Короли чардаша
На три вещи можно смотреть бесконечно: как горит огонь, как течет вода, и как борются между собой напарники по «Макларену». С последней догмой наверняка поспорили бы едва не уволенный в июле Мартин Уитмарш и предпочитающий бесконечно раздевающихся стриптизерш Барни Стинсон. Но тех, кто с восторгом в прямом эфире наблюдал за борьбой Льюиса Хэмилтона и Дженсона Баттона с 48 по 52 круги этапа в Модьороде, вряд ли переубедить. Поскольку это и в самом деле было восхитительно.
Только вдумайтесь: представители одной команды в дождливую погоду на далеких от идеала покрышках по трассе, где обгоны случаются только в результате очевидных ошибок пилотов, вели бескомпромиссную борьбу в дуэли за первое место! Малейшая неточность в управлении машинами — и маячивший загадочными венгерскими призами-финтифлюшками (интересно, куда подевался фирменный фарфор — неужели кризис и сюда добрался?) дубль разлетелся бы вдребезги… Однако с капитанского мостика «серебряных» говорить «фром май харт ин инглиш» в формате «фернандо из фастер зэн ю» никто не решился. Более того, целых четыре круга — до пит-стопа Льюиса — боссы «Макларена» позволяли подопечным контратаковать сразу же после потери позиции, давить друг на друга вплоть до самой точки торможения на позднем брэйкинге и нагружать ресурс мотора по полной программе не только в ходе рокировок на прямых. И это здорово! Поскольку одни только чардашные контрвыпады выписали Хэмилтону индульгенцию за несвоевременный «ремейк» использования промежуточных покрышек и разворот после потери контроля над машиной.
Последний, к слову, был совершенно справедливо классифицирован стюардами как попытка возвращения на траекторию, сопряженная с опасностью для других участников движения. Подобные инициативы в правилах черным по белому прописано карать штрафом (маневр нельзя производить, пока не убедишься, что он не принесет вреда окружающим), а потому пенять на пристрастность ареопага, как это делают британские журналисты, Льюису точно не стоит.
Впрочем, после столь яркого Гран-при у британца наверняка и сил на это не осталось. Ведь его рулю принадлежит, на наш взгляд. и наиярчайший индивидуальный обгон уик-энда. На 63-м круге Хэмилтон воспользовался замешательством Камуи Кобаяси, попросту не знавшего куда себя деть в ходе борьбы лидеров, и атаковал Марка Уэббера в 12-м повороте. Австралиец такого подвоха явно не ожидал. Во-первых, на этом участке трассы обычно развязывали войну лишь головорезы-смельчаки — и уж никак не в присутствии посторонних. А во-вторых, как можно было идти на обгон, если от мельтешивших голубых флагов рябило в глазах? «Можно!» — задорно ответил Льюис, просочившийся между своими и круговыми, как горнолыжник-слаломист между флажками. Да так эффектно, что после потери позиции Уэббо еще пару секунд не мог прийти в себя — даже DRS на мгновение позже необходимого использовал. Что, впрочем, нисколько не повлияло на ситуацию.
Любопытное наблюдение: в воскресенье пилоты обгоняли в первом, втором, пятом двенадцатом и даже последнем поворотах! То бишь трасса, в сухую погоду считающаяся образцом «карусельного» доезда, под дождем превращается во вполне себе удобоваримое полотно. Где, скажем, Фелипе Масса даже после обидного разворота и проигрыша в очной борьбе напарнику на старте не превращается в «лузера», ориентированного на задачу попросту докатить до финиша, а остается вполне себе квалифицированным бойцом. Даже несмотря на то, что обставить Росберга (дважды), Кобаяси и Альгерсуари ему во многом помогла резина, сути особо это не меняло. С модифицированным задком болида бразилец смотрелся на «Хунгароринге» весьма уверенно (не будем забывать о психологическом факторе!) и наконец-то отдалился от друзей-середняков, с коими успел породниться в ходе последних этапов. К слову, Фелипе также добыл несколько вистов в не самых удобных для атаки местах, что делает честь прибавившей в механическом сцеплении с трассой «Феррари».
