Напарник выдавливает Райкконена из «Ф-1». Теперь он быстрее Кими – хотя «Феррари» оставила его без веских причин
Самый незаметный прорыв сезона – Антонио Джовинацци из «Альфа Ромео».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/73/04ac18c764e2d9a1073b82a5856df.jpeg?f=webp&q=90)
Перед стартом нового сезона большой интригой в «Формуле-1» виделась не только потенциальная схватка за титул, но и выявление чемпиона по прогрессу: в гоночной серии жестко ограничили возможность доработки техники, внедрили новые покрышки (а работа с шинами – главный фактор успеха в современном автоспорте) и урезали прижимную силу машин. А еще ввели потолок бюджетов: теперь и несчастный полунищий «Хаас», и богатейший чемпионский «Мерседес» не имеют права тратить свыше $150 млн за год (а ведь необходимо еще создать болид по новому регламенту 2022-го). Кто же в таких условиях мог добиться лучшего прогресса?
Внезапно лучший рывок оформила даже не «Феррари» с обновленным мотором и значительным апгрейдом аэрообвеса – все-таки Скудерия и в 2020-м временами гостила на подиумах и забивала места в топ-5 в квалификациях. Самым значительным и неоспоримым шагом вперед стали показатели «Альфа Ромео»: после прозябания в аутсайдерах примерно на уровне «Уильямса» и «Хааса» с редкими всполохами (из-за массовых аварий конкурентов) бывший «Заубер» догнал по чистой скорости «Альпин» (бывшую «Рено») и «Астон Мартин».
«Мы сделали большой шаг вперед – в сравнении с временами прошлого года никто не прибавил так же: теперь «Альфа Ромео» на равных с «Астон Мартин» и «Альпин» в плане скорости, – признал и босс команды Фредерик Вассер. – Мотор стал гораздо лучше. Мы очень хорошо развили аэродинамику, грамотно интерпретировали нововведения в правилах, лучше пониманием, как работать с шинами. В гонках мы всегда на грани очковой зоны».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/b7/0f61a0f0c4d4db9fa4b8b87451657.jpeg?f=webp&q=90)
И теперь быстрейшим гонщиком в спартаковских цветах выглядит не 41-летний чемпион 2007-го Кими Райкконен, а менее раскрученный напарник Айсмена Антонио Джовинацци – именно усилиями 27-летнего итальянца «Альфа Ромео» и набрала единственные баллы в сезоне (да, был финн 9-м в Имоле, но позицию отобрали из-за хаоса с правилами по следованию за автомобилем безопасности).
На стороне протеже «Феррари» не только позиция в общем зачете, но и статистика: в прошлом году он опережал Райкконена в среднем на 0,05 секунды в квалификациях, а теперь нарастил отрыв до 0,31 секунды – и в данный момент ведет в субботних схватках 4:1. Эксперты официального сайта «Формулы-1» тоже его оценили – седьмым местом в топе лучших гонщиков сезона после 5 Гран-при (выше только Ферстаппен, Хэмилон, Норрис, парочка из «Феррари» и укатывающий Алонсо Окон).
А в последней квалификации в Монако Антонио ворвался в топ-10 на вчерашнем аутсайдерском болиде – причем в финальной попытке (по источникам репортера официального сайта «Ф-1» Лоренса Барретто) №99 гнал вообще на седьмое (выше Хэмилтона), но все испортили красные флаги из-за аварии Шарля Леклера.
Но Джовинацци нашел другой способ красиво заявить о себе: эффектно уделал Окона в «Мирабо» на первом круге.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/ab/a8c85988e44a4bc81adc36eade4a3.jpeg?f=webp&q=90)
Нажмите на картинку, чтобы увидеть запись обгона целиком
Полгода назад решение оставить в «Альфа Ромео» на третий год подряд именно Тонио (вместо русского суперюниора и чемпиона «Ф-3» Роберта Шварцмана или вице-чемпиона «Ф-2» Каллума Айлотта) вызвало огромное количество вопросов. №99 отличался только мощными стартами (часто связанными с неудачами в квалификациях), постоянными ошибками и безбрежным желанием уделать Райкконена любой ценой и всеми доступными способами.
