8 мин.

Пиренейский след. Как испанцы пробили себе путь в АПЛ

Многие упрекают сегодняшнюю Английскую Премьер-лигу в изобилии "халявных" денег и штучности. Мол, правильно что лучший чемпионат мира - ведь именно там припарковали свой автобус голодные шейхи из Катара и ОАЭ; именно туда "ползут" самые различные легионеры мира; и, не считая Францию, именно Англия любит больше всего натурализовать иностранных игроков, предпочитая их собственным воспитанникам. В данном контексте таким себе антипрототипом АПЛ выступает испанская Ла Лига, славящаяся умением развивать молодые таланты даже на уровне топ-клубов("Барселона", "Атлетико", с некоторой исторической оговоркой - "Атлетик").

В последние годы противостояние между Примерой и АПЛ накалилось до предела во всех существующих аспектах Игры: денежном, болельщицком, историческом. Испанцы называют английский футбол сегодняшних лет слишком "попсовым", представители Альбиона хвастаются званием "лучшей лиги мира". Пиренейцы могут сказать, что именно у них играют лучшие футболисты мира: Хави, Роналду, Месси; англичане противопоставят им самую интригующую борьбу на планете за места под солнцем в Премьер-лиге, ведь у них даже матч "Норвич" - "МЮ" может стать весьма непредсказуемым, в отличии от тех же бесконечных виктории "Барсы".

А поговорим мы сегодня о испанцах в Английской Премьер-лиге - весьма горячей теме, которая требует детального исследования. Потому не лишним будет сделать экскурс в историю, и изучить многое, что связывает пиренейцев с Туманным Альбионом, поделив это на некие годовые этапы.  

Ведь внынешнем сезоне как никогда чётко прослеживается доминирование испанских футболистов в лучших клубах АПЛ. Хуан Мата всего лишь за полтора года стал лидером бывшего чемпиона Англии, Давид Силва на пару с Яя Туре творит историю "Манчестер Сити", а еще не остывшая романтическая история Сеска Фабрегаса в "Арсенале"  уже давно стала красивой вехой в истории лучшей лиги мира. Этим летом в полку английских пиренейцев солидно прибыло: Мичу бьет все рекорды в истории футбола по критерию "цена-качество", Санти Касорла взял бразды правления центром поля лондонского "Арсенала" в свои руки (кстати, вместе с соотечественником Артетой), а Фернандо Торрес, даже несмотря на его мыльную оперу в "Челси", все еще остается самым дорогим игроком Англии, выступая в основе "Челси" под чутким руководством своего протеже Рафы Бенитеса. 

В общем, ведущие(и не только) испанские игроки вряд ли собираются довольствоваться красочными выступлениями в Ла Лиге, котоорая давно соперничает с АПЛ за звание лучшего чемпионата планеты. За последние годы пиренейцам в Англии, как медом намазано и это вполне объяснимо: итальянская Серия А никогда не была благоприятной страной для испанских футболистов, германская Бундеслига довольно недавно начала подниматься на вершины рейтингов по соседству с Примерой и Премьер-лигой, потому только сейчас может претендовать на лучших игроков Европы,  а об остальных темпорадах и заикаться не стоит. Без нескольких оговорок, разумеется. 

ХХ столетие. Первопроходцы

Первым испанцем в английском футболе стал Эмилио Альдекоа, по происхождению - баск. Решив не участвовать в боевых сражениях на территории Пиренейского полуострова в 1935-38 гг., Эмилио перебрался на Туманный Альбион, где начал играть за команду электриков из Стаффордшира. Переход в состав "Вулверхэмптона" спустя шесть лет не был поначалу официально признан за Альдекоа, ведь на тот момент вся Англия принимала участия во Второй мировой войне. Номинально Эмилио считался левым крайним хавбеком, но часто играл на позиции центрфорварда, в частности стал лучшим снайпером "Вулвз" в 1943 году, но опять же это не было признано официальным из-за понятных причин.

Вскоре Альдекоа перешел в "Ковентри", поиграл там два года, и вернулся в родную Испанию. Несмотря на статус беженца, с которым футболист перебрался в Англию, Пиренейский полуостров тепло принял Эмилио. Он успел поиграть не только за "Атлетик" из Бильбао и "Вальядолид", но и стать чемпионом страны вместе с каталонской "Барселоной". Альдекоа вернется в Британию в 60-х годах в качестве ассистента тренера одного из клубов Футбольной Лиги. Умрет первый в истории пиренеец Англии не дотянув к новому тысячелетию планеты всего лишь несколько месяцев - 4 сентября 1999 года. 

Братья Галльего, Хосе и Антонио, тоже не захотели принимать участия в Гражданской войне имени Франсиско Франко и спокойно переехали в Англию. Большего признания добился Хосе, за свою карьеру поигравший в составе "Брентфорда", "Кэмбриджа" и еще нескольких не особо популярных нынче клубов на Альбионе. В Википедии записано, как будто-бы Хосе умер в 2006-м году, но различные испанские издание публиковали неподтвержденные новости о том, что он еще жив в возрасте 88 лет. Ну и последним испанцем первой половины столетия стал еще один Эмилио, на прозвище Беркесси. По национальности, вообще-то, Беркесси - венгр, но множество футбольных историков причисляют его к испанцам по нескольким простым причинам: Эмилио долго работал в Испании, прожил там львиную часть своей жизни, и в конце концов умер в Испании. Ну, а к Англии он имеет отношение, как тренер. Беркесси стал первым иностранным менеджером в истории Футбольной Лиги. Правда, проработал он на Туманном Альбионе всего лишь полгода, после чего потренировал еще несколько клубов из разных стран мира. Умер Эмилио спустя год после основания Английской Премьер-лиги - 7 июля 1993 года.

