Кому принадлежат команды «Ф-1»? Новая продажа части «Астон Мартин» по супероценке, бонус-пакет для гения-инженера
Фиксируем новый трансфер.
Бизнес «Формулы-1» расширяется с невиданной скоростью: благодаря потолку расходов топ-команды уже способны приносить десятки миллионов долларов прибыли, а интерес публики, рекламодателей и спонсоров только растет.
Активность по части владения и представления команд – тоже небывалая: за последние 5 лет только 2 организации не продавали часть акций (или весь пакет), не устраивали яркий ребрендинг или вообще не вели переговоры о прямой продаже.
Но кому же принадлежат команды прямо сейчас? Много ли автозаводов в деле? Или это лишь игрушки миллиардеров? Изучили и разобрались.
«Ред Булл» – концерн Red Bull (49% у сына Дитриха Матещица Марка – состояние $20,7 млрд по рейтингу Forbes 2022-го, 51% у Чалерма Ювидья – $20,2 млрд по рейтингу Forbes 2020-го)
Куплен: 15 ноября 2004-го
Сумма: символический 1 доллар вместе с обязательством инвестировать в команду $400 млн в три следующих сезона
Можно сказать, ценный актив достался концерну Дитриха Матешица даром: он явно и так собирался активно инвестировать, но «ядро» команды осталось неизменным после перенастройки лидерства – по признанию нового шефа Кристиана Хорнера. С тех пор у компании появилось два инженерных подразделения и одно моторное.
Дитрих умер 22 октября от рака, и его доля в компании перешла сыну Марку – по крайней мере, именно он представлял план реструктуризации управления империей в письмах спортивным командам.
«Феррари» – компания «Феррари»: семья Элканн-Аньелли (24%), биржа (65,5%) сын Энцо Феррари Пьеро (10%)
Основана: 16 ноября 1929 года
Компанию «Феррари» думали уступить «Форду», продавали «Фиату», отделяли в отдельную организацию и размещали на бирже, командой не торговали никогда – она всегда принадлежала заводу из Маранелло.
Компания же сейчас свободно торгуется на итальянской и нью-йоркской биржах (под тикером RACE) – там размещены 65,49% акций. Пакет в 10% принадлежит сыну Энцо Пьеро, однако управляет ею представитель клана Аньелли-Элканн Джон Элканн – ведь он контролирует крупнейший пакет акций через владение контрольной частью фонда Exor (тоже торгуется на бирже, кстати, и владеет «Ювентусом», пакетом акций «Стеллантис» и «Ивеко»).
В компании у него 33% голосов, потому его мнение весьма весомо – однако до продажи команды отдельно от компании дело вряд ли когда-то дойдет. Все-таки капитализация всей «Феррари» целиком сейчас – около 38 млрд евро, а «Формула-1» – ее основная маркетинговая площадка.
«Мерседес» – 33% - концерн «Мерседес», 33% - INEOS, 33% - шеф команды Тото Вольфф
Куплен: Декабрь 2020-го
Сумма: Приблизительно $400 млн, оценка всей команды – $1,2 млрд
«Мерседес» объявил о возвращении в «Ф-1» 16 ноября 2009-го – тогда конценрн выкупил 45,1% чемпиона «Браун», инвестиционный фонд и ОАЭ Aabar забрал еще 30%. Суммарно сделка обошлась в 176 млн фунтов к концу 2011-го – завершению реструктуризации и консолидации долей.
После этого распределение долей постоянно менялось: завод и фонд выкупали остатки акций у предыдущих руководителей, передавали их новым (Тото Вольффу, Ники Лауде, Падди Лоу), уступали друг другу (Aabar владел 10% концерна до 2012-го, а затем продал доли кувейтскому фонду и китайским Geely и BAIC) вплоть до 2020-го. Тогда после смерти Ники Лауды команду ждала финальная на данный момент реструктуризация: в ее капитал впустили британского нефтехимического гиганта INEOS (частная компания миллиардера сэра Джима Рэтклиффа с состоянием в $28 млрд). Дополнительную долю получил шеф Тото Вольфф – теперь его голос в управлении равен обоим совладельцам.
