Как «Формула-1» искала дом в Штатах. История этапа и успех «Трассы Америк». Предобзор Гран-При США (20.10.23-22.10.23)
На заре своего существования «Формула-1» была в первую очередь связана с Европой. Все без исключения команды базировались в Старом Свете, да и большинство пилотов были родом из европейских стран. Но уже тогда в узком календаре «Королевских гонок» было исключительное окошко. В зачет с первых лет была входила заокеанская гонка «500 миль Индианаполиса». Правда, гонщики «Формулы-1» в Штаты не летали, единственным исключением стал Альберто Аскари в 1952 году. При этом американцы, боровшиеся за победу в 500-мильной гонке по овалу, не сразу узнали, что на кону стоит «Большой приз» мирового чемпионата.
Странности во взаимоотношениях «Формулы-1» и США продолжались 10 лет, после чего стороны наконец-то узаконили свои порывы официальным Гран-При США. Первая попытка прошла на автодроме «Себринг», но для трека она стала единственной - из-за малого зрительского интереса этап перенесли в Калифорнию, на автодром «Риверсайд». Он также не успел оставить след в истории «Формулы» - пыльная трасса посреди калифорнийских степей славилась своей убийственной опасностью, поэтому и второй блин в США вышел комом. Зрителям фильма «Форд против Феррари» «Риверсайд» знаком тем, что именно там на тестах Ford GT40 погиб главный герой картины, Кен Майлз.
В 1961 году «Формулу-1» приютил у себя «Уоткинс-Глен». Национальная американская трасса принимала у себя все серии американских автогонок, так что добродушно открыла двери и для европейских вояжеров. Этап в штате Нью-Йорк особенно привлекал тем, что его стартовый и призовой фонд превышали суммы всех остальных гонок вместе взятых, так что Гран-При США был отличным способом подзаработать. 20 лет «Уоткинс-Глен» был местом смешения американской и европейской гоночных культур, но к концу 70-х перестал отвечать требованиям «Формулы-1». Болиды становились все быстрее, а вкладывать деньги в усиление безопасности местные чиновники не хотели. Это привело к смертям Франсуа Севера и Хельмута Койнигга во время уик-эндов, а после чемпионат мира покинул Нью-Йорк из-за долгов организаторов.
Следующие 8 лет «Формулу-1» мотало по США как лист на осеннем ветру. Серия посетила Лонг-Бич, Детройт, Даллас и даже парковку у отеля «Caesar» в Лас-Вегасе. В 1983 году случилась уникальная ситуация - впервые на территории одного государства прошло 3 этапа чемпионата мира (в 2020 году такой же чести из-за COVID-19 удостоилась Италия). Но все это были лишь попытки оставить «Королевские гонки» на заокеанском рынке. У американцев были IndyCar, NASCAR и с десяток более простых серий, и какая-то европейская экзотика им не требовалась. Популярность «Формулы-1» окончательно рухнула с переносом этапа в Финикс, когда Гран-При США посетило 18.5 тысяч человек. При этом проходившая рядом сельскохозяйственная ярмарка собрала вдвое большую аудиторию.
В конце XX века Берни Экклстоуну удалось договориться о возвращении «Формулы-1» в Штаты. Причем не куда-то, а в сердце американских гонок - «Старую кирпичницу» Индианаполиса. Задумка была отличная - где, как не на главном треке США, вновь напомнить Америке о «Королевских гонках». Первый за 10 лет Гран-При не подвел - на трибунах собралось 220 тысяч человек, который стали свидетелями борьбы за лидерство и победы Михаэля Шумахера. Но затем с каждым годом этап вновь терял зрителя. Американцы, воспитанные родными гоночными сериями, привыкли к сотням обгонов, а расчетливая «Формула-1» не соответствовала ожиданиям.
Квинтэссенцией краха этапа в США стал 2005 год, когда шины «Michelin» не выдерживали давления на овале. Французские шинники пытались уговорить FIA поставить шикану в «бэнкинге» (разговорное название наклонной части трека), обязать всех совершать пит-стопы - тщетно. У трех команд на «Bridgestone» таких проблем не было, поэтому организаторы не пошли на изменение регламента, из-за чего все обладатели «Michelin» дружно свернули в боксы после прогревочного круга. В итоге гонка прошла при участии всего 6 машин, после чего возродить репутацию в Индианаполисе «Формула-1» так и не смогла.
Все гонки в США объединяло одно - они никогда не проходили на трассе, подготовленной специально для «Формулы-1». «Уоткинс-Глен» какое-то время справлялся, но его постиг бич всех трасс 70-х годов - низкий уровень организации. Городские этапы были промежуточными местами, чтобы хоть где-то провести Гран-При, а этап по парковке «Сизарс-пэласа» вообще выглядел странно для чемпионата мира.
Решать проблему национального автодрома США для «Формулы-1» стали в 2010 году. В Техасе неожиданно нашлось большое количество свободного места для строительства нового трека, и в 2012 году в 25 километрах от центра столицы штата, Остина, отгрохали «Curcuit of the Americas». Конфигурацию вписали в техасские холмы и использовали мотивы других гоночных трасс. Уникальной особенностью «Трассы Америк» стало намеренное расширение дорожного полотна в ряде поворотов, что скрывает точку входа в вираж и дает использовать различные траектории.
С первых лет гонки на автодроме заслужили любовь и признание зрителей. «Формула-1» уже не была гостем на территории США, поэтому вела собственную кампанию по продвижению нового трека. В 2022 серия побила рекорд по посещаемости в Северной Америке, собрав на трибунах 440 тысяч человек за уик-энд. Для болельщиков в дни уик-энда создается масса активностей, ежегодно для сопровождения этапа организовываются концерты мировых звезд - так, в 2019 году хэдлайнерами стали Muse, в 2022 году выступали Green Day и Эд Ширан.
Уже другие серии начали напрашиваться на прием в дом «Формулы-1». С 2013 года автодром открыл двери чемпионату мира по мотогонкам, в 2019 и 2020 годах до Остина добралась и элита американских гонок - IndyCar и NASCAR. С «Индикаром» не сложилось - единственная гонка прошла в 2019 году, после COVID-19 серия не вернулась в Техас. Появилась возможность сравнить скорость двух главных формульных серий мира. Поул-позиция Вальтери Боттаса на Гран-При США была выиграна с результатом 1:32.029, а лучший круг Уилла Пауэра в квалификации «IndyCar Classic» составил 1:46.018, что подтвердило техническое превосходство «Формулы-1».
Гран-При США 2023 уже не окажет никакого влияния на чемпионские баталии - все титулы досрочно выиграны Максом Ферстаппеном. Но нидерландцу наверняка захочется выиграть юбилейную 50-ю гонку на американской земле. Шансы на это велики, к тому же Макс не проигрывает в Остине с 2021 года. Его партнеру по Red Bull будет тяжелее - даже контракт на следующий год не избавляет паддок от слухов о конце карьеры Серхио Переса. Дуэт домашних этапов в Техасе и Мексике станет для мексиканца последним шансом реабилитироваться за безуспешную середину сезона. Большие ожидания связаны с McLaren - «оранжевые» зажигают во второй половине года, и после череды подиумов аппетит подопечных Зака Брауна уже дорос до победы.