17 мин.

Что случилось на Гран-при Венгрии: «Макларены» рубились до финиша, Леклер отвалился из топ-3

Все обгоны и быстрые мысли.

Гран-при Венгрии – последний перед полноценным традиционным летним перерывом в «Формуле-1», и традиционно жаркий и напряженный.

Трек – техничный и медленный картодром с узкими траекториями, набором сложных поворотов и большими запросами к прижимной силе и талантам пилотов. Погода – до +40 по Цельсию (если без риска дождя) и с ветрами до 30 км/ч (а они сбивают около 10% прижимной силы) и прогревом асфальта до 59 градусов.

Конфигурация действительно предъявляет большие запросы к прижимной силе – ведь иначе в этих медленных и техничных поворотах не удержаться на идеальной узкой траектории.

Нет длинных и важных скоростных отрезков, и выход и разгон как раз важнее всего. Если не ошибаться с торможением, точно брать траекторию и точку нажатия на педаль газа, обогнать здесь возможно только на старте или из-за другой стратегии пит-стопов, а именно прижимная сила помогает всем трем аспектам.

Потому преимущество – у машин с лучшей прижимной силой, бережным обращением с шинами и хорошим охлаждением. И каждая команда привозит под «Хунгароринг» крылья с особенной загрузкой, расширенные корпуса двигательных отсеков и тормозов и дополнительные наборы рассекателей, чтобы эффективнее перенаправлять потоки вокруг «раздавшихся» силуэтов.

А еще в этом году именно Гран-при Венгрии принял последнюю остаточную волну плановых апгрейдов машин на 2025-й – теперь все команды переключились на разработку шасси для 2026-го. Финал сезона планируют докатывать с твиками под конкретные особенные трассы и на складских запасах.

Самые заметные изменения коснулись только половины пелотона:

● «Ред Булл» привез очередную новую версию переднего антикрыла и передних тормозных воздуховодов – последняя попытка пересборки аэропотоков для обретения-таки баланса на капризном RB21;

● «Астон Мартин» тоже внедрил новую версию переднего антикрыла для повышения уровня прижимной силы спереди – но чуть не потерял Алонсо: Фернандо после Гран-при Бельгии так страдал от болей в мышцах спины, что пропустил первую практику. Во время тренировок зеленая команда опробовала все сочетания деталей: старые и новые днища со старыми и новыми антикрыльями, и в итоге собрала франкенштейна: днище еще из Имолы и все последние антикрылья.

● «Рейсинг Буллз» расширили тормозные воздуховоды передних тормозов и корпус двигателя – чтобы впредь избежать мелких проблем с надежностью и неполадками, которые мешали на паре предыдущих этапов;

● «Мерседес» снял обновленную подвеску с эффектом анти-приседания в зоне торможения. Ее полноценно вернули на Гран-при Канады для стабилизации дорожного просвета и выработки прижимной силы при любом резком разгоне или замедлении, но с ней болид терял сцепление на задней оси. Антонелли и Расселл с трудом могли атаковать, и «Мерседес» откатился на более проверенную версию – а для сохранения хотя бы части прижимной силы пересобрал днища из нескольких предыдущих вариантов;

● «Феррари» ради скоростного изучения новой ключевой задней подвески привезла задние антикрылья с разной загрузкой и проверяла их синергию. Хэмилтон выбрал чуть больше прижима, Леклер взял чуть меньше.

И в квале выбор Леклера оправдался – он сенсационно нанес поражение «Макларенам», пока Льюис сражался с машиной и едва добирался до шестого ряда. Оправдание «оранжевых» – резкая смена ветра, Хэмилтон же признал персональную бесполезность и предложил Скудерии сменить гонщика.

Но в течение всей сессии из-за облачности и пары капель дождя ветер и правда сменился на встречный вместо попутного – он и помог командам с меньшей прижимной силой включиться в поворотах. Ведь чем меньше для выработки прижимной силы задействуются именно агрессивно настроенные рассекатели, антикрылья и закрылки, тем меньше уязвимость к ветру.

Также остывал и асфальт – с 53 до 36 градусов: условия для выезда и прогрева шин полностью изменились, потому мало кто вообще улучшил время по отношению к первому сегменту. Леклер просто выиграл на моменте раннего выезда (как и «Астон Мартин»), а еще на готовности к риску: условия на трассе идеально совпали с настройками его машины.