«Мерседес» продал контроль над командой «Ф-1», но сохранил бренд в Гран-при и ключевого босса
«Альпин» – группа «Рено», 24% - группа инвесторов из актера Рейнольдса, Otro и RedBird
Куплена: 3 декабря 2015 года, часть перепродана 26 июня 2023 года
Сумма: Символический 1 фунт, погашение долгов на 100 млн фунтов и сохранение у прежнего владельца 10% акций, затем – 200 млн евро за 24% акций.
Современная история «Команды из Энстоуна» весьма занимательна: в 2009-м ее выкупил фонд одиозного Жерара Лопеса, в 2011-м переименовал в «Лотус», а в 2015-м после практически банкротства организации «Рено» вернулась. А в конце 2020-го отдала спортивные подразделения в дочерний суббренд «Альпин» – фактически сменилась только вывеска, даже шильда на моторе осталась «Рено».
Кому же принадлежит французская группа? На 15% – стране, еще на 15% – концерну «Ниссан» через взаимообмен акциями при формировании альянса, еще 65% обращаются на бирже, остальное – у менеджмента и рабочего штата.
Хотите узнать больше об одиозном Жераре Лопесе? У нас был отдельный текст!
Миллиарды на Skype, дружба с Путиным и госконтракты в России
Но в конце 2022-го «Рено» выкупила его долю за нераскрытую сумму.
А 26 июня 2023-го «Альпин» объявила об анонсированной еще в середине 2022-го продаже 24% акций команды – они за 200 млн евро достались группе инвесторов, в которую входят голливудские актеры Райан Рейнольдс и Роб Макэлхенни – владельцы футбольного клуба «Рексхэм», а также Otro Capital и RedBird Capital. Ранее RedBird приобрела футбольные «Милан» и «Тулузу», у них в портфолио есть пакет Fenway Sports Group (им принадлежат бейсбольная команда «Бостон Ред Сокс», «Питтсбург Пингвинс» из НХЛ, футбольный «Ливерпуль», а также два стадиона и 50% гоночной команды NASCAR Roush Fenway Keselowski).
Общая оценка команды вышла в 833 млн евро – или 905 млн долларов.
«Макларен» – 67% Mclaren Group (принадлежит госфонду Бахрейна Mumtalakat), 33% инвестиционный фонд MSP Sports Capital
Основана: 1963 год
Команда пережила гибель создателя, однако ее спас американский предприниматель Тед Майер. С тех пор она обросла компанией по производству машин, инженерным подразделением и множеством побочных субкопмпаний (вроде кейтерига Absolute Taste), в ее капитал входили саудовские и бахрейнские госфонды, «Мерседес» и несколько инвестиционных конгломератов.
Последняя реструктуризация произошла в 2020-м: гоночное подразделение выделили в отдельную структуру и продали ее треть американскому фонду MSP Sports Capital за $245 миллиона. Помимо «Макларена», у них в портфолио Всемирные экстремальные игры (X Games) и набор средних футбольных клубов: немецкий «Аугсбург», португальский «Эшторил», испанский «Алькорон» из третьего дивизиона и бельгийский «Беверен». Глава компании Джам Наджафи – совладелец команды НБА «Финикс Санс», его «Макларен» назначил вице-председателем. Второй представитель компании в совете директоров команды Джефф Мурад помогал управлять «Сан-Диего Падрес» из МЛБ.
Остальное осталось у Mclaren Group – его мажоритарным акционером еще с 2007-го является госфонд Бахрейна Mumtalakat. В 2022-м несколько за $150 млн продали госфонду Саудовской Аравии PIF вдобавок к инвестициям группы Ares, сделанным еще в 2020-м на 710 миллионов долларов!
