Кажется, мы знаем, почему «Феррари» снова в порядке
Дело в инновационном улучшении двигателя.
Скудерия с самого начала новой турбоэры в 2014 году уступала «Мерседесу» и мечтала догнать немцев — и у них долгое время не получалось. Лишь в 2017-м производительность итальянских болидов приблизительно сравнялась с соперниками — а еще через сезон в «Феррари», очевидно, сумели даже превзойти «серебряные стрелы» по части инноваций и оторваться по скорости. Издание Auto Motor und Sport даже оценило недавние увеличения мощности в 38 л.с. и 0,4 секунды отрыва на не самой длинной трассе в Хоккенхайме.
В результате появилась куча предположений о секрете Скудерии. Немецкие журналисты подозревали итальянцев в использовании незаконного модуля MGU-K мощностью 204 л.с. вместо разрешенных 163 л.с., и переборе по расходу электричества (4,4 МДж против допустимых по регламенту 4 МДж). Подбирался к разгадке и чемпион 2016 года Нико Росберг — он в своем видеоблоге со ссылкой на анонимных инсайдеров рассказал об уникальной инновации «Феррари».
«Итальянцам удается увеличивать давление в турбине. В результате в процессе подачи сжатого воздуха в двигатель заряжается батарею ERS. Суть в ее бесплатной подзарядке на каждом круге. Воздух поступает на генератор перед попаданием в двигатель, и таким образом можно перезаряжать ERS сколько потребуется. За счет повышения мощности в гибридной составляющей силовой установки увеличивается и общая мощность мотора».
Версию Росберга считали вброшенной инженерами «Мерседеса» догадкой ровно до 18 июля, пока в Европейском патентном бюро «Феррари» не зарегистрировала новейший турбонагнетатель. В нем турбина и компрессор физически разделены.
12 — турбонаддув, 13 — турбина, 1 — ДВС, 10 — выхлопная труба, 21 — электрогенератор, 14 — компрессор, 6 — впускная труба, 24 — электромотор при компрессоре.
Раньше все системы турбонаддува всегда приводились в движение выхлопными газами, но из-за физического объединения компрессора и турбины обе детали должны были вращаться исключительно в одинаковых порядках. Инженеры «Феррари» вышли за рамки традиционной модели и придумали свою концепцию — они разъединили компрессор и турбину и добавили первому свой мотор вместе с батареей для накопления энергии. То есть по сути адаптировали принцип гибридной системы MGU-H не только для двигателя внутреннего сгорания, но и для турбонаддува.
Главное и ключевое преимущество новинки заключается в постоянной работе турбины (против временных периодов задействования компрессора традиционной модели) — так можно сгенерировать дополнительный объем электричества, который и сохраняется в дополнительных батареях из системы турбонаддува.
Эффективность компрессора тоже теперь не зависит от оборотов турбины (в отличии от обычного двигателя), поскольку может включаться и выключаться в абсолютно любой момент времени и не превышать нужный скоростной диапазон, экономя энергию. Таким образом, при низких частотах двигателя (когда у обычного турбонагнетателя не было бы достаточно мощного потока газов, проходящих через турбину), компрессор «Феррари» все равно обеспечивает нужный наддув. Следовательно, инновация устраняет само понятие «турболага», и максимальный разгон происходит мгновенно.
Инженеры в свою очередь могут повышать эффективность турбины вне зависимости от работ над остальными частями системы, еще сильнее увеличивая объем вырабатываемой энергии на высоких оборотах двигателя. Для использования ее излишков в конструкцию добавили дополнительный электромотор или генератор, механически присоединенный к трансмиссии, тем самым повысив эффективность установки. Естественно, вслед за увеличением отдачи от генератора взлетит и общая мощность мотора.
