9 мин.

Дженсон Баттон: «Я – чемпион мира, и я не перестану это повторять»

– Расскажите, что вы чувствуете?

– Такое ощущение, что я все еще участвую в гонке. В такие моменты чувствуешь себя в очень возбужденном состоянии, все плохие и хорошие воспоминания сразу всплывают в памяти – не только этого года, но и моих предыдущих сезонов в автоспорте. Но, конечно, этот год вспоминается больше всего – такое прекрасное начало, и сложные последние Гран-при. Мы были быстры, но по разным причинам испытывали серьезные проблемы в квалификациях. Это было очень тяжело, потому что, если не можешь извлечь максимум из машины, это давит на психику. Кроме того, я читал слишком много прессы с негативными комментариями. Для гонщика это тяжело, особенно когда на кону стоит так много. Но было много и положительных откликов о команде, и мы это заслужили.

Команда выступала неожиданно хорошо, то, чего мы добились в этом сезоне, после сложной зимы, – исключительное достижение. Не думаю, что в «Формуле-1» когда-либо был схожий сезон. Так здорово чувствовать себя чемпионом, и я лично считаю, что полностью заслужил это. На протяжении 16 гонок я лидировал в чемпионате, и в этом заключается суть нашего спорта. Я – чемпион мира. Сегодня не буду спать, буду праздновать, потому что, кажется, мой самолет отменили.

Это лучшая гонка в моей жизни, потому что в нее были вовлечены невероятные эмоции. Кроме того, я твердо знал свою задачу, и выполнил ее, именно поэтому я сейчас сижу здесь в статусе чемпиона. Этот момент приносит мне невероятное наслаждение. Все окружающие так поддерживали меня. Я, конечно, не выдавал своих эмоций, но это была лишь попытка сохранить лицо, не показать слабости, не выдать того, как я напряжен и нервничаю. Но теперь я могу признаться, что последние месяцы были очень тяжелыми, мне нужна была поддержка окружающих, особенно команды.

Сегодня я не выиграл гонку, но я выжал все из машины, и я ощущаю себя победителем.

Я – чемпион мира, и я не перестану это повторять.

– Вы надолго застряли за Камуи Кобаяси. Было тяжело следовать за ним? – Этот парень чокнутый! Думаю, он просто неопытен, но он совершает много движений на торможении, что осложняет его соперникам жизнь – Накадзима наверняка заметил. Обогнать всех остальных было сложно, однако это была честная борьба, но Кобаяси немного сумасшедший, думаю, сегодняшняя гонка в некотором роде поставит его на место. У меня была очень хорошая скорость на прямой, но это означало, что и прижимной силы у меня меньше, чем у соперников.

В последних трех поворотах я просто подгонял машину, чтобы получить возможность на атаку в первом повороте. Но каждый раз, когда я проходил этот вираж, я не подходил слишком близко к впереди идущему гонщику. Может быть, это рискованно, но я так не думаю. Я знал, что мне необходимо отобрать очки у Рубенса, или, хотя бы, подобраться к нему поближе. Марк был очень быстр, Рубенс шел на втором месте, поэтому моей целью была пятая позиция. Гонка получилась отличной, вероятно, моей лучшей, хотя я и не выиграл, я сделал все возможное. Я выиграл чемпионат за один Гран-при до финиша, и это здорово. Знаю, все немного затянулось, все думали, что я сделаю это раньше, но это «Формула-1», в этом спорте много великолепных пилотов. В чемпионате участвуют конкурентоспособные команды и гонщики, поэтому выиграть так сложно. Весь сезон мы видели, что очень многие машины обладают потенциалом для победы в гонках, что сделало этот чемпионат сложным абсолютно для всех.

– Но до второго пит-стопа Рубенса положение в личном зачете было не столь радужным…

– Да, кажется, Рубенс был третьим или четвертым. Я в этот момент шел на шестом месте, и этого было вполне достаточно, так как Рубенсу нужно было набрать на четыре очка больше. Я знал, что могу сохранить позицию, мой темп был вполне неплох. Не хотел пропускать Феттеля, потому что во мне жив бойцовский дух. Он смог обойти меня, когда я застрял за другой машиной, но пятое место – все, чего я мог добиться сегодня. Тем не менее, этого хватило.

