7 мин.

Спортивный врач Эдуард Безуглов ведет бодрый блог на Трибуне. Поговорили с ним о железном Акинфееве, Жиркове и Достоевском

Эдуард Безуглов в своем блоге беседует с другими известными медиками о специфике травм, лечении и нюансах работы. Конечно, мы не могли оставить без внимания и расспросили его о буднях, постах, коллегах, футболистах.

Начнем резво. А зачем вообще руководителю медицинского комитета РФС блог на Трибуне? Вроде добился всего, что нужно, а тут блог.

– То, что можно назвать блогом, существует достаточно давно. Сначала это был аккаунт в Инстаграм*, затем личный блог на сайте Российского футбольного союза. Но, надо признать, что именно Sports.ru является той площадкой, которая позволяет донести необходимую информацию до любителей спорта самого разного возраста и уровня подготовки.

Как бы не звучало пафосно, но действительно хочется сделать российский спорт лучше и безопаснее. И способа лучше чем повышение уровня компетенций всех его участников придумать невозможно.

В сообществе футбольных врачей это работа идет уже много лет и очень активно и можно уверенно сказать, что результаты есть и они не могут не радовать. Врачи многих клубов в своей работе все чаще используют лучшие практики, а среди молодых коллег появляются настоящие звезды.

– Вы изначально выбрали формат интервью — почему?

– Это лучший способ донести до читателя информацию по наиболее актуальным вопросам, с которыми в своей жизни встречаются и тренеры, и спортсмены и врачи. Именно в интервью это можно сделать в доступной форме и при этом емко и познавательно. Экспертов для интервью я выбираю сам, а вопросы готовят целая группа врачей, которые активно участвуют в продвижении знаний среди «футбольных людей».

Я думаю, что уже в этом году выйдут интервью (подписывайтесь, пока это не стало мейнстримом) с очень авторитетными специалистами как из России, так и из других стран и после прочтения этих интервью мифов и заблуждений в среди спортсменов и тренеров будет явно поменьше. Появятся дайджесты и инфографика по самым актуальным темам футбольной медицины и исторические очерки про самых известных футбольных врачей.

– Что вы сами читаете, слушаете или смотрите?

– К сожалению, времени для чтения художественной литературы в последние годы очень мало. В этом году успел прочитать только «Жизнь Антона Чехова» Дональда Рейнфилда, подаренную коллегой по работе. 99% чтения приходится на статьи в научных журналах – это не всегда весело, но часто очень полезно.

Что касается музыки, то это Высоцкий, Окуджава, но тоже, к сожалению, редко. А вообще, самые яркие впечатления доставляет балет, на который я с супругой хожу достаточно часто и всегда на спектакли с участием лучшей балерины в мире Светланы Захаровой. Эти спектакли всегда фантастически яркие впечатления. Надеюсь, что до конца года армейской командой удастся попасть в Большой театр, что и наши футболисты увидели какое волшебство творится в самом центре Москвы.

– Чей слог вам ближе?

– Если говорить про писателей-классиков то это Антон Павлович Чехов и Федор Михайлович Достоевский. Его «Село Степанчиково и его обитатели» я перечитывал не менее пяти. Из советских писателей очень нравится Михаил Шолохов, причем не только «Тихий Дон», но и «Поднятая целина».

– А чем вам близок Достоевский? Ведь экспрессии героев и глубина драмы в его текстах зашкаливают. Вы находите аналогичные сюжеты в повседневной работе?

– Я уверен, что в нашей жизни каждый день наполнен такими сюжетами, но чтобы это в полной мере осознать надо погружаться во внутренний мир окружающих очень глубоко. А это не всегда возможно и нужно. Тем более, в футболе.

Тем и велик Достоевский что он очень многие процессы описал настолько ярко и подобно, что каждый из нас может понять, что любой человек рядом с нами это не просто генетический материал, а целый маленький  мир со своими страстями, эмоциями и переживаниями.

Для меня главным уроком из произведений Федора Михайловича было понимание того, что каждый из нас очень разный и подходить одной меркой ко всем ни в коем случае нельзя. В спорте, кстати, это правило вообще можно назвать основным.

– Как проходит ваш день в команде?

– За внешней однотипностью скрываются множество нюансов, которые регулярно добавляют седых волос. В любом случае утро на базе с осмотром травмированных ребят, контроль за процессом реабилитации, составление плана восстановительных мероприятий на день.

Хватает и организационной работы – сейчас в ЦСКА идут грандиозные изменения в структуре медико-биологического обеспечения: уже весной этот блок в клубе будет соответствовать самым высоким стандартам.

