Сюрприз от «Спайдермена»
Для того, чтобы добиваться побед на «овалах» в «Индикаре» далеко не всегда нужно уверенно лидировать на протяжении всего заезда – в условиях, когда почти все болиды одинаковы, для достижения успеха важнее тактическая подкованность команд и умение четко выбрать момент для пит-стопа. Впрочем, иногда и этого мало, и первого места добивается не самый быстрый или самый умный, а просто самый везучий пилот.
В воскресенье рано утром (а в США это был вечер субботы), на автодроме «Кентукки Спидвей» все случилось именно по такому сценарию: «долго лидировал гонщик А, должен был победить гонщик Б, а в итоге выиграл гонщик В».
Начался заезд с очередной уже в этом сезоне аварии Такумы Сато. Японец решил проверить на прочность стену, но та выдержала, а вот болид гонщика – нет. Организаторы гонки, разумеется, выпустили на трассу автомобиль безопасности и специально обученные бригады людей для уборки обломков, а уже после того, как открылся пит-лейн, в боксы направилась первая партия желающих поиграть с тактикой: Сара Фишер, Джастин Уилсон, Пол Трейси и Райан Хантер-Рэй рассудили, что раз они не возглавляют пелотон, то можно рискнуть и попытаться что-то выгадать за счет нестандартной по отношению к конкурентам гоночной стратегии.
Впрочем, основная часть пелотона на такую провокацию никак не отреагировала: ведь впереди было более 90 процентов гонки, дозаправляться так рано просто не было смысла, и еще до середины заезда кто-нибудь обязательно стал бы причиной желтых флагов.
Впрочем, до следующих аварий пилотам нужно было себя как-то развлекать, чем они с удовольствием и занялись. Сразу после рестарта проявил большую активность Дэн Уэлдон: англичанин, стартовавший третьим, сначала опередил «Пенске» Уилла Пауэра, а затем расправился с лидером гонки Эдом Карпентером.
Хорошо смотрелся и новичок чемпионата Бертран Багетт. Бельгиец некоторое время активно прессинговал Пауэра и даже в какой-то момент вырвался на третье место, но к 21 кругу молодой гонщик немного сдал позиции, и был вынужден пропустить Скотта Диксона, Марко Андретти и Райана Бриско. Впрочем, до финиша в этот раз Бертран все равно добрался на очень приличной десятой позиции.
До первой волны пит-стопов серьезных изменений в группе лидеров не было: Уэлдон и Карпентер спокойно лидировали, Пауэр, по большей части, шел третьим, время от времени отражая наскоки Диксона и Андретти, а второй претендент на чемпионский титул Дарио Франкитти, начавший гонку в середине пелотона, к 52 кругу после серии обгонов прорвался в пятерку лучших.
Небольшие перемены произошли после дозаправки. Первыми из лидеров в боксы отправились Уэлдон и Карпентер, а двумя кругами позже – Пауэр, Франкитти и Диксон. И за счет оттянутого пит-стопа и более легких машин эта троица вышла вперед.
Начиная с 61 круга во главу пелотона выюрался Пауэр. Темп австралийца, возможно, был не самым впечатляющим, однако он выбирал хорошие позиции на трассе и более удачно обгонял круговых. Уэлдон, пробившийся на второе место, пытался пройти «Пенске» по верхней части трека, однако после нескольких не очень удачных попыток занял выжидательную позицию.
Между тем, хороший заезд проводили и неудачно выступившие в квалификации гонщики «Андретти»: Марко Андретти к 77 кругу выбрался на третье место, где-то рядом был Тони Канаан, и, забегая вперед, сообщим, что Даника Патрик тоже хорошо проявила себя во второй части гонки.
В целом, ход заезда был достаточно спокойным, но размеренный темп оказался нарушен аварией. На 79-м круге шедший на седьмой позиции Витор Мейра неудачно зацепил круговую Симону де Сильвестро. В итоге гонщик «Фойта» отправился в стену, попутно махнув хвостом и выбив из гонки ни в чем неповинного Райана Бриско.
В итоге только-только обозначившееся преимущество Пауэра над соперниками, лучше лавировавшего среди круговых, свелось к минимуму – на трассе снова показался автомобиль безопасности. Причем, на этот раз он оставался на трассе намного дольше, чем после первой аварии. Причем, настолько, что, в отличие от соперников, еще один гонщик «Пенске» Хелио Кастроневеш решился заехать в боксы еще один раз.
