В «Формуле-1» революция: новые машины, много ограничений и потолок бюджетов. Все ради обгонов и сокращения затрат
Вступают в силу в 2021-м.
31 октября в гоночном мире случилось чудо: публике представили многострадальный регламент на 2021 год, который откладывали несколько раз (суммарная задержка презентации пробила полгода) и многократно заходили в тупик по обсуждениям отдельных положений.
Правда, даже после исключения пунктов о новых моторах, обновлении системы управления и прокачки схемы распределения доходов новые правила все равно приняли революционный вид: так сильно «Формула-1» уже давно не менялась.
Главные перемены – в облике машин: по новому регламенту автомобили превратятся в продукт пиршества фантазии дизайнера-футуриста с легкой ностальгией по болидам начала 90-х.
Только сравните с современными машинами.
Изменились переднее и заднее антикрыло, боковые понтоны, зона между колесами и радиаторами, днище, колеса, подвеска – словом, все, что только можно было.
Помимо новых аэродинамических правил, боссы «Формулы-1» вместе с ФИА представили серьезные изменения в спортивном регламенте, системе штрафов, расписании уик-эндов, ограничений при производстве машин и – впервые в истории – потолка бюджетов. Давайте разберемся со всем по порядку.
Техническая революция
Современные машины – самые быстрые в истории «Формулы-1»: вот уже два года подряд они обновляют рекорды трасс чуть ли не на каждом Гран-при. Конструкторы достигли такой скорости из-за огромного количества прижимной силы: пилоты рвут в поворотах на полную, а многие культовые виражи вроде «О Руж» или 130R по сути перестали быть поворотами и проходятся с полным газом.
Побочным эффектом от ускорения машин стала невозможность обгонов: сейчас при преследовании соперника болид теряет 45 процентов этой прижимной силы на расстоянии в один корпус от едущего впереди авто. Из-за этого преследователь не может нормально поворачивать в быстрых поворотах, у него увеличивается тормозной путь, перегреваются диски и силовая установка – в результате обогнать кого-то не так-то и просто. Требуются серьезные преимущества в чистом темпе (более 1,5 секунды с круга), чтобы получить шанс без ошибки со стороны конкурента.
Масштабный пересмотр регламента и был затеян ради решения проблемы. Для этого техническая группа и запретила множественные закрылки, возмущающие поток за машинами, очистила зону между колесами и радиаторами (сейчас дефлеторы в этих местах генерируют до 25-30 процентов всей прижимной силы болида, но гарантируют до 80 процентов турбулентного воздуха), а также изменила конфигурации переднего и заднего антикрыла. Для сокращения объемов «грязного» воздуха над шинами даже появились рассекатели для причесывания потока, чтобы он не ломал эффективность своей и чужой машины.
Взамен болиды получили антикрылья более высокого профиля (перенаправляют отработанный воздух вверх, а не точно назад на соперника) и граунд-эффект, повышающий прижимную силу путем «присасывания» днища к дороге за счет разницы давлений и скорости воздушного потока между нижней кромкой болида и асфальтом.
В итоге количество «грязного» воздуха и правда снизилось, а весь производимый уходит вверх и по идее не должен мешать преследованиям, обгонам и битвам на трассе.
Теперь болид, висящий на хвосте соперника, потеряет лишь 14 процентов прижимной силы.
С другой стороны, новые машины окажутся медленнее современных на 3-3,5 секунды – то есть «Формула-1» откатится примерно к показателям 2016-го. Правда, в процессе эволюции и апгрейдов машины снова смогут ускориться, но ждать этого придется минимум сезон-другой.
Еще одним побочным эффектом стало сокращение общей прижимной силы – ее окажется на 20 процентов меньше современной. Из-за этого гонщики станут медленнее в скоростных поворотах, что теоретически даст шанс на гонки колесо в колесо и возможности для самых смелых и бесстрашных.
«Надеемся, новые правила снизят разницу между самой быстрой и самой медленной машинами», – высказал предположения технический директор федерации Николас Томбасис.
Важные технические изменения
• Длина машин снизится на 40 см (с нынешних 4000 мм до 3600 мм), а ширина – на 2 см. Несмотря на ужатие параметров машины, диффузор вырастет в размерах.