Сегодня Вассер не исключает сохранение Тонио вместо Кими и на следующий год – но уже в качестве лидера «Альфы» и в паре с дебютантом.
«В этом нет ничего невозможного, – признал босс итало-швейцарцев. – Но пока рано говорить о пилотах на 2022 год. Антонио хорошо работает, но впереди еще много гонок. Для изменений всегда есть время. «Феррари» – наш партнер, мы обсудим пилотов с ней, но не раньше сентября или октября».
Что же №99 исправил? Почему же тогда у него всего одно попадание в топ-10? Чего ждать дальше?
Джовинацци больше не гоняется за Райкконеном и не копирует его настройки. Теперь Тонио – самостоятельный
Ошибки в 2019 и 2020 годах (как и по реакции Кими на них) указывали, что итальянец переходит границы возможного в попытках опередить сверхпопулярного напарника. Тогда протеже «Феррари» не обсуждал проблему с прессой напрямую, но внутри, очевидно, все же ее признал – и нашел силы на пересмотр подхода к работе.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/4f/88eb575a04da4b6f95cd84ca3dfc5.jpeg?f=webp&q=90)
«Оной из проблем Тонио была фокусировка на Кими как на ориентире, – не стал отрицать и Вассер. – Теперь он полностью сосредоточен на себе и своих возможностях. Непросто изменить настрой, так как для любого гонщика главным ориентиром является напарник, но Тонио за последний год это сделал.
Теперь он готов к роли лидера команды: мы получаем от него отличные отзывы о болиде».
«В первый сезон я старался следовать пути Кими – он был отличным ориентиром, – признал, наконец, и сам Джовинацци в интервью The Race. – Я знал, как он хорош в развитии болида, но со временем понял: его подход на самом деле не лучший для меня. Мне больше нравится чувствовать заднюю часть машины, а у него наоборот – особые требования к передней.
Вообще проблема рядом со мной: Кими – один из лучших в гонках. Всегда силен с первого же круга, хорош в экономии шин и работе с топливом, всеми ресурсами машины. С ведением всей гонки в общем. У него можно многому научиться – особенно в «Ф-1», где все реально очень сложное. В молодежных сериях не так: тебе нужно просто гнать. А здесь во время гонки нужно понимать, когда лучше атаковать, а когда сбавить темп. И с Кими во второй машине все непросто, но я многому у него научился.
Мой первый сезон в «Ф-1» вышел совсем не идеальным, потому что уровень соперничества с его стороны оказалось чересчур высоким. Но я с тех пор я здорово прибавил – особенно в гоночном темпе, где и проигрывал больше всего по сравнению с Кими».
Причем Джовинацци спрогрессировал не только на треке, но и за его пределами – по источникам Эдда Стро из The Race, внутри «Альфа Ромео» отмечают: Тонио всерьез осмелел и настойчивее продвигает развитие машины в желаемом направлении. Теперь он не просто копирует настройки Кими (заточенные под чувствительный передний мост), а разрабатывает собственный набор установок на контролируемую избыточную поворачиваемость – чтобы лучше чувствовать болид при входе в повороты.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/a1/8bb0627864f8c8e59c72efc0dff61.jpeg?f=webp&q=90)
«Я поговорил с множеством членов команды и близкими к Тонио, – подтверждает Барретто. – По их рассказам, Джовинацци в этом году активнее выходит из своей раковины зоны комфорта, выдвигается вперед и проявляет лидерские качества на инженерных брифингах. Он приобрел больше уверенности в отстаивании своей точки зрения – а это многое говорит о его способностях».
