12 мин.

Величие финала «Ф-1»: битва супергонщика с доминаторами года

Исторический камбэк или новый чемпион?

Уникальность и мощь сезона-2025 в «Формуле-1» заключается не только в фантастическом сценарии, в финале которого чемпионский титул разыграют три гонщика впервые за 15 лет. И не в выдающемся камбэке пилота, едва не вычеркнувшего себя из гонки за титул. 

В год своего 75-летия «Формула-1» подсветила фундаментальные вопросы и противоречия, десятилетиями мучающие фанатов автоспорта.

Может ли лучший гонщик эпохи победить соперников на лучших машинах? Как правильнее: делать ставку на одного пилота или устроить равноправие?

«Макларен» и «Ред Булл» возвели диаметрально противоположные подходы к выступлениям в абсолют – и преуспели. Не случайно в «Ф-1» два зачета – для команд и гонщиков. «Оранжевые» построили лучшую машину и досрочно выиграли с ней Кубок конструкторов – ведь оба пилота регулярно боролись за победы и подиумы. Зато конкуренты, предпочитающие успехи в личном первенстве, вложили силы в поддержку величайшего гонщика современности – и, как выяснилось, все еще способны добиться цели с менее быстрой техникой. 

Ландо Норрису и Оскару Пиастри «Макларен» предоставил равные права и возможности – команда сохранила позитивную атмосферу, но потеряла гибкость в ситуациях, требующих быстрого отклика. Уповая на преимущество в скорости, уокингцы предпочитали консервативные и нерисковые решения – ведь при выборе разных стратегий один из пилотов мог оказаться в худшей позиции, а «правила папайи» (неписанный кодекс равноправия) организованы так, чтобы сохранить баланс между пилотами любой ценой, даже если это вредит результату. 

В «Ред Булл» никаких дилемм нет. Второй гонщик нужен, чтобы отбирать очки у конкурентов, но если не получается – он оказывается для команды рудиментом спортивных правил, требующих обязательного выставления на старт двух машин. Тогда напарник Ферстаппена превращается в обузу из-за необходимости укладываться в ограниченный бюджет. Кажется, без второго пилота «быкам» было бы легче вложиться в Макса и сделать его еще сильнее, хотя нидерландец и без того за последние годы вырос в мастерстве так, что без проблем справляется с кем угодно. 

Впрочем, Ферстаппен настолько мощный как раз из-за полной и безоговорочной поддержки коллектива. С сильным и равным партнером четырехкратному чемпиону мира доставалось бы меньше ресурсов и внимания, а вектор развития техники закладывался бы также на основе пожеланий второго пилота. И неизвестно, смогли бы в такой ситуации гонщики «Ред Булл» на уступающем болиде тягаться с представителями «Макларена» до самого конца сезона. 

Впрочем, интрига могла умереть задолго до этапа в Абу-Даби, если бы «Макларен» под конец года не набрал ворох ошибок и не вляпался в дисквалификацию. Мы на пороге финала сезона и до сих пор не знаем имени чемпиона мира-2025. Будет ли это Норрис или Пиастри на машине года? Или лучший гонщик последних лет Ферстаппен? 

Выиграть способен любой, но шансы, конечно, не равны. У Ландо – небольшая фора. В конце концов, ему удалось расплескать меньше преимущества, чем напарнику. Макс – в роли догоняющего, но в нестандартной ситуации на трассе он трансформируется в монстра, способного сожрать любого конкурента. 

Как претенденты оказались в такой ситуации?

До конца лета лучшим был Пиастри, Ферстаппен едва не выбыл из борьбы за титул

Доминирование «Макларена» ярко проявилось со старта – Пиастри выиграл 4 из 6 первых гонок за пределами Европы. Норрис отмечался лишь вспышками скорости (на его счету успех в Австралии), а Ферстаппен старался подбирать очки там, где недоработали конкуренты – в Японии даже выиграл, но динамика шла не в его пользу. 

Ландо временами был хорош, но никак не мог приспособиться к быстрой и непослушной машине и раз за разом допускал просчеты, сильно ухудшавшие результаты. Оскар, возможно, не выжимал из техники 100%, но пилотировал аккуратнее, стабильнее и надежнее, а также здорово смотрелся на современных автодромах с абразивным асфальтом и высоким уровнем сцепления. Весной на эту деталь никто не обратил внимания, но в дальнейшем особенности пилотажа австралийца сыграли важную роль в расстановке сил. 