К тому же я преподаю на кафедре спортивной медицины в Сеченовском университете, веду прием в клинике, активно участвую в научно-исследовательской деятельности- я думаю, что наша научная группа является одной из самых продуктивных не только в России, но и в мире, если говорить о исследованиях в области спортивной медицины.

– За время вашей практики можете ли вы сказать, что травмы, условно, меняются. Условно, раньше, условно, было больше растяжений, сейчас — нет благодаря хорошей экипировке и т.д.

– Футбол сейчас и футбол даже 20 лет назад – это два разных вида спорта, если говорить о чисто физиологических аспектах.

Игра стала значительно интенсивнее , выросли скорости , от футболистов требуется очень быстро принимать решения в условиях постоянного цейтнота.

И поэтому травматизм меньше не становится, а, например, травм мышц задней группы бедра в элитных командах становится даже больше – это напрямую связано с изменением требований к интенсивности игры.

Да и количество рецидивных травм тоже не уменьшается — для указанных выше мышц их количество в лучших командах достигает 20-25%, а повторные травмы передних крестообразных связок встречаются не менее чем 20% случаев.

– Кто из футболистов сборной России может считаться примером в соблюдении режима?

Таких ребят достаточно много. Когда футболисты приезжали в сборную никаких проблем с дисциплиной и спортивным режимом быть не могло по определению. В клубе с этим все несколько сложнее, но за счет постоянной образовательной работы риск нарушений дисциплины становится гораздо меньше.

Большинству взрослых футболистов не надо ничего запрещать – им надо все доступно и подробно объяснять и, если все делать правильно, то эффект будет очень хорошим. Футболисты – не враги же себе.

– А с кем из игроков вам работалось легче всего?

Лично мне кажется, что никаких проблем с футболистами у меня никогда не было. Со многими из них я общаюсь и после окончания совместной работы и они знают, что всегда могут обратиться. Если квалифицированно и честно выполнять свою работу, то проблем не будет ни с кем.

– Кто на вашей памяти чаще всего травмировался или жаловался на дискомфорт?

В течение микроцикла на дискомфорт могут пожаловаться 90% футболистов, тренирующихся в общей группе. Занятия профессиональным футболом часто сопровождаются болью и дискомфортом. И одной из ключевых задач футбольного врача как раз является своевременное выявление симптомов, которые могут быть признаком более серьезных проблем.

Но есть футболисты, которые играли и неоднократно с проблемами со здоровьем, которые были для обычного человека показанием к строгому постельному режиму. В первую очередь, вспоминается Игорь Акинфеев, который лично для меня, является примером человека со стальной волей и максимальным бесстрашием. Показательным примером, можно назвать и Юрия Жироква в матче против Египта на чемпионате мира – он провел блестящий матч с очень непростой травмой ахиллова сухожилия.

– К какой области знаний медицина ближе всего?

– Я много лет занимаюсь спортивной медициной и исследованиями – это очень широкий спектр направлений, но мне ближе вопросы консервативного лечения травм, повышения работоспособности и оптимизации постнагрузочного восстановления и медико-биологических аспектах программ идентификации талантливости.

Именно эти вопросы является приоритетными для меня и моих молодых талантливых коллег из Лаборатории спорта высших достижений Сеченовского университета.

– Кем бы вы стали, если не медиком?

– С детства у меня не было ни одного другого варианта. Мой дядя был хирургом и безусловным для меня авторитетом – даже в детском саде на новогодних праздниках я регулярно был доктором Айболитом.

Но в ближайшие годы, я надеюсь, у меня появится больше возможности заниматься исследовательской и преподавательской деятельности – цель сделать наш спорт самым крутым не на словах, а на деле все еже живет в моем сердце и мозге. И я с коллективом единомышленников движемся вперед в этом направлении и радует, что в последние годы помощи в этом отношении все больше и со стороны руководства Российского футбольного союза, и ЦСКА и Сеченовского университета.

– Какой совет вы бы дали профессиональным спортсменам, как медик, а какой — блогерам «Спортса»?

– Спортсменам я дал бы два совета: быть более самостоятельными и помнить, что никаких чудес в спорте высших достижений не бывает: в основе успеха находятся талант, труд и строгое соблюдение основных принципов корректного построения тренировочного процесса и постнагрузочного восстановления.

Если говорить про блогеров, то мог бы посоветовать им только подольше спать, позитивнее относиться к окружающим и регулярно заниматься спортом.

*соцсеть принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов; Instagram/bezuglov_eduard