Похоже, раньше из-за восхищения и копирования подхода Райкокнена №99 особенно не занимался продвижением «Альфа Ромео» в сторону собственных предпочтений по настройкам и развитию болида – и теперь инженеры итало-швейцарской команды реально удивлены реальным Тонио. Технический директор «Альфа Ромео» Жан Моншо (раньше трудившийся в «Тойоте», «Феррари» и доминировавшей в LMP1 «Ауди») даже в начале сезона назвал Джовинацци «одним из самых недооцененных пилотов пелотона».
При этом Джовинацци катастрофически не везет: очков могло быть больше, как и впечатляющих выступлений в квалификациях
Красные флаги в квалификации в Монако, сорвавшие сенсационную победу над Хэмилтоном, – не единственный пример хронической неудачливости протеже Скудерии. В трех других заездах из четырех с ним тоже что-то происходило – и даже в единственном относительно беспроблемном Гран-при Португалии в него въехал Кими в конце первого круга (и №99 еще подфартило на отсутствие последствий).
На первом этапе сезона Тонио отвоевал потерянную в начале заезда позицию на рестарте у напарника, а затем потерял семь секунд в хаосе, организованном командой на пит-стопе. Итог – 12-е место (позади Кими, именно из-за потери времени). В Имоле он сперва вылелел в первом сегменте квалификации из-за помехи со стороны Мазепина в финальной попытке, в гонке пробился на 9-е – но отправился на дополнительный пит-стоп из-за застрявшей в заднем тормозе пленки с визора шлема.
Гран-при Испании – еще одно невезение, на сей раз совершенно фантастическое: на пит-стопе шину спустило еще до того, как колесо установили на ось болида. Минус 12 секунд, рассчитанная заранее стратегия и один из комплектов полезных «медиумов» – в итоге Джовинацци финишировал 15-м, хотя до остановки боролся за очковую зону.
Тяжкий выбор «Альфа Ромео»: Райкконен или Джовинацци в менторы к русскому Шварцману. Правда, Роберт может и не получить место в «Ф-1»
Полгода назад в тексте о продлении контракта с Тонио я связал предположения о причине решения Скудерии с надеждой как раз на будущий прогресс – и потенциальную замену Кими.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/3a/e21c887d047e3a76f02059ab9c260.jpeg?f=webp&q=90)
«Почему же тогда «Феррари» все равно дала третий шанс именно №99? Возможно, в Маранелло еще надеются на его прогресс – и тогда итальянская система получит ментора, прошедшего через максимальное количество трудностей становления молодого гонщика. Опыт такого напарника точно пойдет на пользу и Роберту Шварцману, и кому угодно другому – все-таки вряд ли Райкконен продолжит после введения нового регламента в 2022-м.
Именно потому Скудерия и вкладывается в раскрутку и поддержку Джовинацци – в Маранелло приняли долгосрочную стратегию и не стремятся к сиюминутным реактивным решениям, которые не обещают моментального улучшения команды и всей системы подготовки пилотов».
Похоже, план «Феррари» сработал: Тонио в самом деле использовал шанс и превратился в крепкого гонщика «Формулы-1». Но выступления Райкконена и стартовый провал Шварцмана в «Ф-2» все запутали: Роберт прямо сейчас не выглядит кандидатом на повышение, и менять Кими в таком случае нет принципиальной нужды. Конечно, в запасе «Альфа Ромео» по-прежнему сидит Каллум Айлотт – но спонсорского потенциала у британца так и не появилось, и перспективы его дальнейшего развития после возможного повышения по-прежнему туманны. Потому вице-чемпион «Ф-2» (жестко и печально, но все-таки) в данный момент бесполезен и для «Заубера», и для «Феррари».
Намного логичнее было бы попробовать в Гран-при взлетевшего в топ-3 общего зачета главной молодежной серии Тео Пуршера. 17-летний парень в прошлом сезоне порвал «Ф-3» (две победы, два поула и второе место в тотале), до этого выиграл сверхконкурентную немецкую «Ф-4» в новосозданной команде Ральфа Шумахера, а сейчас сенсационно выступил в Монако. У него явно прослеживается потенциал на титул лучшего действующего французского гонщика мира – и потому продвижение на место Райкконена в случае провала Шварцмана выглядит логичнее метаний от Кими к Айлотту.
