое бездорожье лучшие прототипы. Без WRC сложно было бы поверить, что «Хендэ» делает отличную спортивную технику, существует какой-то спортивный «Форд», кроме «Мустанга». А «Тойота» доказывает имя одной из главных гоночных марок планеты и борется за лидерство в очередном чемпионате мира.

С точки зрения пилотов все тоже здорово. Да, чемпионы прошлых лет навсегда останутся в памяти. Карлос Сайнс-старший, Колин Макрей, Томми Мякинен, Петер Сольберг, Себастьян Леб и другие сделали все, чтобы популярность ралли росла. Но текущие звезды ничем не уступают им: Рованпера, Тянак, Невилль, нестареющий Ожье валят и пылят по нынешним ухабистым, ледяным и асфальтовым серпантинам не хуже пилотов прошлых лет. В плане зрелищности мало что поменялось – те же тысячи зрителей вдоль дорог наслаждаются шумом моторов и ждут, когда представится возможность вытолкать незадачливого пилота из кювета.

Но существует фактор, который принять непросто. Это новая система начисления баллов. По итогам субботы спортсменам начисляются очки по системе 18-15-13-10-8-6-4-3-2-1, кроме них по итогам воскресенья выдаются очки семи лучшим пилотам (от 7 до 1). И от 1 до 5 баллов набирает первая пятерка на Power Stange. Все это сделано для того, чтобы даже сошедшие по ходу первых дней гонщики имели стимул выступить в последнем дне ралли, да и ценность одного единственного Power Stage приравняли к целому дню соревнований. Теперь победитель ралли может набрать меньше очков, чем его более удачливый соперник. Это обесценивает само понятие победы, и хоть делает соревнования зрелищными до самого конца, потворствует спортсменам, склонным к аварийной езде.

Есть еще один любопытный факт, который с удивлением заставляет смотреть на турнирную таблицу. Дело в том, что некоторые пилоты не участвуют во всех этапах чемпионата, а приезжают на некоторые из них. Так «Тойота» выставляет дополнительную машину для чемпиона мира Калле Рованперы и легенды ралли Себастьяна Ожье. «Хендай» зовет на снежные и раллийные этапы финна Эссапеку Лаппи. И вот в чем дело – эти трое выиграли семь из девяти этапов текущего года. То есть гонщики, которые выступают исключительно в WRC, смогли выиграть у «проходящих мимо» героев всего два этапа, да и там оба раза Ожье дышал в спину победителю.

Как же выглядит зачет чемпионата мира среди этой неразберихи? Промежуточное первое место занимает Тьерри Невилль на «Хендэ» i20. Бельгиец вырвал победу на стартовом этапе в Монако, но уже 7 месяцев не может повторить успех. То Ожье, то Рованпера оттесняют пятикратного вице-чемпиона мира с вершины. Сейчас преимущество Невилля составляет 27 очков, но слабо верится, что он сохранит свое преимущество, если конкуренты перестанут играть в поддавки и поприсутствуют на оставшихся этапах.

Говоря о конкурентах, в первую очередь подразумевается Себастьян Ожье. 40-летний француз уступает лишь один титул вечному рекорду Себастьяна Леба, и сезон 2024 года может установить на вершине двоевластие. В этом году Ожье проехал всего шесть стартов из девяти и ни разу не опустился ниже второго места. Должен был в семи, но на ралли Польши попал в аварию во время тренировочного проезда. Тогда француза экстренно заменил Рованпера, который выиграл ралли. Если Себастьян не откажется от продолжения сезона, его шансы на титул выглядят выше, чем у лидирующего Невилля.

Рядом с Ожье расположились два постоянных участника чемпионата. Элфин Эванс и чемпион мира-2019 Отт Тянак проигрывают французу 4 и 9 очков соответственно. Оба попали в аварию на ралли Финляндии, причем Тянак перевернулся еще в первый день, а его штурмана отправили в больницу после переворота. Эванс сотворил анти-подвиг в воскресенье, из-за чего лишился всех очков за каждый день ралли. Без таких выкрутасов они бы не выпустили Ожье на вторую строчку, и борьба с Невиллем была бы более плотной.

Что до действующего чемпиона мира Калле Рованперы, то он приезжает на ралли в свое удовольствие. Финн посетил шесть этапов. В Швеции и Португалии попал в живописные аварии в первый же день, но зацепил очки по итогам воскресенья и Power Stage. В родной Финляндии все завершилось более драматично – за 2 спецучастка до финиша чемпион громил конкурентов, но на предпоследнем допе зацепил камень и улетел в домашние деревья. Зато три других этапа пилот «Тойоты» выиграл, причем в Польше вообще Калле не ожидался. На этих качелях Рованпера идет в чемпионате шестым.

Финальные четыре этапа сильно разбросаны по времени. Греческое «Ралли Акрополя» и финальное «Ралли Японии» разделяют почти три месяца. «Тойота» в последние годы потрудилась, чтобы уговорить ФИА устроить финал на своей родине. Конец ноября в Японии вряд ли создаст раллистам легкую прогулку по асфальтовым дорогам острова Хоккайдо. Остается вопрос – отпразднует ли «Тойота» шестое подряд чемпионство в личном зачете или впервые в истории персональный титул уйдет в руки «Хендэ»? Да и в командном чемпионате пока на вершине остается корейская марка, но отрыв там минимальный – всего 20 очков.

Фото: Gettyimages/Alex Slitz / Stringer, Chris Graythen / Staff, Massimo Bettiol / Stringer, James Gilbert / Stringer, Logan Riely / Stringer, Clive Mason / Staff, Clive Rose / Staff, Jaguar Racing / Handout; Davide Di Lalla/Keystone Press Agency Panoramic/Keystone Press Agency Walter G. Arce Sr./Keystone Press Agency IMAGO/JULIEN DELFOSSE /Global Look Press ; East News/Thurman James/Cal Sport Media ; x.com.