Ночью же между квалификацией и гонкой над треком прошел дождь, смывший многонедельный накат резины – уровень сцепления асфальта снизился, теоретически повысив износ. Но также изменилась и динамика скорости от круга к кругу: с каждым слоем резины трек должен был становиться все быстрее, но сперва сохранять траектории по скользкому покрытию должно быть непросто.

Перед гонкой: «Ред Булл» пожертвовал вторым пилотом ради будущих Гран-при

Вопрос точек торможения и шинной стратегии потому и вышел на первый план: «Макларенам» требовалось либо агрессивно атаковать Леклера на старте и в первом повороте, либо затем пытаться «подрезать» его с потенциальными двумя остановками. С учетом довольно длинного рывка к первому повороту в почти 500 метров с точкой очень жесткого торможения именно этот момент выглядел определяющим для всего заезда.

Первый ход сделал «Ред Булл», поменял на болиде Юки Цуноды половину важнейших агрегатов: настройки подвески, систему охлаждения тормозов и силовую установку – поставил полностью новую ради расширения пула для будущих Гран-при. Японец отправился на пит-лейн.

Первые 11 машин выбрали «медиум» на старте, и лишь Хэмилтон рискнул начать на самом жестком и медленном «харде» – под длинные отрезки, как и Гасли. Сайнс, Албон и Хюлькенберг же выбрали прорываться на «софте».

У Пиастри не работала система подачи воды – и в жаркой пилотажной гонке это звучало как дополнительная серьезная трудность.

Старт и первые круги: идеальный Леклер, провальный Норрис, прорыв Ферстаппена

Леклер выиграл старт и сохранил лидерство, а за ним Норрис слишком агрессивно атаковал Пиастри, потерял самую оптимальную траекторию на входе в первый поворот и пропустил Расселла и Алонсо.

Бортолето же обошел Стролла. Лоусон обогнал Ферстаппена! Правда, на 2-м круге Макс вернул позицию.

Норрису потребовалось 3 круга для обгона Алонсо – Ландо отстал на 4 секунды от лидера Леклера, который проехал несколько быстрейших кругов.

На 3-м круге Ферстаппен обогнал и Стролла – поднялся на 7-е и насел на Бортолето.

Габриэль же попал под расследование за фальстарт вместе с его напарником Хюлькенбергом. И Нико тут же поехал на пит-стоп на 6-м круге.

Бортолето простили за фальстарт, а Хюлькенберг получил 5 секунд.

Первая четверть: Леклер застраховался от стратегического риска «Макларена»

К 9-му кругу отрыв Леклера стабилизировался на 3-х секундах, пока лучшие круги перешли Норрису – Шарлю потребовалось оторваться, чтобы его оранжевые оппоненты не могли подрезать его первой же внезапной остановкой.

Алонсо за 12 кругов собрал пелотон за собой и подарил отрыв в 10 секунд для топ-5.

Стратегия Хэмилтона по переживанию соперников оказалась разрушена – основная группа уезжала слишком быстро.

К 15-му кругу на пит-стопы заехали еще Колапинто, Окон и Албон. Сайнс заехал на 16-м.

Макс Ферстаппен первым открыл волну подрезок в лидирующей группе, чтобы вырваться из паровозика Алонсо – на 18-м круге. Но вернулся позади подрезавшего всех Хюлькенберга.

Норрис тут же пожаловался, что его шины умерли – а первым в паре «Макларена» обслужили Пиастри: на 19-м круге «чтобы обогнать Леклера». Оскар вернулся позади Алонсо, но перед Бортолето.

«Феррари» ответила остановкой в боксах на 20-м круге – за ним последовал и Расселл. Норрис оказался в лидерах, а Шарль выехал все-таки впереди Пиастри.

№16 сразу заблокировал холодную переднюю покрышку, но прогрел ее за круг и опередил Алонсо к концу первой же совместной прямой с DRS.

Пиастри повторил маневр Леклера на 22-м круге и остался в 2 секундах позади Шарля.

Ферстаппену потребовалось 5 кругов на обгон Хюлькенберга, и после этого он полез разбирать пелотон: тут же красивейший обгон Гасли по внешней.

Вторая четверть: Норрис растягивал первый отрезок до возможности одного пит-стопа

На 25-м круге Леклер проигрывал Норрису 9 секунд и выигрывал 2 секунды у Пиастри.

Расселл выдал быстрейший круг и обогнал Алонсо на 26-м круге – вернулся в топ-4.

К 28-му кругу Леклер приблизился к Норрису до 6 секунд. Ландо предложили переходить на одну остановку с отрезком в 40 кругов на самом жестком составе, ответ – «да, почему нет».

