Как «Ф-1» составляет рейтинг болидов? Какие повороты – медленные, а какие – быстрые? Серия наконец все объяснила
Разница между четырьмя лучшими в виражах – меньше процента.
От редакции: Привет! Вы в блоге «На максимальной скорости» – доме переводов классных текстов о «Ф-1» из журнала GP Racing UK. Сегодня автор порадовал нас изложением рассказа главного технического офицера «Ф-1» Пэта Симмондса – он подробно описал, как же статистический отдел чемпионата оценивает скорость болидов в поворотах и на прямых с использованием данных замеров GPS. Теперь графики с официального сайта станут намного понятнее – а это заслуживает плюса!
Уже четыре года мы в деталях следим за обгонами, используя не только покруговку, но и данные по 200-метровым отрезкам на каждой трассе. Возможность обгонов – функция от многих переменных: текущая фаза гонки, выезд автомобиля безопасности и другие.
По нескольким гонкам мы можем наблюдать сильные и слабые стороны каждой машины: для этого используем те самые 200-метровые отрезки, на которые поделена каждая трасса. Мы смотрим, где машина в повороте (любом: медленном, среднескоростном, высокоскоростном) едет не на полном газу. Если машина едет с полным газом, но на ее действуют боковые перегрузки – то это просто отрезок с поворотом, но не прямая. Если боковых перегрузок нет – это прямая. Классификация поворотов – вещь субъективная, но мы делим так: медленный поворот – до 125 км/ч, среднескоростной – от 125 км/ч до 175 км/ч, а высокоскоростной – все, что быстрее.
И все же полученные результаты нужно интерпретировать аккуратно. Например, на трассе в Бахрейне по идее много высокоскоростных поворотов, но по факту только 6-й поворот можно считать таким. Другие (например, 12-й) теперь проезжают с газом «в пол», так что это уже просто отрезок с поворотом.
В Бахрейне «Ред Булл» был быстрее «Мерседеса» в высокоскоростных поворотах, но влияние преимущества на время круга меньше, чем на «Сильверстоуне», где больше поворотов быстрее 175 км/ч. Чтобы как-то вывести цифры, мы считаем процент потерянного времени по отношению к лучшему результату в каждом типе поворотов. Конечно, в зависимости от точки отсчета потеря может обернуться выигрышем. Например, если примем за идеал «Мерседес», то «Ред Булл» может оказаться быстрее на определенной трассе или в определенном типе поворотов.
«Мерседес» в целом все еще впереди в поворотах, но между первыми четырьмя командами разница всего лишь в 0,5%. В быстрых поворотах «Ред Булл» имеет небольшое преимущество, а в медленных поворотах впереди (сюрприз!) «Феррари».
Очень трудно разделять механическое сцепление с трассой и прижимную силу, лобовое сопротивление и мощность двигателя. Но мотор «Хонды» сейчас равен «Мерседесу» в квалификации, а «Ред Булл» чуть впереди по прижимной силе. Цифры максимальной скорости в первых гонках тоже могут немного отличаться от предыдущих данных: например, «Уильямс» обычно быстрее заводской команды на прямых с тем же двигателем.
Данные придают особый интерес: иногда многое объясняют, а иногда – запутывают. Так чаще всего происходит, когда не хватает информации для полной картины, она неточна или собрана непоследовательно. Сейчас актуальны все три проблемы. Но впервые за долгие годы мы наблюдаем с более плотной борьбой. Даже середина пелотона потихоньку дрейфует к лидерам.
Это перевод статьи Пэта Симондса из журнала GP Racing UK за июнь 2021.
Фото: Gettyimages.ru/Bryn Lennon; MotorsportImages.com
Этот блог в соцсетях:
Разве есть сомнения?