И при любом решении «Феррари» и «Заубера» сохранение Джовинацци на четвертый сезон уже не покажется невероятно странным: итальянец сполна использовал третий шанс и выгрыз себе место в пелотоне. Теперь Тонио есть что предъявить потенциальным работодателям и помимо связей со Скудерией.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/e9/1aa7a535443edabd4b7cf990b4c25.jpeg?f=webp&q=90)
«Только некоторые люди знают, когда ты достигаешь лучшего возможного уровня в том, что делаешь, – поделился №99 в интервью The Race. – Я чувствую огромную поддержку и со стороны «Феррари», и со стороны «Альфа Ромео» – они знают, что со мной происходит, и как я развиваюсь как пилот. Все важнейшие люди знают».
Хотя впереди еще 18 Гран-при – у Кими полно времени для ответа.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency, Panoramic/Keystone Press Agency, Dppi/Antonin Vincent; Gettyimages.ru/Dan Istitene, Joe Portlock
Вернее всего два человека. Во-первых, это Риккардо Гелаэль, отец небезызвестного Шона Гелаэля с которым Антонио подружился ещё в картинге и затем отец Шона (совладелец индонезийского отделения KFC) финансировал карьеры обоих гонщиков. Спонсором Джовинацци Гелаэль является с 2011 года. С тех пор они так парой и прошли по младшим формулам. Интересно что даже в GP2, где они выступали за разные команды: Антонио стартовал за команду Prema вместе с Гасли, а Гелаэль ездил с Эвансом за Pertamina Campos комбинезоны у них были абсолютно одинаковые, словно выступали они за одну команду.
https://i.pinimg.com/originals/3b/e1/69/3be16970e92915304cfa6bc0da0db7ee.jpg
Вторым человеком который поддерживает карьеру Джови является его агент Энрико Дзанарини (Enrico Zanarini). Он был менеджером Ирвайна, Физикеллы и Льюцци. Кроме того некоторое время он работал в Alfa Romeo и знаком как с топ-менеджментом туринской компании, так и с людьми из FCA (Fiat Chrysler Automobiles), куда входят и Ferrari, и Alfa Romeo. Правда, стоит отметить что президентом и Ferrari и Alfa Romeo является Джон Элканн.
«Альфа Ромео»... догнал по чистой скорости «Альпин» (бывшую «Рено») и «Астон Мартин».
Это не так. Альпин и АМ впереди по скорости.
"И теперь быстрейшим гонщиком в спартаковских цветах выглядит не 41-летний чемпион 2007-го Кими Райкконен, а менее раскрученный напарник Айсмена Антонио Джовинацци"
Финишировал в одной гонке впереди Кими, и уже быстрейший... Чо-то как-то рано ))
"именно усилиями 27-летнего итальянца «Альфа Ромео» и набрала единственные баллы в сезоне"
Там есть поправка на первые очки команды, набранные Кими. Отобранные усилиями ФИА. Так что "усилия итальянца" не такие и могучие на фоне финского ветерана )
Из всей стать понять можно только одно. АР забила на Кими, и переключила своё внимание на Джовинацци. Заголовок про "выдавливает, и быстрее Кими" натянут.
Но вернёмся к гоночной команде Alfa Romeo. Кому принадлежит она? Да изначально заключённое на два сезона (2019 и 2020-й) соглашение между Sauber и Alfa Romeo продлено но пока до конца 2021 года, однако следует помнить, что права собственности, структура управления и гоночная лицензия по-прежнему принадлежат Sauber’у или иными словами принадлежат инвестиционному фонду Longbow Finance SA. Получается просто Alfa Romeo арендует гоночную команду и никаким образом не может распоряжаться ей в долгосрочной перспективе.