Что удивило в воскресенье, так это то, сколь трудно было проводить в жизнь обычно доминирующие в Венгрии линии защиты. «Паровозики» собирались так же активно — это традиция, по-другому здесь и быть не могло. Но вот задавать темп для «вагончиков» ни солидным «локомотивам» калибра «Заубера», ни бюджетным «пыхтелкам» типа «Лотуса» не удавалось. В случае с Кобаяси это было в принципе объяснимо. Пойдя по традиционному пути максимально затянутых остановок, японец был обречен открыть путь более агрессивным соперникам — слишком уж дорого ему давались резкие выходы из виражей и жесткие торможения. А вот Ковалайнен мог постараться и получше — благо перед глазами пример напарника Трулли, который своей неуступчивостью нервировал уже упоминавшегося Хэмилтона и довел Хайдфельда до того, что тот вовсе «сгорел» на работе. Тем более что и соперники у финна были классом пониже, нежели чемпион мира: Пастор Мальдонадо, Ник «Зиппо-гриль» Хайдфельд, Адриан Сутиль и Серхио Перес. Однако Хейкки, словно тот городничий, собрав всех, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие («вы все будете волочиться вслед за мной!»), неожиданно быстро сдулся. Пропустив венесуэльца в первом повороте, Ковалайнен допустил ошибку, после чего по гостинцу без каких-либо помех двинули и преследователи. Тони Фернандес в тот момент имел полное право грязно выругаться…
Пренебречь выбором выражений вполне мог и Росс Браун, поскольку Нико Росберг совсем уж бледненько выглядел в одном из фирменных компонентов. Нет, все понятно против KERS не попрешь, а против DRS и вовсе нет приема. Но как-то слишком уж безвольно немец обозначал сопротивление даже в связках поворотов, этому благоволивших. Складывалось впечатление, что пилот «Мерседеса» стремился свести к минимуму всяческий риск — и, есть подозрение, дело здесь не только в слабом сцеплении покрышек со студеной трассой. В нынешнем сезоне Росберг предпочитает брать свое за счет атак (к слову, тенденция подтвердилась и под занавес Гран-при Венгрии), контрнаступая после потери позиции и стремясь оторваться после рокировок. А вот жесткой защиты, агрессивной борьбы и удержания места с позиции силы наблюдается все меньше и меньше. Хотелось бы ошибаться, но, кажется ментальность Нико в стане «Мерседеса» претерпела определенные изменения — и необходимость финишировать лучше напарника стала основной доминантой, затмевающей остальные задачи.
И гонки, конечно, можно выигрывать по-разному, но то, что Льюис сузил команде пространство для тактического маневра - факт медицинский.
По Баттону новости я особо не отслеживал. Речь о радиопереговорах в гонке, когда инженер сообщил Дженсу, что Фетт в боксы, судя по всему, больше не едет, и Дженсу придется ехать на своем комплекте до финиша. Дженс ответил - «Это плохая идея...»
Ну, хорошо - просто факт, не медецинский. Если вас так смущает это слово. )
---
А можно пойти еще глубже к корням и сказать, что ошибка Хэмильтона начались с того, что он не родился Алонсой или Шумахером.
Феттелю эта тактика стоила пары побед в этом сезоне. В паре случаев он мог ехать в чуть более быстром темпе и заработать необходимый отрыв, который бы позволил нивелировать эффект от последующих заминок. Так что нет однозначного доминирования этой стратегии над стратегией агрессивного создания отрыва. Тем более разные пилоты обладают разными характерами и умеют лучше делать разные вещи, с этим ничего не поделаешь, и в этом нет ничего унизительного. Или вы будете ставить Хэмильтону в вину, что он не Алонсо?
Феттель из своих 5-ти побед в этом сезоне в 3-х заезжал на питы позже ближайших соперников.
Льюис своей работой с резиной лишил команду такой опции, как копирование тактики Феттеля. Это факт. А уж то, что команда не смогла это нивелировать, удачно ткнув пальцем в небо - вопрос второй.
Баттон тоже не собирался ехать на последнем комплекте софта до финиша. Но его повели по Фетту, и результат мы все знаем.
\\
у инженеров команд по ходу есть все и даже больше - температура шин и кривая их износа, тайминг свой и конкурентов, ошибки пилотов при управлении и т.д.
уровень телеметрии очень высокий.
---короче говоря, хамилтон проиграл баттону, потому что сам себе сделал невозможной схему трех питстопов - на каждом отрезке последние пару кругов у него критически падал темп, и отрыв от баттона падал почти вдвое.---
согласен, что последние круги перед первыми 3 питстопами Льюис терял время относительно Батона, но после питов уже на первых кругах отрыв практически всегда возвращался в среднем к 8 сек.
