6 мин.

Побег, выгорание и суицид. Ментальные проблемы Бундеслиги нулевых

В последние годы мы можем наблюдать печальную картину борьбы с самим собой Йосипа Иличича - лидера "Аталанты" и любимчика Джампьеро Гасперини. Словенец периодически вылетает из состава на несколько месяцев, потому что не может играть из-за биполярного аффективного расстройства. В прошлом сезоне Иличич не играл с января месяца и появился на поле лишь в последнем туре чемпионата Италии.

Несколько лет назад специалисты университетов и спортивных организаций провинции Альберта (Канада), а также университета Дикина (Австралия) провели исследование среди профессиональных спортсменов, в котором выяснилось, что 68% из них в течение прошедших 3 лет пережили симптомы явной депрессии. Это вовсе не удивительно, потому что спортсмены очень подвержены психологическому, социальному и физическому давлению.

В сентябре 2003 года игрок "Ганновера" Ян Шимак, отыграв победный матч против "Боруссии" из Менхенгладбаха, сел в свою машину и уехал домой, в Чехию. Это произошло в воскресенье, а уже в четверг в "Ганновере" начали волноваться, так как футболист не только не посещал тренировки, но и не выходил на связь. Как позже рассказал тогдашний тренер "96-х" Ральф Рангник, подобный случай имел место быть еще в июле, когда игрок сборной Чехии так же пропал, но то было межсезонье и журналисты ничего не прознали. Шимака отправили на лечение, но чех от него отказался.

Ян Шимак принадлежал "Байеру", однако там никак не мог стать тем лидером, каким был в "Ганновере". Поэтому "аспириновые" вернули чеха в его бывший клуб, где он сыграл лишь 6 матчей и пропал. Шимаку диагностировали "синдром истощения", Ян заявлял, что больше не будет играть в футбол. Вдобавок ко всему, в те годы, у футболиста были отношения с девушкой, которая состояла в браке и бросила чеха, вернувшись к мужу. Врач "Байера" констатировал, что Шимак не готов выносить нагрузки футболиста ни физически, ни психически. После этого Ян Шимак за "Байер" и "Ганновер" не сыграл ни разу и отправился на родину в "Спарту". Самое интересное, что Шимак в свои 43 года до сих пор числится игроком чешского "Сокол Лом", выступающего в 4-ом дивизионе страны.

Буквально через 2 месяца после случая с побегом Шимака, футболист "Баварии" Себастьян Дайслер признался в депрессии публично и на три месяца лег в психиатрическую клинику, где ему поставили "эмоциональное выгорание". Дайслера, которого считали надеждой немецкого футбола, с самого начала карьеры преследовали проблемы с коленом. В свой первый же сезон в составе гладбахской "Боруссии" Басти порвал кресты - такое себе начало карьеры для 18-летнего футболиста. Вернувшись, парнишка пробежал с мячом 50 метров и положил в ворота "Мюнхена 1860". Дайслера сразу нарекли "Басти-Фантасти", что напрягало футболиста, который просто хотел играть.

После вылета "жеребцов" Дайслер переехал в "Герту" и после сезона в Берлине заслужил поездку на Евро 2000. Басти был самым молодым в составе сборной Германии, но принял участие во всех трех матчах, где немцы провалились. В 2001 году "Герта" договорилась с "Баварией" о переходе в стан мюнхенцев через год. Но с самим футболистом тогдашний спортдир Дитер Хенесс договорился о том, что о трансфере объявят позже, примерно через полгода, чтобы фанаты не пошли против клуба. Каково же было удивление Дайслера, когда уже спустя месяц в прессу просочилась информация о трансфере. Руководство берлинской команды футболиста не защитило и обвинило Себастьяна в том, что тот в тайне подписал с "Баварией" контракт. В тот же день предстоял выезд на проигранный матч с "Гамбургом", где Дайслер вновь травмировал колено и уходил с поля под свист трибун и с криками болельщиков "предатель" и тому подобное. Немец вылетел на 5 месяцев, и все это время ему приходили письма с угрозами. Именно в тот момент он и задумался о завершении карьеры.

"Басти-Фантасти" смог вернуться на поле, но перед самым мундиалем 2002 года он снова травмировался и пролетел мимо Чемпионата мира.

Переход в "Баварию" только усилил давление, ведь Дайслер не мог дебютировать за команду еще 5 месяцев по причине все той же злосчастной травмы. За это время Себастьян смог подружиться лишь с несколькими игроками, постоянно слыша разговоры о себе от других футболистов о том, что неоправданно получает зарплату. Вернувшись на поле в феврале 2003 Дайслер уже во втором матче оформил ассист на Мехмета Шолля. Но игра в футбол больше не приносила ему радости и в ноябре Басти рассказал о депрессии и лег в клинику на лечение.

После возвращения, Дайслер наконец заиграл и был одним из кандидатов в состав на Чемпионат мира 2006. Однако в марте 2006 года проклятое колено снова подвело и полузащитник вылетел до ноября. Это стало последней каплей и, отыграв еще 5 игр за "Баварию", после длительного простоя, Себастьян Дайслер решил завершить карьеру в 27 лет.

Есть мнение, именно то, что Дайслер дважды лежал в психиатрической лечебнице и придал это огласке общественности и спасло ему жизнь. В отличие от Роберта Энке.

Талантливый голкипер, который был любимчиком болельщиков гладбахской "Боруссии", вместе с Дайслером вылетал из Бундеслиги. После этого Энке уехал в "Бенфику", где дослужился до капитанской повязки. И через три года кипера призвала сама "Барселона". Но неудача - в кубковом матче каталонцы сгорели "Новельде" из третьего дивизиона и главным неудачником нарекли именно Энке, который пропустил 3 мяча. После этого Роберт практически весь год просидел в запасе, отыграв лишь 2 матча в Лиге чемпионов и разок выскочил на замену вместо Бонано. Тогда то и начали проявляться первые симптомы депрессии.

Летом 2003 "Барса" не взяла Энке на сборы и голкипер уехал в аренду в "Фенербахче", в котором играл икона турецких болельщиков Рюшту Реджбер. В первом же матче Энке снова пропустил 3 и собственные болельщики закидали его бутылками и зажигалками. Немец прервал аренду, немного поиграл в Испании за "Тенерифе" и вернулся в "Ганновер", где, казалось бы, обрел счастье и вернулся к своей лучшей форме.

Но в 2006 году Роберт и его жена Тереза потеряли двухлетнюю дочь, которая родилась с врожденным пороком сердца и перенесла операцию. Казалось, что Энке стойко перенес трагедию, через 6 дней он уже вышел на поле в составе "Ганновера". А в 2007 году он дебютировал в составе сборной Германии. Через год Энке стал серебряным призером Евро 2008 и рассматривался как главный претендент на свитер номер 1 после ухода Йенса Леманна.

Но 10 ноября 2009 года, Роберт не явился на вечернюю тренировку "Ганновера". Оказалось, что он бросился под региональный экспресс. 11 ноября его вдова созвала пресс-конференцию и рассказала, что покойный долго боролся с депрессией, которая началась еще со времен выступлений за "Барселону. А смерть дочери только усугубила проблему. "Футбол был единственным источником жизни для Роберта".

Роберт Энке оставил предсмертную записку, где извинился перед семьей за то, что обманывал их по поводу своего психологического состояния. Он только делал вид, что ему стало лучше, чтобы никто не понял, что голкипер планирует самоубийство. Энке строго настрого запрещал своей жене рассказывать кому-то о своих психологических проблемах, потому что боялся все потерять. Но потерял он самое главное - свою жизнь.