Также новинка обладает и другими сильными сторонами — например, повышенной компактностью: раз компрессор с генератором больше не связаны, их можно разнести как угодно разнести по моторному отсеку. Более того, нагретая выхлопными газами турбина больше не будет передавать тепло нагнетаемому потому — а значит, при грамотной компоновке силовой установки отпадет необходимость и в интеркулере. Тем самым мотор станет еще немного легче и надежней (благодаря сокращению количества сложных деталей).
Кстати, использование новинки целиком и полностью объяснило бы все замечания, предположения и гипотезы, высказанные за последний год. Например, странные перемены в тональности звучания двигателей на болидах «Феррари» в любых поворотах вызваны как раз работой контролирующей нагнетатель систем: так звучит снижение и повышение оборотов компрессора без турболага.
Причины обвинений в адрес Скудерии в использовании незаконно мощных электромоторов и батарей тоже легко бы объяснились: на самом деле техника, скорее всего, абсолютно легальна, просто заряда для гибридных двигателей хватает на больший промежуток времени по сравнению с конкурентами. Входящая же в состав турбонаддува батарея, вероятно, не относится к регламентированному правилами аккумулятору и потому может быть любой емкости. Точно так же объяснились бы и обвинения в превышении количества используемой электрической энергии.
Здесь же заключены и основания для новостей о росте мощности силовой установки без физической замены компонентов: раз работа компрессора контролируется компьютером, то более изощренный расчет параметров эффективности включения наддува для определенной трассы поможет сэкономить еще больше энергии — а значит, и выжать несколько дополнительных лошадиных сил. Достаточно лишь обновлений софта.
И Росберг тоже частично был бы прав: «Феррари» и правда «бесплатно» подзаряжает батарею на каждом круге.
Тогда почему же Меджународная автомобильная федерация может считать разработки Скудерии законными? Дело в полном соответствии духу правил: итальянцы не превысили пределы потребления топлива, а напротив, нашли в конструкции силовой установки новый источник энергии — а он, между прочим, есть в каждом болиде. Запрет разработки означал бы атаку на технический прогресс и саму суть нынешнего регламента в виде ориентации автопроизводителей и ФИА на повышение эффективности гибридных установок. Поэтому если прогресс «Феррари» в самом деле связан с подобной конструкцией турбонаддува, итальянцам вряд ли что-то грозит.
Кстати, регистрация патента хоть и вскрыла карты перед соперниками, но еще сильнее усложнила им задачу по созданию ответного решения. Теперь «Мерседесу», «Рено» и «Хонде» нужно будет следить не только за соблюдением регламента «Формулы-1», но и за соответствием изобретению «Феррари» – оба типа нарушений повлекут за собой неприятные последствия.
Кажется, Скудерия задержится на моторной вершине серии.
Источник: autoblog.com
Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates
Пожалуйста, больше не пиши про свою объективность, не смеши людей.
Интеркулер тут есть, это 9. 11 - MGU-H? Тут фокус в двух управляемых байпассах, которые и сбивают с толку, зачем они. Это на впуске 18-19-20, на выпуске 15-16. Понятно, что сбрасывают избыточное давление при определенных режимах. В принципе, это какая-то оптимизация, которая нужна при изменении мощности. Что до зарядки батарей, то электрификация всех частей тоже открывает возможности использовать выбеги турбин при снижении мощности мотора, так и расход падает, и система заражается при каждом входе в поворот, чтобы на выходе ускориться электричеством и разгоном компрессора, а колес от батарей.
Патент описывает систему, но там главное, что у этой системы много источников энергии и путей оптимизации, это вопрос настройки управляющей системы. Но алгоритмы то не патентуются, патентуется набор элементов.
Ну и понятно, что традиционная система с компрессором и турбиной на одном валу реактивна, поэтому оптимизировать ее нельзя, режимы компрессора и турбины в динамике не совпадают.
Это в принципе вершина двигателестроения. Разгон как у электрокара, пробег как у ДВС, да и кпд будет не меньше электромобиля с учетом электрических потерь в линиях, зарядных станциях и кпд цикла зарядки-разрядки батарей.