• Тем не менее, масса болидов вырастет на 25 кг.
• Сейчас команды могут покупать детали у конкурентов, создавая самостоятельно лишь набор из специально установленного списка. С 2021-го все усложнится: ФИА оставит обязательный набор, но добавит к нему стандартизированные детали (с одним поставщиком на всю серию), детали с определенными установками (команды могут закупать их самостоятельно у кого угодно, но непременно с характеристиками, жестко соответствующими предписанию регламента), переносимые детали (их команды могут продавать друг другу) и открытые технологии (будут доступны сразу всем командам, и каждый коллектив сможет внести туда свою разработку).
• Теперь у каждой детали нет подробнейшего описания и границ размера, массы и спецификации. Вместо этого машину разделили на 50 зон легальности – в некоторых из них разрешена полная свобода, в некоторых регламент описан в общих чертах, в некоторых – чуть более подробно, а другие «закрыты» полностью. Таким образом минимизировано количество серых зон, правила определены более явно и точно, и у инженеров будет чуть меньше свободы.
• И все же боссы ФИА ожидают довольно много отличий. «Это касается носовой части, переднего крыла, воздуховодов, боковых понтонов, заднего крыла», – объяснил Томбасис, – и показал вариации внешнего вида машин.
• Регламент силовых установок претерпел несколько изменений с точки зрения снижения стоимости: предельно допустимую массу подняли на 5 кг, запретили использование материалов, недоступных к свободной продаже, и эксклюзивные партнерства с производителями турбин и аккумуляторов, и ввели стандартные топливные насосы, магистрали, датчики давления и еще несколько мелких девайсов.
• Новый бензин: в 2021-м доля возобновляемых материалов в топливе должна достичь 20 процентов.
• Новые тормоза: диаметр дисков увеличили на 52 мм с 278 до 330 мм, а также сильно сократили допустимую площадь охлаждающих отверстий. Теперь системы замедления «Формулы-1» потеряли первенство в мире и стали равными тем, что стоят на прототипах для «Ле-Мана».
• коробки передач с 2021-го заморозят на 5 лет в целях снижения затрат.
• Машины получат новую низкопрофильную 18-дюймовую резину «Пирелли» и стандартизованные диски (еще один источник повышения массы). Боковая кромка покрышек станет более жесткой и хуже будет деформироваться в быстрых поворотах – а значит, схема прогрева немного изменится. С другой стороны, из-за общего упрощения системы снизятся требования к инвестициям команды для понимания оптимального температурного окна.
• Стандартные ступицы, колесные гайки и накладки на диски.
• Гидравлические подвески будут запрещены, дополнительные ограничения по кинематике подвески за пределами колеса (наследие 2019-го – «Мерседес» всех вынес в первых Гран-при из-за прорыва в этом направлении).
• Увеличение размеров кокпита для снижения дискомфорта высоких пилотов, а также увеличение боковых секций для повышения безопасности при ударах – еще один источник повышения массы.
• Легальность деталей будут проверять через цифровые модели, а также через сканирование и сопоставление полученного результата с моделями, созданными по регламенту.
В целом машины станут меньше, но тяжелее – следовательно, назад сместится центр тяжести. Вместе с сокращением количества прижимной силы (а следовательно, и сцепления) это значит только одно: гонщикам придется менять пилотажные стили. Болиды 2021-го получат очевидный уклон в сторону недостаточной поворачиваемости, так что гонщикам станет трудно вести их в быстрых и среднескоростных поворотах даже с сохранением гидроусилителя руля – спортсмена придется переучиваться.
Естественно, перемены помогут тем, кто тяготеет к недостаточной поворачиваемости (к примеру, Валттери Боттас), а также прекратят развороты Себастьяна Феттеля (задняя часть машины станет намного стабильнее).
Также «Формула-1» потеряет мировое первенство по крутости и продвинутости тормозов. Льюис Хэмилтон, Макс Ферстаппен и Дэн Риккардо больше не смогут уничтожать конкурентов самыми поздними точками замедления, но, с другой стороны, тормозной путь болидов увеличится – а с ним вырастет и количество шансов на обгоны. В 2021-м опасными зонами станут все повороты, а не только лишь шпильки после длинных прямых.