PIF – один из крупнейших частных фондов с активами на $620 млрд (в спорте еще купил «Ньюкасл»): есть крупные вложения в Uber, пакеты акций Saudi Aramco и Neom, а также часть пакета концертном промоутере Live Nation – параллельном проекте владельца «Ф-1» «Либерти Медиа».
Mumtalakat владеет большинством ключевых компаний Бахрейна – нацбанком, алюминиевым заводом, целым рядом девелоперских организаций, отелей и авиациапарка. Самая скромная оценка портфолио – 18 млрд. 22 марта 2024 года подтвердил обратный полный выкуп акций группы у PIF и Ares – для команды ситуация принципиально не поменялась в смысле разделения акций, но голосов у бахрейнцев теперь даже больше.
«Кик Заубер» – «Ауди»
Куплена: 20 июля 2016 года, «Ауди» формально вошла 30 января 2023-го и полностью завершила выкуп в конце февраля 2024-го.
После ухода «БМВ» основатель «Заубера» Петер Заубер тащил команду 5 лет, но в конце концов деньги кончились – для спасения коллектива его продали швейцарскому инвестиционному фонду Longbow Finance с сохранением имени команды. Поскольку сделку провели внутри Швейцарии, без сторонней утечки регистраторов точную сумму узнать невозможно. Сейчас она называется «Кик Заубер» исключительно из-за спонсорского брендового контракта.
Кто стоит за Longbow? Тщательное изучение истории изменения названий и состава участников компании, выполненный Bloomberg, вскрыл несколько имен: управляет организацией бывший шеф швейцарского банковского гиганта Julius Bär. Также предыдущее имя компании – Tetral Investment Management, и сейчас в швейцарском Пюлли есть точно такая же: она зарегистрирована по адресу международного подразделения Tetra Laval. А это – материнская компания шведского упаковочного гиганта Tetra Pak.
Раньше Tetral Investment Management принадлежала Хансу Раусингу – совладельцу Tetra Pak с состоянием в $28 млрд по оценке Forbes. Но он умер в 2019-м, и команду из инвестиционного фонда забрал его племянник Финн Раусинг – тоже акционер Tetra Laval с состоянием $8 млрд – структурировав управление через Islero Investments AG. Его инсайдеры из паддока и называют сейчас реальным владельцем «Заубера».
В конце 2022-го «Заубер» объявил о грядущем партнерстве с «Ауди»: немецкий автопроизводитель войдет как моторист и разработчик шасси с 2026-го, а пока компания выкупила миноритарный пакет акций в качестве первого шага к сотрудничеству. О завершении сделки объявили 30 января 2023-го, размер пакета пока неизвестен (предположительно 25%). Предположительная оценка всей команды по инсайду Forbes в соответствии с этой сделкой – $650 млн.
Но 6 марта немецкая пресса раскопала внезапный поворот: на волне слухов о потенциальном отказе от программы в «Ф-1» немецкий концерн завершил выкуп досрочно – в 20-х числах февраля. А босс компании вошел в совет директоров «Заубера».
«Астон Мартин» – Лоренс Стролл (владелец компании «Астон Мартин» и отец гонщика Ланса Стролла, $8,5 млрд), инвестиционные фонды Arctos Partners, HPS и Accel, компания «Астон Мартин», сотрудники
Куплена: август 2018-го, ноябрь 2023-го, сентябрь 2024-го
Сумма: $142 млн (с долгами).
В 2018-м самая эффективная команда пелтона «Форс-Индия» брала подиумы с микробюджетами, но денег не хватало и на выплаты поставщикам, и на гонорары гонщикам, и на платежи по долгам. В итоге пилот Серхио Перес активировал процесс банкротства, чтобы другие кредиторы не запустили распродажу активов по частям – ради сохранения организации как участника «Формулы-1».
Команду перехватил канадский миллиардер Лоренс Стролл с состоянием в $8,4 млрд – и переименовал ее в «Рейсинг Пойнт». На следующий сезон в нее из «Уильямса» перешел его сын Ланс.