– В последних гонках вы были настроены иначе, чем в Бразилии. Что изменилось?

– Мой подход не изменился. В гонках я совершал все маневры, когда они требовались, и мой темп был хорош на свободной трассе. Квалификация – вот тот аспект, в котором у меня ничего не получалось на последних Гран-при. Не знаю, в чем дело, но нам точно надо разобраться с этим. Не хочу проигрывать следующую гонку в ранге чемпиона. Может быть, проблема заключается в стрессе, в котором я находился, или мы просто где-то недоработали. На мой взгляд, более вероятен последний вариант.

– Когда вы проснулись этим утром, вы подумали о том, что можете сегодня стать чемпионом?

– Вообще-то, да. Не знал, на что способен Рубенс, но знал, что он будет бороться за пятое-шестое место. Вчера вечером мы проанализировали мою стратегию, и сделали вывод, что я тоже могу бороться за пятое-шестое место. После этого я лег спать со спокойной душой, хотя после квалификации очень нервничал. После второго сегмента я сидел в своей комнате и думал о том, что дождевая квалификация могла быть очень успешной, я очень люблю такие условия, и я увидел, что самое худшее, что могло произойти, произошло – мой напарник оказался на поуле. Я очень плохо себя почувствовал. Но потом я вышел к своей команде, все были очень позитивно настроены. Мы вместе отправились ко мне, мы немного выпили, и я был полностью готов к воскресенью. Все утро я был в хорошем настроении. Всегда сложно бороться с кем-то в чемпионате на его домашней трассе. Это был отличный уик-энд.

Не знаю, что еще сказать. Я чемпион мира!

– Будет ли у вас возможность защитить свой титул в следующем году с «Брауном»?

– Надеюсь, я продолжу выступать в «Формуле-1», было бы очень неприятно вот так закончить. Но я пока ничего не решил. Может, пойду гоняться еще куда-нибудь. Я только что выиграл чемпионат! Нет, конечно, я хочу быть здесь в следующем году, и хочу выступать в команде, которая будет бороться за победы, как в этом сезоне. «Браун» сможет делать это, эти ребята не калифы на час, в нашей команде полно очень талантливых людей. Мы, может быть, не такая крупная конюшня, как некоторые, но в следующем сезоне это станет преимуществом, так как всем придется сокращаться, а у нас оптимальное количество персонала. Мы в отличной позиции, работали над болидом этого сезона в максимально возможном объеме, но также работали и над следующей моделью. Для «Брауна» еще ничего не закончилось. Но пока мы не вступали в серьезные переговоры относительно сезона-2010, хотели, прежде всего, разобраться с этим. В Кубке конструкторов и личном зачете. Но, как только я оклемаюсь завтра с утра, мы сразу обсудим это!

– Были ли моменты, когда вы думали, что этот день никогда не наступит?

– Думаю, самым сложным был мой второй год в «Формуле-1». После первого сезона он не принес мне никакого удовлетворения. В «Уильямсе» я был всем доволен, добивался результатов, но не работал достаточно напряженно. Я был слишком неопытен и молод, чтобы выступать на таком уровне. Второй и третий год были очень сложными. Именно тогда я узнал, что секрет успеха не только в скорости, на одном таланте не выиграешь гонку. Нужно работать над многими аспектами, Формула-1» становится вашей жизнью. Это была самая сложная ситуация.

Тогда я не представлял, как дальше пойдет моя карьера.

Следующим тяжелым периодом был прошлый год. Сам сезон получился непростым, мы не могли сделать машину быстрой, но я знал, что справлюсь с этим. Хуже всего стало зимой. Не жалейте меня, все закончилось хорошо, но зима, все же, была нелегкой. Для команды, пожалуй, она была сложнее, чем для меня. У меня были разные варианты действий, но ни одна из опций не предлагала долгосрочного развития карьеры, так что я раздумывал о том, чтобы взять годовой отпуск. Но когда идешь на такой шаг, тебя начинают забывать, как забыли уже многих гонщиков. Поэтому я очень рад тому, что мы справились с ситуацией и вывели болид на старт в Австралии. Такой вот конец у моей сказки.