Теперь что такое Longbow Finance? Это швейцарский инвестфонд с уставным капиталом около 1 миллиона швейцарских франков, который выкупил доли Петера Заубера и Мониши Кальтенборн и стал единоличным обладателем команды Sauber. Кому принадлежит этот фонд на самом деле. Есть информация что собственниками этой компании (на самом деле "Рога и копыта") являются шведские бизнесмены Финн Раузинг, Стефан и Карл-Йохан Перссоны (Finn Rausing, Stefan Persson и Karl-Johan Persson). Изначально скандинавские миллиардеры покупали эту "игрушку" для продвижения карьеры Маркуса Эрикссона, но похоже быстро разочаровались в своих инвестициях - талант земляка не впечатлил, и чтобы не нести слишком большие убытки решили просто сдать в аренду этот рисковый актив, тем более Элканну требовался полигон для прокачки скилла Леклера.
Что дальше? Вопрос ну-у-у-у очень интересный. И ответ на него следует искать в пожеланиях шведских хозяев швейцарского фонда и серьёзности намерений транснациональной корпорации Stellantis. Захочет ли сеньор Элканн создать полноценную дочернюю команду под Ferrari (и раскошелится на покупку актива) или шведы будут развивать команду в другом направлении пока неясно.
P.S. Ну и по поводу статьи. Конечно смешно читать, что Джови это так, а Шварцман суперюниор. Джови куда более уверенно выступал в Ф2 - чем "суперюниор".
Такие басни рассказывают постоянно. Сегодня пилот топ, а завтра середняк. Так не бывает. Если он среднего уровня, то едет средне на машинах разного уровня. Но топы на лучших болидах выжимают соки, чего не сделает середняк. На ведре сколько не жми что-то толковое всё равно не выйдет. Вот диванным и кажется что все середняки кто на говномашинах едет. Будет чуть тачка получше и Кими, Алонсо,, Феттель и другие чемпионы покажут себя. И не раз показывали раньше.
Кими Райкконен
11, 13, 20, 12, 11
Антонио Джовинацци
12, 14, 12, 15, 10
Используем логику.
Антонио опередил Кими по ходу чемпионата в 2 гонках из 5. Альтернативная математика победила. Рубанков в своём стиле.
Джовинации тянут за уши, а он всего разок опередил главного пенсионера Ф1, тифози плак плак
теперь инженеры итало-швейцарской команды реально удивлены реальным Тонио.
"Передний мост" болида ф1 и "реальный реальный" - хорошие тезисы для написания очередной пародии, где мосты машин ф1 были в мечтах незадачливых писак реальнее самых суровых реалий современности. Жаль Александр Иванов давно не пишет.
продвижение на место Райкконена в случае провала Шварцмана выглядит логичнее метаний от Кими к Айлотту - место Кими под угрозой, его может занять ещё кто-то в том числе и сам Райкконен - три пишем два в уме. Это вообще полнейший абзац, кого бы на чьё место не продвигали.
Статья просто набор фактов с домыслами в пользу Джови на фоне временных неудач Райкконена. Кто только его не побеждал в квалификациях, что не помешало финну стать ЧМ.
Он в квалах лучше Кими.
В гонках хуже.
Гонки важнее квал всегда.
Про "доказательства" не я писал, а Рубанков в статье. Вот у него и спрашивай.
То есть я считаю, что в первый свой сезон в Заубере (нынешняя Альфа Ромео) Кими показал себя так, что его посреи сезона подписала топ команда.
А Джовинацци третий сезон и в 27 лет гоняет в команде аутсайдере.
Так что да, стартовые условия у них были одинаковые )
Кими, проводя 3-ий полноценный сезон в ф1, стал вице чемпионом, и чуть у Шумахера не отобрал титул, если что ))
Джови сейчас выглядит лучше, чем 2 года назад. То есть он даже в 20-м году ехал лучше допустим Рассела. То есть "ниже среднего" то не про Джови.
Но до Кими Антонио пока не дотягивает. Ну ничего, время у него ещё есть )
То есть ты считаешь, что они в одинаковых условиях? Плох тогда Райкконен раз Джовинацци при равных возможностях переиграть не может.