5 мин.

Элегантная штучка

«Феррари» и «Макларен», как и положено заклятым соперникам, рука об руку шествуют по царству «Формулы-1». В 2007 и 2008 году обе конюшни с переменным успехом сражались за чемпионские титулы, в 2009-м дружно провалились на старте, а затем вплоть до последней гонки вели спор за третье место в Кубке конструкторов. Вот и на этот раз, когда дело дошло до презентаций новых болидов (не раскраски!), Скудерия оказалась первой, однако «Макларен» уже на следующий день переключил внимание общественности с итальянской конюшни на себя.

Обе команды, как и полагается прогрессивным и понимающим толк в экономической жизни планеты организациям, провели в меру скромные, но, в то же время, глобальные презентации автомобилей � часть гостей присутствовала на торжественной церемонии, а остальным пришлось довольствоваться трансляцией в интернете. В отличие от «Феррари», сайт «Макларена» в час «икс» не показал посетителям никаких ошибок, а бодренько включил выступление Мартина Уитмарша.

После кратких речей штаба команды, Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон без особой помпы стянули покрывало с болида. Наверняка нашлись те, кому новое творение конструкторского бюро из Уокинга не пришлось по душе, но равнодушным MP4-25, кажется, не оставил никого.

По сравнению с прошлогодней машиной, особенно с ее ранней версией, кажется, из знакомого осталась только раскраска, в которой, несмотря на развод с «Мерседесом», сохранились серебристые цвета. Сам же автомобиль приобрел совершенно новые очертания.

С первого взгляда становится заметно, что по сравнению с прошлым годом колесная база серьезно удлинилась, причем более точные сравнения позволяют утверждать, что она превосходит базу новой «Феррари» F10. Носовой обтекатель MP4-25, ставший чуть более плоским сверху и опустившийся чуть ниже к земле, остался примерно той же длины, что и в прошлом году, а вот задняя часть машины, идущая следом за кокпитом, заметно растянулась. Безусловно, на это повлиял запрет на дозаправки, однако, на удивление, «Макларену» даже удалось заставить «похудеть», особенно в задней части, боковые понтоны болида. Вместе с кожухом моторного отсека они образовали сложную ступенчатую систему, в середине которой разместились очень оригинальные выхлопные трубы. Отчасти, особенно в профиль, это решение задней части болида напоминает «Ред Булл» RB5, однако тогда как форма понтонов болида австрийской конюшни стала результатом оригинальной задней подвески с тянущими рычагами, «Макларен» добился похожего эффекта, используя традиционные решения для шасси.

Фото: mclaren.com

Приятное впечатление оставил космического вида «плавник» кожуха моторного отсека. О нем мы еще поговорим, а пока отметим, что в сезоне-2010 «акульи плавники» могут перестать быть отличительной чертой некоторых команд «Формулы-1». По слухам, многие конюшни, включая уже продемонстрировавшую свой автомобиль «Феррари», примут на вооружение разработку Эдриана Ньюи еще двухлетней давности.

При более тщательном рассмотрении MP4-25, обнаруживаются другие, не менее интересные детали. Двойной диффузор, понятное дело, никто никому не показал � особо любопытствующие персоны на месте этого элемента автомобиля увидели табличку с надписью «Пожалуйста, не фотографируйте». Такой вот английский юмор.

Но шутки шутками, а вопрос с аэродинамикой для «Макларена» в прошлом году, действительно, был непростым. MP4-24 явно страдал от нехватки прижимной силы � вписать двойной диффузор в конструкцию машины без компромиссов не удалось, поэтому неудивительно, что, проектируя новый болид, команда постаралась добиться максимальной эффективности этого элемента.

Разъяснения, которые на протяжении прошлого года «Макларен» получал от ФИА (как ответы на часто задаваемые вопросы) и технической рабочей группы, привели к тому, что британская команда не только видоизменила заднюю часть болида, но и добралась до передка машины.

Под носовым обтекателем расположился весьма интересный элемент, именуемый в просторечии «плугом». Такое решение использовалось с первых тестов 2009 года «Уильямсом», затем с ним экспериментировал, по-видимому безуспешно, «Браун». «Макларен» же подхватил новинку и, в итоге, сумел внедрить ее в концепцию нового болида. Задача «плуга» двояка � направлять воздух на переднюю часть днища (откуда тот уже поступает к диффузору), и создавать область низкого давления под центральной частью носового обтекателя, что создает дополнительную прижимную силу на нос. Таким образом, ребята из Уокинга не пошли по дорожке копирования носового обтекателя «Ред Булл», что казалось ожидаемым шагом, а выбрали другой оригинальный вариант, получивший гораздо меньше внимания соперников. Насколько он будет эффективным, команде станет ясно уже совсем скоро.

Фото: AFP/Adrian Dennis

В сезоне-2010 от KERS, как известно, было решено отказаться, что не могло не повлиять на конструкции машин. Вместе с запретом на дозаправки у MP4-25 это вылилось не только в увеличение объема топливных баков, но и в изменение размещения начинки автомобиля. Отсутствие KERS позволило сделать воздухозаборники меньшего размера (по сравнению с прошлогодней машиной), а внутренности машины перекомпоновать, переместив, например, охлаждение в центральную часть болида. В этой связи интересно использован и «акулий плавник»: с одной стороны, он взаимодействует с задним антикрылом, более эффективно распределяя поступающий на него воздушный поток, а с другой � содержит в себе воздуховоды системы охлаждения.

Антикрылья, кстати, нельзя назвать абсолютными новинками. Скорее, это эволюция прошлогодних экспериментов: переднее в гонках сезона-2009 не появлялось, но тестировалось, а предшественники заднего появлялись на трассах, где требовалась высокая прижимная сила. Видно, что «Макларен» тщательно добирал там, где многое потерял в прошлом году, � в области аэродинамики. Разумеется, на презентации команда вполне могла выставить промежуточные решения, а новые версии антикрыльев прикрутит к болиду только на Гран-при Бахрейна.

До тестов будет неизвестно, насколько хорошо команда справилась с подготовкой, однако чисто визуальные впечатления MP4-25 оставил очень приятные. Машина кажется детально проработанной, а некоторые решения, вроде выхлопной системы, хороши и с эстетической точки зрения.

Порадовала и информативность презентации «Макларена» � количество патетических речей было сведено к минимуму, инженеры, описывая машину, не отделывались общими фразами, а гонщики были искренне рады, увидев серебристую красавицу на сцене.

Почти идеальная презентация перед началом, как всегда, непростого сезона.