Итак, по сути, Эмилио Альдекоа, стал первым иностранцем в Англии после введения специального правила Лиги(о том, что в любом клубе чемпионата должен играть футболист, проживший на территории Альбиона как минимум два года). До Эмилио в Лиге уже поиграло немалое количество зарубежных исполнителей, и не только из Европы. В частности, первое десятилетие ХХ века Англию "посетили" игроки из Австралии, Африки, Америки. Также следует отметить, что первым легионером ФЛ вообще, стал канадец Уолтер Боумэн.  

90-е. Первые туристы времен АПЛ

После основания Премьер-лиги, моментального "налета" иностранных футболистов на новый чемпионат не случилось. Сейчас в АПЛ насчитывается около четыре сотни легионеров, а в процентном соотношении иностранцы опережают коренных англичан на приблизительно 25 %. Но в середине 90-х АПЛ лишь начала свой трудный путь в борьбе за постоянного болельщика против Серии А и Примеры. Если сейчас уровень Премьер-лиги, в общем-то, держат именно легионеры, то в те времена его суждено было поднимать парням вроде Тедди Шерингема, Дэвида Бекхэма или Робби Фаулера. Не верите - взгляните, к примеру, на победителей награды "игрок месяца в АПЛ" сезона 94/95 и сравните с нынешними годами. 

Между тем, иностранцы тоже не спали. Отбрасывая звездных Кантона, Виалли или Клинсманна, поговорим непосредственно о испанцах. 90-е в Англии, кроме самих англичан, стали успешными для французов(Пети, Жинола, Анри, Кантона, Виейра) и представителей, в общем-то, слабых футбольных стран, на подобие Шотландии или Иралндии. А вот испанцы поначалу выступали в АПЛ несолоно хлебавши. Да и было их не особо много. Первыми пиренейцами Премьер-лиги стали Три Амиго из "Уигана": Роберто Мартинес, Исидро Диас и Хесус Себа. 

В 1995-ом году скромный клуб из Четвертого дивизиона прикупил никому не известный Дэйв Уилан, сразу же объявивший о намерении поднять Латикс в элиту британского футбола. Несмотря на скептицизм большинства английских журналистов к амбициям Уилана, тот сразу же дал понять, что всерьез хочет заняться своей покупкой. В тот же год были приобретены испанцы Мартинес и Диас с "Балагера" и Хесус Себа из "Сарагосы", которых Англия нарекла троими амиго. Себа не заиграл в "Уигане", и вскоре вернулся обратно в "Сарочку". А вот первые двое стали настоящими любимцами публики Спрингфилд Парка(тогда еще только начиналась постройка DW Стэдиума). Латикс потихоньку поднялись в Третий Дивизион, а достичь Второго им помешал "Манчестер Сити", с котороым клуб столкнулся в плей-офф. Исидро Диас в 97-м году ушел из "Уигана" к "Вулверхэмптону", а Роберто Мартинес  играл за команду до 2001, после чего был продан в шотландский "Мазервелл". Сейчас, напомню, лучший испанец в истории Латикс, тренирует этот коллектив под чутким руководством Дэйва Уилана.

До нового тысячелетия засветиться на полях Альбиона смогли еще два испанца, Альберт Феррер и Алекс Кальво Гарсия.  Первый достаточно долго поиграл за сборную Испании, каталонскую "Барселону" и "Челси". В общем, за карьеру успел многое: около 10 лет был основным правых беком в составе "блауграна", поучавствовал в двух чемпионатах мира, Олимпиаде, да и запомнился болельщикам, как трудолюбивый и скромный игрок. Феррер стал одним из одинадцяти иностранцев в основном составе "Челси" на матч против "Саутгемптона" в 99-м году. То бы Боксинг Дэй, и первый случай в 111-летней истории английского футбола, когда на поле команды не вышло ни одного англичанина. Покинул Туманный Альбион Феррер в 2003-м году, попутно закончив карьеру игрока. Был признан лучшим правым защитником в истории Аристократов. 

Алекс Гарсия, легенда "Сканторп Юнайтед", перебрался в Англию в 1996-ом году и честно отыграл за команду Стивена Уортона восемь долгих лет. Как и Феррер, считается легендой своего британского клуба, неоднократно принимал участие в различных матчах легенд "Сканторпа". Гарсия после окончания футбольной карьеры написал книгу на испанском языке о родном клубе, которая называется "Scunthorpe till I die"("Сканторп до конца жизни"). Автор решающего гола в плей-офф Третьего Дивизиона Футбольной Лиги в 99-ом году - оный вывел "железяк"(прозвище команды) в Д2.  

Как видим, диаспора пиренейцев в 90-е, начальные годы для АПЛ, была небольшой и "незвездной"("Челси на стыке веков - ну никак не гранд). Но! Зато тройка из "Уигана", в особенности Мартинес и Диас запомнилась фанатам только с позитивной стороны, и собственно, с помощью этих футболистов Латикс потихоньку начали продвижение в элиту английского футбола. К тому же, Роберто творит свою историю на Альбионе до сих пор. Что уж говорить о Феррере и Гарсии, которые стали легендами "Челси" и "Сканторпа" соответственно. Несмотря на довольно скромные позиции испанцев в начале стройки Английской Премьер-лиги, чувствовалось, что взрыв легионеров должен произойти совсем скоро, и в их числе найдется немало выходцев из Пиренейского полуострова.