Инновационные тормоза «Ред Булл» – лучшие в истории «Формулы-1». Объясняем, почему
Спортивные революции
«Формула-1» раздвинула границы максимального количества Гран-при – теперь допустимым числом считается 25 против нынешней 21 гонки. Изменится и формат уик-энда: его сократят с четырех дней до трех путем переноса пресс-конференций и первых технических проверок с четверга на утро пятницы, но трековое время (пока) не изменится.
Схема проверок и омологации стала самым масштабным изменением: теперь болиды после прохождения проверок перед практикой попадут в некий аналог предзакрытого парка. Менять настройки и установки до квалификации все еще будет можно, но любые детали, протестированные в тренировке, перед зачетными заездами надо будет непременно снять. Больше не получится привезти несколько спецификаций антикрыльев или других деталей на Гран-при, проверить эффективность каждого и выбрать из них что-либо на гонку: либо ставишь одну версию обновлений сразу, либо оставляешь на следующую неделю.
Также в регламент попала и куча ограничений и перспектив штрафов с чуть меньшим масштабом:
время работы в аэродинамической трубе и на симуляторах вычислительной гидродинамике урежут еще сильнее;
появится ограничение на стендовое время работы с силовыми установками для сокращения затрат;
появится ограничение по тормозам: число комплектов передних и задних тормозных дисков будет равно числу этапов в сезоне. При превышении лимита пилот потеряет три позиции на решетке за первое нарушение и две – за каждое последующее, при этом передние и задние тормоза будут учитываться отдельно – следовательно, теоретически можно схватить наказание в виде шести лишних позиций за уик-энд;
пересмотрены штрафы за перерасход коробок передач: каждый участник получит по три набора корпусов и шестеренок и по четыре (для 22 гонок) комплекта валов, компонентов переключения и дополнительных деталей. Теоретически частота штрафов может упасть (потому что иногда ломается отдельная деталь, а менять надо все), но при превышении любого лимита пилот получит пять лишних позиций;
можно будет использовать только 6 комплектов выхлопных систем ограничивается за сезон – за перерасход тоже будут штрафы;
дважды за сезон каждая команда обязана задействовать в тренировках пилота, с опытом не более двух Гран-при «Формулы-1».
Правда, ФИА объявила все эти изменения не окончательными: их продолжат обсуждать с командами до марта 2020-го.
Революция сокращения расходов
Главное нововведение нового регламента, направленное против самых богатых команд с бюджетами в 400-500 миллионов долларов («Мерседес», «Феррари») специально для уравнивания шансов между конкурентами и сокращений разрывов между топ-3 и середняками.
Максимальный бюджет составит 175 миллионов долларов для 21 гонки в сезоне – при увеличении числа Гран-при на 1 миллион за каждый новый заезд будет повышаться и потолок ограничений. На 2025-й запланировано обсуждение размера лимита бюджета с точки зрения возможного повышения в случае большой инфляции.
Под потолок не попадут зарплаты пилотов, гонорары трех самых высокооплачиваемых работников базы, маркетинг, премии с бонусами, взносы в ФИА и затраты на суперлицензии, расходы на сохранение исторического наслаждения (вроде собственных музеев) и на любую деятельность, не связанную с «Формулой-1», а также затраты на перемещение по миру.
Прежде всего ограничения коснутся суммы затрат на покупку моторов, стоимость деталей при сделках между головной и дочерней командами (вроде отношений «Ред Булл» – «Торо Россо»), объемы сделок между соперниками и затраты на НИОКР (в них можно инвестировать не более 36 миллионов в течение четырех лет)
За превышение лимита смельчаков ждет три типа наказаний: финансовый штраф, сокращение кепки на следующий сезон (как в НХЛ) и спортивные штрафы. В них войдут возможные снятия очков из общего зачета и Кубка конструкторов вплоть до исключения из чемпионата, дисквалификация на несколько Гран-при и еще большее ограничение тестового времени.
Следить за расходами планируется очень жестко – спортивный директор «Формулы-1» Росс Браун на пресс-конференции открыто предупредил всех: победить в чемпионате с финансовыми нарушениями будет невозможно.