Наконец, после утомительной паузы, вызванной уборкой обломков машин, на 96 круге гонка возобновилась. И снова борьбу за лидерство повели между собой Пауэр и Уэлдон. Австралиец долго держался впереди, успешно пользовался круговыми, показывал зубы, да так, что на 131 круге чуть даже не столкнулся с преследователем, и, все же, до четвертой волны пит-стопов оставался впереди.
Но после пит-стопов на 142 и 144 кругах положение в группе лидеров изменилось. На этот раз на пит-лейн первым из лидеров заехал Уилл, а через два круга в боксы направился Дэн. И теперь уже англичанин за счет оттянутой остановки в боксах вышел на первое место. Пауэр откатился назад, а между текущим и предыдущим лидерами гонки расположились Франкитти, Андретти, Канаан и Карпентер.
Впрочем, Пауэр сдаваться не собирался. Сразу после выезда из боксов он справился с Карпентером, а затем включился в борьбу с Канааном за четвертое место. Однако бразилец оказался крепким орешком – гонщики бок о бок провели несколько кругов, Пауэр на какой-то момент даже вышел вперед, но затем все-таки сбавил темп, видимо, стремясь сэкономить топливо на финиш гонки. В итоге пилот «Пенске» пропустил вперед не только Канаана, но и Карпентера, Хантер-Рэя, Патрик и Диксона впридачу.
Падение Пауэра вглубь пелотона сочеталось с продвижением Франкитти в группу лидеров. Шотландец вновь, как и в прошлой гонке, не лидировал, но тратил ровно столько ресурсов машины, чтобы постоянно находиться в Топ-10 и проводить пит-стопы в самое удачное время – позже, чем соперники. Поэтому, когда Дарио оказался вторым – большим открытием это не стало, ведь на прошлом этапе в таком же ключе гонщик «Гэнасси» одержал победу.
Победителем гонки публика уже видела Дэна Уэлдона, чья команда «Пантер» не побеждала аж с 2005 года, однако, как это часто бывает, ближе к финишу все вновь круто повернулось: на 192 круге лидеры один за другим начали заезжать в боксы. Выяснилось, что топлива до финиша не хватит ни у кого, началась типичная чехарда со сменой позиций на пит-лейн… и в этот момент неожиданно для всех пелотон возглавил Хелио Кастроневеш, который благодаря лишнему пит-стопу в середине гонки выбился из графика посещения боксов и на следующей волне остановок отправился на дозаправку на пару кругов позже остальных. Именно это обстоятельство позволило «Спайдермену» (так прозвали Хелио за привычку праздновать победы, взбираясь на сетку-ограждение перед трибунами) сохранить топливо еще на несколько кругов и первым в гордом одиночестве пересечь финишную черту под взмах клетчатого флага.
«Нельзя забывать, что в гонке – 200 кругов», – заявил победитель. «К сожалению, у нас возникли проблемы, и на середине дистанции пришлось заехать в боксы лишний раз. Я старался ехать стабильно и экономил топливо, а потом внезапно босс заявил, что нужно сохранять высокий гоночный ритм. Я ответил, что это же невозможно, но после заключительного пит-стопа мне сказали, что нужно продолжать в том же духе, ведь терять уже нечего.
Помню, в 2008 году на этой трассе у меня заканчивалось топливо и пришлось пропустить на первое место Скотта Диксона. На этот воздалось команде «Пенске».
Лидер чемпионата и напарник Кастроневеша Уилл Пауэр финишировал в Кентукки восьмым, в то время как его главный соперник в сезоне-2010 Дарио Франкитти – пятым. Разрыв между претендентами на титул сократился до 17 очков, и впереди остались только этапы в Мотеги и Хоумстеде.
Похоже, концовка чемпионата будет валидольной.
Индикар. Положение в чемпионате после 15 этапов:
1. Уилл Пауэр («Пенске») – 552 очка
2. Дарио Франкитти («Гэнасси») – 535
3. Скотт Диксон («Гэнасси») – 469
4. Хелио Кастроневеш («Пенске») – 448
5. Райан Бриско («Пенске») – 418
6. Райан Хантер-Рэй («Андретти») – 404
7. Тони Канаан («Андретти») – 392
8. Марко Андретти («Андретти») – 347
9. Дэн Уэлдон («Пантер») – 346
10. Джастин Уилсон («Дрейер и Рейнболд») – 335
________________________
Мне лично очень жаль, что Уэлдон не смог выиграть, жаль что у Пантер не случилось по-настоящему большого праздника после пятилетнего перерыва. Уэлдон в таком случае поднялся бы не на 1 место в турнирной таблице, а потеснил бы самого Марко Андретти с 8 места.