А через два года Лоренс прибавил к портфолио бренд и завод «Астон Мартин»: заплатил около $238 млн за 16 процентов акций автокомпании, а позже увеличил пакет до 20 процентов. Дополнительные $650 млн вложил консорциум, состоящий из друзей миллиардера. Однако формально завод не владеет командой и связан с ней партнерскими сделками ($25 млн в год до 2030-го) и через Стролла лично.
А перед Гран-при Вегаса в ноябре 2023-го гоночный мир облетела новость: инвестиционный фонд Arctos Partners вошел в капитал команды, выкупив миноритарный пакет по общей оценке $1,24 млрд. Cделка заключена частным образом, условия не разглашаоись – примерно как вход той же компании в капитал футбольного клуба «ПСЖ».
15 апреля стало известно и о покупке заводом «Астон Мартин» небольшой доли команды на $25 миллионов – реализован старый лицензионный опцион с неизвестным процентом.
7 сентября Sky News проинсайдил о новой продаже: от 20 до 25% акций инвестиционным гигантам HPS и Accel по по оценке от $2 до 2,63 млрд (то есть разбежка сделки – от $400 млн до $657 млн). Также, по данным инсайдера Sky, HPS рефинансирует кредиты на строительство новой супербазы команды.
А 10 сентрября на презентации трансфера главного гения серии Эдриана Ньюи его тоже преставили как частичного совладельца и со-акционера с неназванной долей.
«Хаас» – Джин Хаас
Основана: апрель 2014-го, куплена бывшая база «Маруси».
За исключением «Феррари» только одна действующая команда «Формулы-1» никогда не торговалась – но и гоняется она всего шесть лет. Владеет ей американский миллиардер Джин Хаас – основатель конгломерата по производству станков и инструментов Haas Automation. Компания полностью частная и не раскрывает никаких показателей по владению и дивидендах, потому о состоянии Джина можно судить только по отчету за 2018-й, когда продажи пробили миллиард за год.
«Альфа Таури» – концерн Red Bull (49% у сына Дитриха Матещица Марка – состояние $20,7 млрд по рейтингу Forbes 2022-го, 51% у Чалерма Ювидья – $20,2 млрд по рейтингу Forbes 2020-го)
Куплена: конец 2005-го
Сумма: неизвестна, предположительно от $10 до 20 млн.
«Альфа Таури» раньше была итальянским гордым карликом «Минарди» – и в начале 2000-х бывший владелец Джанкарло Минарди больше не мог ее финансировать. В 2001-м ее продали австралийскому бизнесмену Полу Стоддарту, раньше спонсировавшему «Тиррелл», «Джордан» и «Эрроуз». Он постоянно старался выкупить долю в какой-нибудь команде (так предположительно было бы дешевле рекламировать авиакомпанию European Aviation), и после срыва нескольких сделок удачно подвернулся шанс взять «Минарди» за $10 млн.
Однако за 3 года Стоддарт так и не смог улучшить внутреннюю ситуацию – шеф «Ф-1» Берни Экклстоун даже лично спасал команду от банкротства вливанием $4 млн. В итоге в конце 2005-го ее продали Дитриху Матещицу и бывшему гонщику Герхарду Бергеру (шефу ДТМ и первому атлету «Ред Булл») на паритетной основе. Вряд ли та сделка обошлась партнерам дороже вклада Стоддарта – ведь главным условием было сохранение базы команды в итальянской Фаэнце и названия на итальянском. Оттуда и первоначальное «Торо Россо» – «красный бык» по-итальянски, как и «Ред Булл» – на английском.
А в ноябре 2008-го все доли команды перешли концерну «Ред Булл». Все эти годы она служила полигоном обкатки юных пилотов для программы, а в 2020-м позиционирование сменили: теперь команда – официально «сестринская», а не «дочерняя», и продвигает бренд одежды «Альфа Таури» того же конгломерата.