Контролировать траты будет специальная комиссия в составе от 6 до 12 судей (принцип их назначения огласят отдельно), куда в начале следующего сезона команды обяжут подавать отчет об аудиторской проверке за предыдущий. Таким образом в марте 2021-го совет разберет расходы за 2020-й без вынесения штрафов для разбора всех возможных спорных вопросов (от влияния разницы курсов до затрат на должности с неочевидными компетенциями), а в марте 2022-го проверит всех участников нового чемпионата-2021 уже по полной.
Кстати, каждый из штрафов не определен заранее – каждую ситуацию разберут индивидуально и вынесут персональное решение. Таким образом ФИА открыла безграничное поле по дисквалификациям задним числом и лишением побед спустя полгода после конца сезона.
Занятно, но вожделенной революции распределения доходов с отъемом гигантской ежегодной премии в 80 миллионов долларов за историчность в пользу «Феррари» аутсайдеры и середняки так и не дождались.
«Формула-1» хочет отобрать у «Феррари» 70 млн долларов. И раздать бедным
Все еще может измениться
Как ни странно, но новый регламент показали даже несмотря на кучу противоречий и недовольства при обсуждении: еще в начале октября отдельные его положения упорно проваливались на голосовании команд, и по многим зонам по-прежнему нет полного согласия и ясности. Более того, проекты (только проекты!) Договора согласия, финансовых положений, технического регламента и спортивных правил команды получили только неделю назад – естественно, ни подписать, ни согласиться никто не успел.
Официальный сайт «Формулы-1» не скрывает: показанное на пресс-конференции – лишь площадка для дальнейших переговоров с конюшнями, и вестись они будут вплоть до 2021-го. Процесс красиво назвали «улучшением мелких положений и устранением возможных пробелов и серых зон», но фактически это попытка показать публике, будто все уже решено. На самом деле о реакции боссов команд, крупных автопроизводителей и спонсоров можно только догадываться.
В остальном же правила оставляют двоякие эмоции: с одной стороны, машины и правда стали красивее и должны лучше показать себя в битве колесо в колесо, но какой ценой? Изобретательность инженеров снижается еще сильнее, причем правила напрямую ограничивают те зоны, в которых «Формула-1» уже достигла мирового технического первенства. Как ни печально, но как раз рост количества запретов и угроз наказаний как раз идет вразрез с тем самым духом «Ф-1», который доминировал до начала 2000-х — духа инноваций и грядущих технических прорывов.
С другой стороны, причины подобного разворота понятны: если не ограничивать ресурсы и темпы развития команд, гиганты снова быстро придумают новую кучу закрылков и деталей, повышающих прижимную силу вместе с невозможностью обгонов. Тогда чемпионат вернется к нынешнему состоянию уже через один-два сезона – а современным положением довольны разве что в «Мерседесе».
В итоге получается парадоксальная вещь: «Формула-1» во многих аспектах перестала быть «Формулой-1», чтобы сохранить гоночное ДНК непосредственно на треке. Можно сказать, что опасения по поводу превращению серии в сильно ограниченную GP1 оправдались – но, возможно, в современном мире других путей просто не осталось.
Гадали, как будет выглядеть новый «Макларен» с мотором «Мерседеса»? Есть 8 вариантов
Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates, Dean Mouhtaropoulos, Mark Thompson, Marcus Brandt/Bongarts; formula1.com; instagram.com/f1; globallookpress.com/Xavier Bonilla/ZUMAPRESS.com
Но нет, потерянные ключи будут искать под фонарем.
Ну не может сейчас частная команда соревноваться с производителем, у которого гигантский бюджет. У которого у самого нет никаких гонок в ДНК, а лишь маркетинговые задачи, и если они их проваливают, то уходят за зиму, как было в 2008-м с Хондой, а в 2009-м с Тойотой и БМВ.
И не должно быть так, что средний гонщик набивает мегастатистику липовых титулов лишь благодаря одному правильному решению, когда старый австрийский лис открыл ему инсайд по тому как его команда будет рвать всех благодаря новому регламенту.
Очень надеюсь, что у Брауна все получится.
Симмондс уже делал "революционный регламент" 2009 года. Это шарлатанство.
Очевидная хрень. Центр тяжести будет там, где захочет проектировщик, а не новый регламент.