Леклер же на 29-м круге пожаловался, что «он начинает чувствовать какие-то вещи, надо было их обсуждать перед тем, как делать, и они так проиграют гонку».

На том же 29-м круге Ферстаппен агрессивно атаковал Хэмилтона в битве за 11-е – и спугнул Льюиса с трека.

Круг спустя Ферстаппен разобрался и с Аджаром, ворвавшись на 9-е место.

На 31-м круге от отрыва Норриса осталось только 3 секунды. И на 32-м круге Ландо наконец заехал на пит-стоп – вернулся впереди Алонсо, в 18 секундах за Леклером. Пиастри отставал от Шарля на 1,5 секунды. К середине гонки Норрис выдал несколько быстрейших кругов, но в общем не сократил отрыв.

Вторая половина гонки: сражение пересиживаний, «Макларен» обманул «Феррари»,

На 37-м круге только пять гонщиков ехали без пит-стопов: Алонсо, Стролл, Бортолето, Хэмилтон и Гасли. Ланс первым открыл волну остановок для марафонцев – и вернулся 12-м.

Норрис вновь допустил ошибку и вылетел в гравий – потерял около секунды. Сокращенный отрыв вновь вернулся к 18 секундам.

Пришлось выдавать еще несколько быстрейших кругов – к 40-му кругу его отставание сократилось до 15 секунд.

Алонсо додержался до 40-го круга на «медиуме» и вернулся 8-м – позади Ферстаппена.

А «Макларен» обманул «Феррари» – зазвал Пиастри «для обгона Леклера», Шарль заехал сам, а Пиастри продолжил! Шарль вернулся на 4-е место в 18 секундах за лидером.

Хэмилтона обслужили на 43-м круге – он вернулся 16-м. Тут же в боксах побывал и Расселл – вернулся перед Ферстаппеном, ведь у него был запас в 30 секунд. Пиастри все-таки заехал в боксы на 46-м круге – и вернулся в 5 секундах позади Леклера и в 12 секундах позади Норриса.

Последняя четверть гонки: погоня за Норрисом, отброс Леклера на третье место и бомбеж по радио

Ферстаппен все-таки заехал во второй раз на 49-м круге – но остался в топ-10 на 9-й позиции.

На 50-м круге отрыв Норриса составил 9 секунд перед Леклером. Пиастри проигрывал Шарлю только 0,5 секунды, Ландо передали о въезде в трафик из круговых.

Бермэна сняли с гонки из-за чрезмерных повреждений болида.

На 51-м круге Пиастри настиг Леклера – и с первой же попытки обогнал «Феррари» на первой же точке жесткого торможения в конце стартовой прямой.

И Оскар за 2 круга сбросил Шарля до 4 секунд отрыва. И Леклер тут же влетел по радио с разъяренными: «Нам повезет, если останемся на подиуме, надо было обсудить со мной, тогда я бы нашел другой способ обойти эти вопросы». Что за вопросы – так и непонятно.

Однако Расселл к 56-му кругу и правда достал Леклера – въехал в двухсекундное окно.

Хэмилтон же обогнал половину подвала пелотона одного за другим.

Финальные 10 кругов: разборка «Макларенов», оборона Леклера

За 10 кругов до конца Пиастри отставал от Норриса всего на 2,5 секунды, а Расселл насел на Леклера. Шарль дважды жестко закрывал траекторию – и даже чуть не вынес Джорджа с трека на 62-м круге!

«Феррари» потеряла подиум, и Леклеру прилетел штраф в 5 секунд за такую оборону.

Норрис на 63-м круге уперся в трафик из круговых, сражавшихся за топ-10, – они не планировали уступать, и Пиастри тут же приблизился к зоне DRS.

На 66-м круге «Макларены» опередили группу круговых и приступили к разборкам – Пиастри повис в DRS Норриса. 

На 69-м круге Пиастри выдал самую агрессивную попытку атаки в первом повороте – до блокировки шин. Но Норрису удалось уехать – слишком издали пришлось нырять.

Но Норрис все-таки дотерпел – в решающий момент сумел выдать хотя бы один отрезок без ошибок. «Макларену» же удалось перехитрить «Феррари», а Пиастри внезапно оказался главным проигравшим.

Расселл утащил подиум у перемудрившей с настройками «Феррари». А рискованная стратегия середняков с одной остановкой сработала: Алонсо и Бортолето в мощных очках, Лоусон выше Ферстаппена!

Паровозик Алонсо в середине гонки обеспечил беспроблемную гонку для топ-5, но разрушил планы на прорывы Ферстаппена и Хэмилтона. 