«Уильямс» – инвестиционный фонд Dorilton Capital
Куплена: 21 августа 2020 года
Сумма: $179,5 млн с учетом долга и выкупа всех акций с биржи
Последняя чисто гоночная частная компания «Формулы-1» пала под ударами ковида и схлопывания спонсорской сделки с ROKiT – команде срочно требовались деньги, иначе продолжать выступления уже вряд ли вышло бы. Американский фонд Dorilton воспользовался шансом и тут же добавил в бюджет еще $100 млн – пока без видимой отдачи, но сейчас команда уже точно стоит дороже.
Кто же такие Dorilton Capital? Небольшой частный фонд, ищущий недооцененные компании с операционной прибылью от 3 до 30 млн – предполагается, что экспертиза сторонних менеджеров поможет с ускорением роста.
Кто может присоединиться?
О желании войти в «Ф-1» заявлял и еще один бренд из портфолио конгломерата «Фольксвагена» – «Порше». Марка даже вела переговоры с «Ред Булл» и выходила на «Уильямс» и «Макларен», но пока все варианты не сработали. Инсайдеры считают самой реалистичной опцию покупки «Альфа Таури».
Также среди потенциальных слухов мелькает и «Тойота». «Форд» уже подсоединился к проекту моторов «Ред Булл».
Несколько лет подряд в Гран-при пытается прорубиться главная гоночная семья США – Андретти. У них вроде бы есть деньги на команду (собрали через SPAC-компанию $250 млн) и обширный опыт, однако в 2021-м переговоры с «Заубером» сорвались на финишной прямой, и сейчас пока серия не позволяет войти им на льготных условиях 11-й организацией и требует 200 млн стартового взноса. В 2023-м они взорвали медийное пространство объявлением об альянсе с «Кадиллаком» и подачей заявки на создание новой команды, но соперники пока отнеслись к приходу американцев скептически. В начале 2024-го им полностью отказали в заявке на вступление и предложили подаваться в 2027-м как заводскому «Кадиллаку».
Читайте больше о деньгах в «Формуле-1»:
Фото: globallookpress.com/Xavi Bonilla, Hoch Zwei, Alessio De Marco, Antonin Vincent, Maksim Konstantinov/Global Look Press, Chris Young/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Peter Fox, Harold Cunningham, Rudy Carezzevoli
не ясно кто стоит за Dorilton Capital... не ясно погашен или нет долг Williams’а банку HSBC или же просто кредит был реструктурирован при посредничестве отца Латифи....
за Longbow Finance стоит не только Финн Раусинг (хотя он является лицом принимающим основные решения), но и отец и сын Стефан и Карл-Йохан Перссоны... какая "их доля в Заубере" сказать сложно....
Стролл вовсе не является единоличным(!) владельцем команды Aston Martin (я уже не говорю о предприятии)... команда тоже была куплена неким "консорциумом друзей Стролла" и кому там что принадлежит точно никто не знает...
с McLaren’ом оче-е-е-нь сложно разобратся - акции часто переходят из рук в руки, имущество закладывается, причем закладывает один собственник другому... я не смог это разгрести... там даже тот же отец Латифи засветился....
с кем не возникает вообще вопросов это Haas и Mercedes....
А один процент Мерседеса кому принадлежит ?
Душнила Off
не перебор ли? Откуда у вас такая цифра -- всё-таки Феррари это публичная компания с акциями на бирже. А там капитализация в районе -- 36 млрд
https://finance.yahoo.com/quote/RACE/?guccounter=1&guce_referrer=aHR0cHM6Ly93d3cuZ29vZ2xlLmNvbS8&guce_referrer_sig=AQAAAGQvBlK0ZT9NJvZ_aS6puechq1pyeg2J1QZasz0xMSgTC8zU1uNUUXIOxHZPOBrT3VwFI7byVleHhrHh0DEnEyUdZyNqDcRHzvSCEJxFPbolklq-FaSjGG7PQFjhGsXvnPFF5sWVFm061y5HDJQvwlAEOaf31fehHOgyEuXF6Bq9