по питстопам
пистопы Льюиса 12, 26, 40, 52, 54, 56
пистопы Батона 11, 27, 42,
судя по 3 питстопам Батон продержался на своей резине на 2 круга больше, что не очень много. Сразу после 3 питсопа Батона, отрыв Льюиса был в районе 8 сек. , но Батону поставили софт и он уже на 2-3 круге был быстрее Льюиса на СС более чем на 1 сек. Немог же Льюис за 4-5 кругов износить свою резину. Мостик это сразу прочухал,что Льюис не удержит лидерство, т.к. Софт в этих условия погоды оказался быстрее суперсофта, и сообщило об этом Льюису, и предложило атакавать сильнее чтобы нарастить отрыв, ехать быстрей не получилось Льюиса развернуло, далее стратегия еще более усугубилась + штраф.
Считаю что при 3 пистопах и на последнем отрезке резина софт как минимум сберегли бы шанс победить. Если нет , то дубль был бы это 100%.
Считаю, что именно неверный выбор резины на 3 питстопе было главной ошибкой, дальнейшие ошибки роли уже не играли, так как лидерство Льюисом было бы по любому упущено.
----а вы продолжайте думать что результат гонки делается не стратегией, а обгонами.----
А где я что то про обгоны писал?
и vader
\\
если я начну подробный тактический разбор гонки хамилтона, то у него начнется икота, а у вас изжога.
короче говоря, хамилтон проиграл баттону, потому что сам себе сделал невозможной схему трех питстопов - на каждом отрезке последние пару кругов у него критически падал темп, и отрыв от баттона падал почти вдвое. таким образом баттон отыграл себе третий отрезок короче , чем лх; лх шел отрезки по 13 кругов и его переход на софт планировался на 53 круг; а сделать отрыв для питстопа он не смог, пройти на софте 30 кругов в этой ситуации для него был риск.
короче - ни три ни четыре; при четырех плановых питах было бы третье место, при трех - неопределенность, у него сс больше 10 кругов не работал.
ошибки накапливаются к концу гонки, после второго отрезка надо было делать выводы, а не продолжать давить тапок.
а вы продолжайте думать что результат гонки делается не стратегией, а обгонами.
из-за резкого падения темпа Льюиса в конце отрезков, команда не смогла провести его по консервативной тактике копирования действий преследователей. Ошибка не в том, что не угадали оптимальную тактику (это всего лишь следствие). Ошибка - что ее ПРИШЛОСЬ УГАДЫВАТЬ. И здесь вина Льюиса неоспорима.
А вот Дженса, наоборот, на третий пит смотгли зазвать позже Феттеля, что гарантировало, как минимум, сохранение второго места. И здесь неоспорима заслуга Баттона.
Как минимум весьма оригинальная точка зрения, если не сказать больше... Это что у нас получается по сути: отличный обгон перестает быть таковым и существенно обесценивается, если это не обгон за победу а за 4-е место или же он произошел не в конце гонки? БРЕД!!!
Обгон хуже не становится, просто внимание зрителей тем более акцентируется на обгоне, чем этот обгон ближе к первой позиции и к финишу гонки.
Разборы полетов от Димы Герчикова мне нравятся за то, что он как раз-таки и выделяет из всей гонки воистину достойные маневры, а не «зацикливается» на 1-ой позиции и финише гонки
падение темпа относительно соперников (при одинаковых условиях на трассе) и относительно себя самого (с учетом выжигания топлитва) означает только одно - «уход» резины.
А «и т.д.» - это 39 круг, когда на свободной трассе темп Льюиса относительно Дженса упал на 1,3 секунды. Что для мостика Маков на фоне предыдущего отрезка было очевидым признаком «ухода» резины. Поэтому был пит, угадывание стратегии и, увы и ах, попадание пальцем в небо.
P.S. Я первый называл мостик Маков идиотами за то, что они потеряли дубль, не применив к Льюису консервативную тактику копирования тактики соперников. (Я, вообще-то, болела Маков. И Льюиса, как правило, защищаю, а не смешиваю с дерьмом.) Но потом с подачи Дока проанализировал покруговки и понял, что команда изо всех сил вытаскивала Лью на первое место, вопреки его косякам в работе с резиной. СС и промежуточная - всего лишь рисковые ходы на фоне невозможности сыграть консервативно.
:-)
>> А падение темпа на одном 25 круге 1,3 секунды было связано с круговыми, которых пришлось обгонять как раз перед пит-стопом.
С 21 по 23 круги Баттон вес Льюису от 0,3 до 0,7 секунды. И это на чистой трассе для обоих пилотов, без круговых.
На 25-м Льюис обгонял одного (одного!) Переса. А проиграл Баттону почти 1,5 секунды.