Быстрые мысли:

«Макларен» в квале пострадал от смены условий – настраивался на жару и один тип ветра, а разбираться за поул пришлось уже по остывшему треку и порывами другого направления. Быстро переключаться «оранжевые» так пока и не научились, и в особенности такие обстоятельства до сих пор максимально влияют именно на Норриса. В гонке же он просто сделал лучшее, что мог: даже через ошибки просто продолжал следование стратегии и капитализировал усилия команды по свержению Скудерии. Поражение в квале и на старте удивительным образом подарило шанс – и Ландо сократил отрыв в чемпионате до 9 баллов.

● Обновления «Феррари» все еще не решили всех проблем, но уже позволили настраивать очень быструю машину – правда, для ее укрощения потребовались и экстраординарные рефлексы, и доверие, и готовность рисковать. Это стихия Леклера, а Хэмилтон из-за невероятной плотности вновь отправился на прорыв в глубину пелотона и погрузился в депрессию. Но и в гараже Шарля обнаружились свои проблемы и несогласованности – классическая Скудерия, которая и остается вновь без подиума просто из-за неспособности хорошо разбирать проблемы.

«Ред Булл» не смог продвинуться по ветке улучшения баланса и пострадал от плотности «Ф-1» с полным циклом обновлений: теперь в 0,4 секунды от поула влезло 6 гонщиков. Приоритет для восстановления уверенности в себе Юки Цуноды тоже потому не сработал: при 0,15 секунды от Ферстаппена японец все равно выбыл в первом сегменте. В гонке проблемы остались – даже сверхагрессивная манера Макса по прорыву сквозь пелотон не помогла набрать очки, ведь из-за отсутствия баланса не получилось заставить работать стратегию с одной остановкой.

● А «Мерседесу» откат на предыдущую ступень развития помог – более предсказуемая машина хотя бы позволила Расселлу и Антонелли сохранить привычные позиции, пусть теперь в роли соперника «а-ля «Ред Булл» выступила другая команда. Джордж вновь собрал все возможное, а Кими прижала плотность пелотона, из которого итальянец не смог выбраться из-за паровозика Алонсо. И немецкая команда – вновь опаснейший соперник в битве за второе место Кубка конструкторов.

● Да, «Астон Мартин» действительно нашел способы раскрываться под определенный трек: за сезон «зеленые» уже перепробовали столько деталей и обновлений, что могут комбинировать их любым флэш-роялем. Помогли и характеристики автодрома с низким требованием к скорости на прямых и высоким запросом на прижимную силу: слабость «АМ» отошла на второй план, зато выстрелили все сильные стороны шасси. Алонсо распорядился ими как настоящий мастер: испортил гонку половине пелотона, но забрал топ-5 – обогнать его было почти нереально.

● Сработали и новинки «Рейсинг Буллз» – чистый темп улучшился и позволил гонщикам продолжать раскрываться на «пилотажных» трассах. Команда сохранила главную фишку и смогла пронести ее через все волны обновлений и ускорений конкурентов, оставшись в схватке за топ-10.

«Заубер» действительно пересобрал универсальную и сильную машину-середняка. Она вполне годна к настройке и для скоростных треков с большим количеством прямых, и для пилотажных автодромов с большим требованием к прижимной силе. Сейчас зелено-черный болид выглядит самым универсальным.

«Хаас» ускорил болид в целом, но фундаментальные слабости сохранились: с первого же Гран-при машина страдает при большом количестве резких смен направлений при разном ветре. Когда на треке еще быстро меняются условия, план американцев тоже перестает работать – и тогда вся работа на затаскивание выпадает на пилотов и их форму.

«Уильямс» собрал в Венгрии все условия, вскрывающие недостатки болида: жару и перегрев, уязвимость к порывам ветра, полное отсутствие длинных прямых и сложные затяжные повороты. Именно в таких условиях синяя машина работает хуже и нестабильнее всего.

«Альпин» наконец не концентрировалась на компенсации провала в мощности на прямых и немного вернулась в общую группу – чтобы обнаружить, какая же она стала плотной. У машины с самой старой волной обновлений оставался только один шанс – риск со стратегией и надежда на ошибки конкурентов. В Венгрии ничего из этого не случилось.

Следующий раунд – летний перерыв, переговоры о контрактах, полноценный и окончательный переход на подготовку к 2026-му после обязательных отпусков. А затем – 29-го августа возвращение на Гран-при Нидерландов.

Что еще почитать о Гран-при Венгрии?

Фото: Gettyimages/Joe Portlock