«Оранжевым» благоволила и погода: в жару болид MCL39 чудодейственным образом сохранял ресурс шин и позволял Оскару и Ландо демонстрировать высокий темп, когда конкуренты «выдыхались», сдавали и отставали. Доминирование «Макларена» проявлялось не в запредельных временах на круге (хотя и тут все было в порядке), а в мегаэффективной работе на дистанции. 

Параллельно Макс чередовал мощные перформансы в виде идеальных квалификаций и образцового пилотажа с провалами. Выяснилось, что у болида «Ред Булл» очень узкий рабочий диапазон и команда зачастую не успевает подобрать удачный вариант настроек. В Бахрейне четырехкратный был лишь немногим быстрее нового напарника, Цуноды, и весь заезд бодался с «Альпин» и «Хаасом».

А в Барселоне лучший гонщик мира выволок наружу внутренних демонов – настолько яростно бился с превосходящими в скорости «Феррари» и «Мерседесом», что пересек грань и пошел на таран Джорджа Расселла.

Внутри «Ред Булл» стало невыносимо, разгорелись слухи о неминуемом уходе Макса в «Мерседес». Все лето в прессу утекали истории о его встречах с боссом «трехлучевых» Тото Вольффом, выступления на трассах становились все невнятнее (после второго места в Монреале последовала серия отвратительных результатов) – и, в конце концов, бессменного шефа «быков» Кристиана Хорнера уволили. Выглядело так, словно одна из лучших команд «Ф-1» вот-вот развалится. О каком титуле могла идти речь? 

Тем более что «Макларен» к лету улучшил машину, сделав ее стабильной и хорошо настраиваемой – новинки пришлись больше по вкусу Норрису, чем Пиастри. Ландо наконец-то смог доверять болиду и атаковать, перестал ошибаться и начал забирать инициативу. Не обошлось и без везения – в дождевом Сильверстоуне лидировавший Пиастри на рестарте слишком резким торможением вывел из борьбы Ферстаппена, а сам получил штраф. Первое место досталось болиду под номером 4 (Ландо). 

В Бельгии и Венгрии Пиастри и Норрис обменялись победами, а после летнего перерыва, в Нидерландах, казалось, в сражении за чемпионский титул поставлена точка: из-за утечки масла Норрис не добрался до финиша и обнаружил, что отстает от партнера в личном зачете на внушительные 34 очка. 

Впереди были целая осень и девять этапов, но уже начались разговоры о первом с 1980 года чемпионе мира из Австралии, фантастическом хладнокровии 24-летнего Оскара и его стабильности. 

Осенью Ферстаппен вернулся к победам, но лидерство в личном зачете захватил Норрис

А затем воспрял Макс и победил на суперскоростных трассах в Монце и Баку. 

Успехи моментально приписали новому руководителю Лорану Мекьесу, пришедшему из дочерней команды «Рейсинг Буллз», пусть обновления, с которыми машина полетела к первым местам, и были запланированы еще при Хорнере. 

Однако с приходом француза в коллективе разрядилась обстановка, сам он указал инженерам больше ориентироваться на ощущения Ферстаппена при развитии болида. Лоран также предложил новую методику в рамках гоночного уик-энда: вместо тонкого и скрупулезного тюнинга «Ред Булл» начал экспериментировать с агрессивными настройками и в случае неудач мгновенно отсекать ошибочные направления по улучшению шасси. 

Результат – резкий прогресс от сессии к сессии, и к гонке «Ред Булл» уже так разгонялся, что выжимал едва ли не максимум даже в сложных ситуациях. 

Сильные гонки Макса поначалу выглядели как приятное дополнение к почти завершенному чемпионату, но «Макларен» начал пробуксовывать. В календаре наступил черед трасс с низким сцеплением, где пилотажная магия Пиастри улетучилась

Подтянулись и соперники – особенно «Мерседес», ставший угрозой для лидеров при прохладной погоде. В уплотнившемся пелотоне даже незначительные помарки отбрасывали Оскара в квалификациях в середину или конец топ-10, а главный недостаток заточенного под прижимную силу шасси MCL39 – невысокая максимальная скорость на прямых – тормозил прорывы обратно в топ-3. 

Пиастри перестал чувствовать возможности машины, потерял уверенность в собственных силах и начал допускать дорогостоящие ошибки: неудачно оценил прочность стен в Баку, в американском Остине в спринте по несчастливой случайности вынес с трассы напарника (который, впрочем, этапом ранее тоже чуть не вынес партнера в ограждение), а в Сан-Паулу попадал в аварии два дня подряд.