– Кто поддержал вас, помог в осуществлении успеха этого года?

– Список очень, очень длинный. Мой старик, конечно, он поддерживал меня всю жизнь, как и вся моя семья. В гонках – вся команда. После такой зимы было особенно сложно так выложиться. Но это всех очень сплотило. С этой командой я с 2003 года, мы все время становимся ближе друг другу. Все мы вместе прошли через много трудностей. Команде было тяжело сохранять оптимизм, учитывая слабые результаты за последние пару лет. Но ребята собрались, построили отличную машину. Чемпионат мы выиграли за счет командной работы, за счет усилий каждого. Всем нужно было хорошо потрудиться, иначе не выиграть гонки и первенство. Надеюсь, теперь все получать свой бонус.

– Вы избавились от давления, теперь можете выиграть в Абу-Даби?

– Спросите перед гонкой. Сейчас я не хочу говорить об Абу-Даби. Я только что стал чемпионом. Этим вечером я собираюсь наслаждаться этим. Если бы я плохо начал сезон, и выиграл последние шесть гонок, вы спрашивали ли бы меня об этом? Нет. Это был хороший сезон, в нем было несколько сложных моментов, я пару раз провалил квалификацию, но смог отыграться в гонках – вот что важно.

– Что вы испытываете, выиграв чемпионат после столь тяжелых испытаний?

– Кажется, я уже говорил о том, как я ощущаю себя в статусе чемпиона. Это здорово с такой командой, как «Браун». Она не полностью новая, здесь работает много персонала, с которым я сотрудничал раньше, но теперь у нас не было столь внушительного бюджета. Тем не менее, мы смогли разработать новые детали по ходу сезона, все это благодаря талантливым людям и хорошему руководству. Если бы не Росс, команды бы не существовало. Болиды носят его имя, а это серьезное давление на человека. Так что для него исключительное достижение выиграть сегодня и чемпионский титул, и Кубок конструкторов.

Браун заслуживает медали. Он очень помог мне в последних гонках. Он выиграл столько чемпионатов, пережил столько трудных сезонов. Он имел дело с самыми невероятными ситуациями и знает, как непросто выигрывать, знает, что черные дни случаются в каждом году. Так что Росс очень помог. Не думаю, что мы сделали бы это без него.

– У вас было много критиков, докажет ли этот результат, что они неправы?

– Совсем не хочу говорить об этом. У меня был сезон, полный взлетов и падений, но я вышел из него победителем, я чемпион мира. Что я еще могу сказать? Мне уже скучно.

Вы не представляете себе, как сильно я наслаждаюсь этим моментом. Можно ведь порадоваться, когда выиграл, не так ли? Я не должен ничего говорить. Всегда есть критики, которые готовы рассуждать о том, что я финишировал шестым, четвертым, пятым, вторым… Дженсон сегодня нормально поработал… Это не самые громкие новости, я понимаю, что очень интересно это обсудить, «он все проиграет, он недостоин быть чемпионом», но вот я чемпион! С этим не поспоришь. В последних гонках я показал, что выжимаю максимум из болида, и сегодняшний Гран-при – не исключение. Я провел лучшую гонку в карьере, Дэвид Култхард сказал, что это было выступление победителя, и я не буду спорить. Я отлично выступил.

– Марк Уэббер сказал, что сегодня вы будете спокойно спать, потому что в последних гонках исключительно защищали свою позицию. Это просто австралийская манера выражаться?

– Я вовсе не наслаждался последними неделями, это было сложное время, даже несмотря на то, что я лидировал в чемпионате. Вы ложитесь спать, думая о квалификациях и гонках… и вы просыпаетесь с той же мыслью. В такой период очень сложно нормально заснуть, особенно когда Джессики нет рядом, здесь я совсем один, так что… Я попросил ребят, чтобы они побыли в моей комнате прошлой ночью, потому что я знал, что мне будет тяжело, но они не согласились!

Странно, в пятницу мне приснилось, что квалификация будет ужасной, и так все произошло. Вчера же мне приснилось, что я выигрываю титул. Так что, может в снах и есть какая-то правда.