Ну, и т.д. :-)
На 24-м Льюис проиграл Дженсу полторы. На 25-м - уже две (но тут фактор круговых был, да).
----
Я это утверждал где-то? Я всегда считаю, что стратегия самый важный элемент.
А по поводу всего остального, написанного вами: вы часто ищете глубинный смысл в незначительных вариациях, входящих в пределы случайной ошибки и делаете очень далеко идущие выводы из них. Причем ваши утверждения всегда безапеляционны, независимо от степени достоверности посылок. Такой эпатаж в подаче информации прекрасно работает на людей вроде Миколы, которые пишут потом: «Браво, Док, размазали Вадера и тд», - но мало способствуют конструктивному диалогу.
Возможно, Люис, действительно, недотерпел на всех своих отрезках пару лишних кругов, что команда посчитала, что он пересек некоторую жесткую границу невозможности стратегии как у Баттона. Но во-первых, Баттон остановился на 2 круга позже, а Феттель всего на 1 круг позже Люиса. Во-вторых, ни Баттон, ни Феттель к концу гонки не вошли в стадию износа софта (Феттель так свой лучший круг установил), так что запас выносливости был очень существенной. Это говорит совсем не в пользу вашей теории, что Люис круг не дотянул до момента возможного использования тактики Баттона и Феттеля.
Второй вариант, что команда посчитала комбинацию скорости и возможности атаковать на СС более выигрышной по времени, чем длинный участок на Софте. Это был, разумеется стратегический просчет, не сумели правильно оценить скорость разных типов резины в этих условиях. Но этот просчет уже почти не связан с тем, что Льюис не смог протянуть лишний круг на всех своих предыдущих участках. Да, этот круг вошел в формулу, по которой внутри команды оценивали преимущество той или иной стратегии, но это был уже плавный и непрерывный эффект, а никак не барьер, как считаете вы. Команда, безусловно, учитывала при этом, что для манеры Льюиса более приемлемы участки покороче с возможностью атаковать сильней. Но это не стратегическая ошибка Люиса в конкретной гонке, а нечто более существенное, что определялось во время становления его карьеры и не меняется по щелчку пальцев. И что делает Люиса Люисом, а не Алонсо, Баттоном или Феттелем.
Из этих двух теорий мне вторая кажется более вероятной. Хотя, я не говорю, что первая точно невозможна. Но без объяснений команды вряд ли можно прояснить ситуацию на 100%.
Единственное «но», что вся эта информация доступна нам уже после гонки, команды были в другой ситуации.
Перевод Гама на другую стратегию был несколько нервозным шагом. Возможно, с целью диверсификации рисков (как это модно сейчас называть). То-есть команде была важна победа любым гонщиком.
Для особо одаренных «несектантов» можно повторить: на втором отрезке темп у Хэмилтона был на 3-десятых выше, чем у Феттеля и на 5-десятых выше, чем у Баттона. А падение темпа на одном 25 круге 1,3 секунды было связано с круговыми, которых пришлось обгонять как раз перед пит-стопом.
На 3-ем отрезке темп был практически равен прямым конкурентам, несмотря на полуторо-секундный «прибавок» на 39 круге.
Темп одного круга еще не говорит о «резком» падении темпа на данном комплекте.
Баттон и Феттель шли на 3 пит-стопа, а Хэмилтона вели на 4 пит-стопа.
При этом разница между третьими пит-стопами всего лишь круг. Просто-таки супер «более ранний» пит-стоп :-)
Софт на 3-ем пит-стопе разбил бы все ваши и медицинские и немедецинские «факты». И это факт.
То что Феттель выиграл свои гонки заезжая последним ни о чем не говорит. Он это делал в ситуации очень серьезного преимущества, а в плотной борьбе это не панацея. Тем более скопировать можно стратегию только одного пилота, если конкурентов больше одного, то надо четко реализовывать свои идеи.
«Баттон тоже не собирался ехать на последнем комплекте софта до финиша».
Эта информация была в новостях? Я что-то не слышал такого.
И темп смотрится не по вырванным из контекста кругам, а на отрезке в целом.
Но я умываю руки. Если вы в приведенных вами же цифрах, видите только средний темп по отрезку и не видите трендов, то я сдаюсь. И зарекаюсь спорить с гуманитариями.
\\
ошибки в тактике начались с первого отрезка, когда в после того , как он отъехал на 3-4 секунды, не переключился на тактику сохранения шин и соблюдения плана пистопов. и это на маке.
и феттель, и росберг, и баттон никогда не забывают это делать.
Это же еще не «медицинский факт», надеюсь? :-)