После латиноамериканских этапов в Мексике и Бразилии лидерство перехватил теперь уже более стабильный Норрис: он выиграл оба воскресных заезда, а также спринт и создал комфортные отрывы от напарника на 24 очка и гонщика «Ред Булл» – на 49. Казалось, что Ферстаппен, несмотря на все старания, уже не успеет догнать парней из «Макларена».

Когда вернулась интрига?

Переворот произошел в Лас-Вегасе: сначала Ландо из-за неуклюжего маневра на первых метрах дистанции подарил первое место Максу, а после финиша оба «Макларена» и вовсе лишились заработанных очков из-за несоответствия техническому регламенту. К этому привели ошибки в настройках и чрезмерный износ деревянной планки под днищами болидов. 

В среде фанатов даже распространилась конспирологическая теория, что скорость уокингцев напрямую зависела от хитрого способа избегать износа планки. Но, во-первых, ФИА прикрыла лазейку после этапа в Бразилии и не уточнила, какие коллективы воспользовались серой зоной в правилах. А во-вторых, уже в Катаре MCL39 вернул былую скорость.

И все же на предпоследнем этапе в Лусаиле Норрис мог досрочно оформить чемпионский титул – требовалось приехать впереди главных соперников. Однако сначала англичанин уступил в квалификации напарнику (который, вернувшись на трассу с высоким сцеплением, восстановил прежнюю скорость, как в начале года), а на старте пропустил вперед и Ферстаппена. Настоящая же катастрофа настигла «Макларен» после тактической ошибки в моменте выезда на трек автомобиля безопасности – просчет командного мостика стоил Пиастри шанса на победу, а Норрису – подиума. 

Перед гранд-финалом сезона-2025 расстановка сил выглядит следующим образом: Норрис лидирует с 408 очками, Ферстаппен уступает ему 12 баллов, а Пиастри – 16.

За победу в гонке «Ф-1» дают 25 очков, за второе место – 18, за третье – 15 (за 4-10 места начисляют 12-10-8-6-4-2 и 1 очко соответственно). 

Так кто же станет чемпионом мира?

Финальные гонки, в которых решается судьба титула, не поддаются обычной логике – они живут по собственным законам, и предсказать победителя невозможно.

Быстрейшая машина ничего не гарантирует – это могут подтвердить Найджел Мэнселл и Нельсон Пике, продувшие на сверхбыстром «Уильямсе» в 1986-м Алену Просту, или Льюис Хэмилтон, лишившийся почти верного восьмого титула из-за действий дирекции гонки в 2021-м. 

Преимущество по очкам перед гранд-финалом – это бремя. Скрытым фаворитом на самом деле становится тот, кто психологически раскрепощен и не задумывается о гандикапе. Кто не паникует и не трясется от волнения. 

В отличие от Ферстаппена и Пиастри, Норрису есть что терять. Осознание небольшого преимущества, которое важно бережно довезти до клетчатого флага, давит очень сильно. Ландо будет помнить об осторожности, побоится вступать в острые схватки с соперниками и тем самым рискнет провалиться вглубь пелотона – самого плотного за последние годы. Выбраться оттуда на спасительные позиции невероятно сложно. 

Да, он по-прежнему фаворит. Но только в теории, на бумаге. В реальности же лидерство способно напугать и подавить, особенно склонного к самокопанию парня – с таким сумасшедшим прессингом нелегко справляться даже закаленным бойцам, гонщикам, видевшим все и участвовавшим в подобных схватках не раз.

Опыт Норриса ограничен лишь прошлогодней битвой за Кубок конструкторов, но победа в личном зачете – другой уровень ответственности и напряжения. Ландо обязательно ощутит невообразимую тяжесть, которая свалится на него перед самым главным стартом в карьере.

Гран-при Абу-Даби состоится 7 декабря в 16:00 по московскому времени.

Обязательно его посмотрите – и вы станете свидетелями самых искренних и ярких эмоций, за которые миллионы людей обожают «Формулу-1».

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Hector Vivas, Joe Portlock, Clive Rose, Rudy Carezzevoli, Clive Mason; Florent Gooden/Keystone Press Agency, Hoch Zwei/Keystone Press Agency/Global Look Press

Ландо НоррисЛандо Норрис
Оскар ПиастриОскар Пиастри
Макс ФерстаппенМакс Ферстаппен
Ни за кого, хочу просто интригу в гонкеФормула-1