Трибуна
7 мин.

Суперчемпионом можно стать и после «Ф-1». Вот 8 самых ярких примеров (и десяток поменьше)

От редакции: Привет! Вы в блоге «На максимальной скорости» – здесь переводят познавательные тексты о «Формуле-1». Сегодня вашему вниманию рассказ о гонщиках, добившихся успеха после карьеры в «Формуле-1».

Антонио Джовинацци

Трехлетнее пребывание итальянца в «Альфа Ромео», во время которого его лучшим результатом был финиш на 5-м месте, подошло к концу после сезона 2021 года, и в следующем году он стал резервным гонщиком «Феррари».

Сезон в «Формуле Е» не принес ожидаемого результата, переход в чемпионат мира по гонкам на выносливость в 2023 году оказался более успешным: Джовинацци одержал победу в «24 часах Ле-Мана» вместе с товарищами по команде «Феррари» Алессандро Пьером Гуиди и Джеймсом Каладо, что ознаменовало возвращение «Феррари» на вершину суточного марафона спустя 58 лет.

Джовинацци является одним из тех гонщиков, кто никогда не добивался победы в «Формуле-1», но смог победить на «Ле-Мане».

Жаки Икс

Список бывших гонщиков «Формулы-1», одержавших победу в «24 часах Ле-Мана», включает в себя несколько многократных победителей: Дерек Белл стал одним из самых титулованных победителей марафона, выиграв пять раз, этот подвиг повторил Эммануэле Пирро несколько лет спустя.

Обладателем же одного из рекордов на «Ле-Мане» является Жаки Икс. За свою карьеру в «Формуле-1», охватывающую 114 Гран-при в период с 1967 по 1979 годы, бельгийский гонщик одержал восемь побед и поднимался на подиум 25 раз.

Икс одержал четыре победы в «Ле-Мане» еще будучи действующим гонщиком в «Формуле-1». Потом добавил еще две в 1981 и 1982 годах, что сделало его вторым самым успешным гонщиком суточного марафона после девятикратного победителя Тома Кристенсена.

Стоффель Вандорн

В то время, как Икс был одним из самых успешных бельгийских гонщиков «Формулы-1» (одним из двух, сумевших выиграть гонку), последним из бельгийцев, попавшим в «Ф-1», был Стоффель Вандорн, который дебютировал за «Макларен» в 2017 году.

В то время как команда из Уокинга столкнулась с трудными временами из-за неконкурентоспособной машины, Вандорн изо всех сил пытался продемонстрировать свой талант, но оказался без места на стартовой решетке после сезона 2018 года.

Затем бывший чемпион GP2 обратил свое внимание на «Формулу E», где во втором сезоне он финишировал вторым в чемпионате, а в следующем сезоне и выиграл титул.

Эта победа стала важным моментом для Вандорна после разочарования от его краткого пребывания в «Формуле-1», хотя бельгиец сохранил связи с паддоком, оставшись тест-пилотом и резервным гонщиком команды «Астон Мартин».

Жан-Эрик Вернь

Вандорн не единственный бывший гонщик «Формулы-1», выигравший чемпионат «Формулы E». Помимо него побеждали Нельсон Пике-младший, Лукас ди Грасси и Паскаль Верляйн. Но только один выигрывал титул более одного раза.

Жан-Эрик Вернь выступал в «Формуле-1» за команду «Торо Россо» с 2012 по 2014 год, продвигаясь по карьерной лестнице программы подготовки молодых гонщиков команды «Ред Булл». Но когда его время в «Ф-1» подошло к концу, француз перешел в «Формулу Е».

После отсутствия викторий в течение первых двух сезонов, Вернь одержал дебютную победу в финале сезона-16/17 в Монреале. Это положило начало успешному периоду, который позволил ему завоевать чемпионство в следующем году.

Затем Вернь повторил успех, снова завоевав титул в сезоне-18/19, став единственным гонщиком, выигравшим «Формулу E» дважды.

Себастьен Буэми

Как и Вернь, Буэми дебютировал за команду «Торо Россо», попав в «Формулу-1» в 2009 году. Но после трех сезонов в команде швейцарский гонщик покинул ее в конце 2011 года.

Помимо начала карьеры в «Формуле Е», в 2014 году Буэми установил впечатляющий рекорд в чемпионате мира по гонкам на выносливость, выиграв первый из своих четырех титулов. Вместе с ним таким достижением может похвастаться другой бывший гонщик «Формулы-1» Брендон Хартли.

36-летний швейцарский гонщик также является четырехкратным победителем «24 часов Ле-Мана» в составе «Тойоты», где его товарищами по команде были Хартли, Накадзима и некий Фернандо Алонсо. Кроме того, Буэми продолжает оставаться пилотом симулятора «Ред Булл» в «Ф-1».

Маркус Эрикссон

«Формула E» и WEC оказались популярными направлениями для гонщиков после «Формулы-1», но когда Маркус Эрикссон покинул стартовую решетку в конце 2018 года, он переключил свое внимание на США, перейдя в «Индикар».

Эрикссон пришел в» Формулу-1» еще в 2014 году. Несмотря на хороший сезон 2018-го, когда Эрикссон опередил в таблице Леклера, шведский гонщик оказался без места в 2019 году.

Маркус перешел в «Индикар», а в 2021 году Эрикссон одержал свои первые победы за команду Chip Ganassi Racing. В 2022 году он добился еще большего успеха, выиграв знаменитую гонку «Инди-500».

Эрикссон был очень близок к тому, чтобы повторить этот успех год спустя, но обгон Джозефа Ньюгардена на последнем круге за лидерство означал, что ему пришлось довольствоваться вторым местом. Тем не менее, 34-летний гонщик остается одним из немногих гонщиков «Формулы-1», выигравших «Инди-500», включая Эдди Чивера и Александра Росси.

Эмерсон Фиттипальди

После своего ухода из «Формулы-1» в 1980 году гонщик из Сан-Паулу участвовал в чемпионате «Индикар» и одержал победу в «500 милях Индианаполиса» 1989 года. В том же году он также выиграл и чемпионат, а вторая победа в знаменитой гонке пришла в 1993 году.

Немногие бывшие гонщики «Формулы-1» выигрывали «Инди-500» более одного раза за свою карьеру после своего ухода из «Формулы-1». Еще одним таковым был Такума Сато.

Ян Магнуссен

Ян Магнуссен недолго выступал в «Формуле-1» за команду «Стюарт» в 1997 году, в середине сезона-98 был заменен на Йоса Ферстаппена. Тем не менее, датчанин установил впечатляющий рекорд в «24 часах Ле-Мана», участвуя в этом марафоне каждый год с 1999-го.

В 2004 году он одержал дебютную победу в классе GTS за Corvette Racing, а в 2005, 2006 и 2009 годах одержал победу в классе GT1. И хотя в 2021 году в классе LMP2 он финишировал на 17-м месте, Магнуссен-старший выступал в одной команде со своим сыном, что стало примечательным событием.

Кроме того, Ян Магнуссен одержал победы в чемпионате IMSA SportsCar Championship и «24 часах Дайтоны».

Это перевод статьи Анны Фрэнсис с сайта formula1.com от 16 января 2025 года.

Фото: formula1.com

Этот блог в соцсетях: X, Телеграм-канал.