4 мин.

Судный день

Если кто-то пропустил завязку этой истории, кратко обрисуем случившееся. Во время июльского Гран-при Германии пилоты Скудерии, шедшие на первом и втором местах, поменялись местами, то есть, нарушили спортивный регламент «Формулы-1», в котором сказано, что «командная тактика, влияющая на результаты гонки, запрещена». Полагается, что кодовым сообщением о том, что Фелипе Масса должен пропустить Фернандо Алонсо, была фраза гоночного инженера бразильца Роба Смедли: «Фернандо. Быстрее. Чем. Ты».

Подобная рокировка не впечатлила ни многих зрителей, ни стюардов Гран-при. В результате, после финиша «Феррари» была оштрафована на 100 000 долларов, а также вызвана на заседание Совета ФИА, на котором и должна будет объяснить свои действия.

Как известно, логика Федерации при вынесении вердикта в таких случаях очень проста: команда будет признана либо виновной, либо нет, но все понимают, что даже если Скудерия будет признана виновной, она может или крепко «попасть», или отделаться легким испугом.

Возможные вердикты Федерации мы разделим на три категории.

К первой следует отнести денежный штраф и/или условную дисквалификацию конюшни, с «занесением выговора в личное дело» и обязательном условии больше не повторять подобных ошибок. Конечно, если денежный штраф будет слишком высоким, то это нельзя назвать хорошим исходом дела для «Феррари», но правда состоит в том, что после беспрецедентного суда над «Маклареном» в 2007 году Федерация больше никого так серьезно не наказывала � даже с «Рено» год назад, фактически, ничего ужасного не случилось (если не считать отставки Бриаторе).

Нынешняя же ситуация, несмотря на то, что на командную тактику существует четкий запрет, поставить в один ряд с подтасовкой результатов Гран-при и промышленным шпионажем нельзя.

Второй вариант � принять половинчатое решение, о котором Sports.ru уже рассказывал летом: объявить, что в Хоккенхайме Скудерия применила не командную тактику, а стратегию, которая не повлияла на результаты других команд. Фактически, это будет оправданием «Феррари», а также легализацией перестановок пилотов в пределах отдельно взятых конюшнен.

Вероятность того, что суд выберет такой сценарий развития событий, не очень высокая. Во-первых, для оправдания действий команды не нужно было вызывать ее в Париж накануне Гран-при Италии, во-вторых, следует учесть серьезность намерений ФИА, которая даже перенесла сроки заседания � явно для того, чтобы лучше подготовиться к делу.

Наконец, есть и третий вариант � лишение команды заработанных очков за гонку в Германии. При этом Федерация вряд ли будет пересматривать результаты Гран-при � это не в ее правилах. Очки Алонсо и Массы, возможно, также останутся в покое, поскольку, в противном случае, это сломает чемпионат для испанца. К тому же, гонщики � лишь выполняли волю команды.

Вероятность того, что в итоговом решении ФИА будут фигурировать не только первый, но третий вариант, существует. То есть, с команды снимут очки и оштрафуют на определенную сумму, но в любом случае многое будет зависеть от того, какую линию поведения сегодня изберет Скудерия.

Если исходить из прошлого опыта, механизм Федерации крутится таким образом, что на Совете, как правило, обвинители предоставляют автоспортивным чиновникам всю необходимую информацию по рассматриваемому вопросу, начиная от командных переговоров по радио, и заканчивая телеметрией. Более того, для принятия решения этим чиновникам совсем не требуется получить прямые доказательства виновности � им достаточно быть лишь уверенными в том, что нарушение имело место.

Поэтому оптимальной линией поведения с Федерацией считается принцип «покаялся � иди с миром». Совет очень не любит, когда команды пытаются отрицать вину и, напротив, действует мягко, если виновные идут навстречу правосудию. Но замечания Скудерии по предстоящему делу наводят на мысль о том, что конюшня будет полностью отрицать применение командной тактики. Более того, от источников, близким к «Феррари», исходила информация о том, что именитая команда «Формулы-1» неудовлетворяющий ее итог заседания может оспорить не в спортивных инстанциях, а в гражданском суде. Если все развернется таким образом, то ФИА может повести себя довольно агрессивно.

Но главная сложность в понимании действий Федерации заключается в том, что со времени прихода на президентскую должность Жана Тодта поведение ФИА стало меняться. Если с Мосли был только один, но практически безотказный способ довольно легко выкрутиться из положения � то есть, признать себя виновным, то подобное поведение при Тодте еще ничего не гарантирует � все знают, что француз очень принципиален. С другой стороны, для ФИА нынешнее дело является возможностью доказать, что частые конфликты с командами остались в прошлом. Так что из всего этого можно понять только одно � действия Федерация могут оказаться непредсказуемыми.

Как бы там ни было, любое решение, которое сегодня будет принято, вероятнее всего окажется прецедентом: или нынешняя командная тактика будет легализована, или она трансформируется в термин «гоночная стратегия», или, напротив, ФИА окончательно пойдет по пути жесткого запрета подобных вещей.

Кроме того, независимо от того, уйдет ли «Феррари» с сегодняшнего заседания с миром, или будет строго наказана � любой вердикт наверняка вызовет резкую критику в обществе. Ведомство Тодта может быть объявлено или слабовольным, или, напротив, предвзятым и жестоким � все, как известно, зависит от градуса боления.

Но ясно и другое � даже если «Феррари» будет серьезно наказана, искоренить командную тактику в командном виде спорта у Федерации не получится. История в Хоккенхайме просто станет уроком для желающих менять гонщиков местами � вместо циничного обмена позициями болельщики будут видеть небольшие спектакли. И нанесения ущерба имиджу «Формулы-1», о котором сегодня, вероятно, будет многое сказано, конечно, не будет.