15 мин.

Квят вернулся в «Формулу-1». Он должен изменить подход к гонкам

Чтобы снова не вылететь.

С началом осени слухи о возвращении Даниила Квята в «Торо Россо» принимали все более реальные очертания: первыми факт переговоров подтвердили руководители гоночной программы «Ред Булл» (Франц Тост, Кристиан Хорнер и Гельмут Марко), затем эксперт голландского канала Ziggo Sport и бывший пилот австрийской системы Роберт Дорнбос заявил о достижении принципиальной договоренности между сторонами, а следом о заключении соглашения между гонщиком и «Торо Россо» рассказали репортер ВВС Дженни Гоу и неплохо осведомленный английский телеканал Sky Sports. 

Главной частью головоломки стало интервью доктора Марко на Гран-при Сингапура для Sky Italia: он подтвердил рассмотрение «Кубицы, Джовинацци и Квята» и пообещал огласить решение в конце сентября в Сочи. Намек всем болельщикам был более чем понятным. Финальным аргументом в пользу теории о возвращении Квята стало объявление о сотрудничестве пилота с Николя Тодтом – сыном президента ФИА и одним из лучших менеджеров современных гонок, представляющим интересы Шарля Леклера, Фелипе Массы и трехкратного чемпиона туринговых гонок Хосе-Мария Лопеса. Француз точно не стал заниматься бы Квятом без уверенности в успехе.

Как и обещал Марко, подтверждение пришло на Гран-при России: Квят официально вернется в гонки «Формулы-1» в 2019 году.

Машина «Торо Россо» будет больше похожа на «Ред Булл»

За месяц обсуждений кандидатуры Даниила дочерняя команда «Ред Булл» успела рассказать об интригующих изменениях в конструкции болида для следующего сезона. Дело в техническом директоре «телят» Джеймсе Ки: в конце текущего сезона он уходит в «Макларен», и это затронет философию создания болида «Торо Россо». Например, по словам Марко, Ки по непонятным причинам всегда выступал за разработку собственных деталей и не хотел брать любые решения с болида старшей команды (даже корпус покупной коробки передач), но после перестановок в техштабе и перехода материнской конюшни на моторы «Хонды» все изменится.

«В следующем году у нас будет одинаковая задняя часть [по сравнению с болидом «Ред Булл»]: мотор, коробка передач и подвеска, – признался босс «Торо Россо» Франц Тост. – Все, что только разрешено правилами. Это довольно много, потому что в заднюю часть машины входит и гидравлика, и электроника, и прочие подобные вещи. Внутренние части передней подвески тоже войдут в это число, но не внешние».

Таким образом машина младшей команды приобретет очертания одного из шикарных творений Эдриана Ньюи и почти наверняка станет быстрее. Опыт подобного сотрудничества в пелотоне уже есть: взаимодействие «Хааса» и «Феррари» подарило американцам фактически четвертый по скорости болид пелотона. «Торо Россо» получит реальный шанс догнать соперников в 2019-м.

В таких условиях возвращение Квята принимает особый смысл даже при отсутствии каких-либо дальнейших перспектив. Он сможет регулярно бороться за очки и наслаждаться гонками, но для дальнейшего использования второго шанса на полную катушку пилоту из Уфы придется здорово измениться.

Что нужно делать, чтобы удержаться в «Формуле-1» надолго?

Не устраивать аварии на первом круге

«Торпедная» репутация пришла к Даниилу не на пустом месте: он не раз и не два безбашенно атаковал соперников на стартах гонок, что выливалось в аварии и штрафы. Причиной было давление со стороны руководства, требовавшего от неопытного парня агрессии и хорошего темпа. Однако на первом же круге гонку можно только проиграть — а потому с необоснованным риском Даниилу стоит завязать.

Сейчас обстоятельства окажутся на его стороне: свершений в стиле всех остальных гонщиков «Ред Булл» уже не ждут – следовательно, не останется причин для опрометчивых блицкригов. Квяту больше нечего терять, так что если он и правда стал спокойнее за последний год — у него все получится.

Не заезжать в барьеры на остальных кругах

Помимо аварий на стартах Даниил несколько раз разбивал машину и по ходу других частей дистанции. Например, на Гран-при США 2015 года он задел колесами болида астротерф и отправился в отбойники, а в Сингапуре в 2017-м слишком поздно нажал на тормоз во время дождевой гонки, заблокировал шины — и закончил в стене.

Обе данные ошибки обычно допускают новички «Ф-1», сверх меры старающиеся показать себя и срезать еще чуть-чуть времени с круга. И Квят на «Трассе Америк» как раз откатился в конец топ-10 после блестящего дождевого начала, а на «Марине-Бэй» впервые за долгое время забрался в очковую зону и очевидно хотел большего. Что ж, подобные просчеты прощаются дебютантам, но никак не гонщикам с четырьмя сезонами за плечами — лучше больше никогда так не делать.

Всегда хвалить команду и улыбаться

В последний год в «Торо Россо» Квят сильнее всего запомнился публике по мрачному выражению лица, односложным интервью в стиле «да отстаньте от меня побыстрее» и гениальным сообщениям по радио вроде «как мне надоело это дерьмо». Конечно, не самую маленькую роль в создании депрессивной обстановки сыграли постоянные технические проблемы с болидом, но дальновидные гонщики предпочитают не выносить подобные эмоции на публику и пытаются подбодрить свою бригаду через прессу. Конечно, случаются и исключения вроде ярких высказываний Фернандо Алонсо о моторах «Хонда», но они же и привели испанца к отсутствию предложений из стана топ-команд и проблемам с переходом в «Индикар».

Даниилу стоит принять собственное прошлое и опыт «Макларена» на вооружение и не выставлять свой коллектив виновным во всех неудачах. Прямо скажем, здесь одному российскому пилоту есть чему поучиться у другого — Сергея Сироткина из «Уильямса». Москвич даже после самых адских фэйлов команды умудрялся сдерживаться и не включать режим «все пропало» – и к концу сезона белый болид наконец превратился в нечто отдаленно напоминающее машину «Ф-1». Более того, по по словам Клэр Уильямс и Падди Лоу из начала сезона можно предположить, словно Сироткина и взяли в конюшню благодаря способности быстро выстраивать положительные отношения с инженерами и механиками — так что Квяту точно не стоит игнорировать данный аспект гоночной жизни.

Чуть больше публичности не помешает

Пожалуй, многим зрителям «Матч-ТВ» запомнился диалог между Алексеем Поповы и пониженным в «Торо Россо» пилотом перед квалификацией к Гран-при Испании 2016 года: бессменный комментатор «Ф-1» в РФ показал Даниилу результат опроса подписчиков своего твиттера о справедливости рокировки «Ред Булл». Пилот из Уфы с непередаваемой интонацией в стиле «да ты поехавший!» ответил, что ему все равно.

Прошло больше двух лет. Квят успел вернуться, Попов завел канал на ютубе и регулярно выкладывает туда бесчисленное количество записей и мини-репортажей с трасс. Также Алексей регулярно общается на камеру с Сергеем Сироткиным — осталось только надеяться на увеличение количества подобного рода разговоров и с гонщиком «Торо Россо». Кажется, будет очень весело.

Всегда использовать шлем с торпедой

Как бы Квяту ни хотелось, ассоциация с самодвижущимся боевым снарядом приклеилась к нему намертво. На самом деле, здесь нет ничего плохого: любая гоночная самоидентичность всегда хороша для любого пилота, потому как делает обладателя узнаваемым и популярным среди фанатов.

К счастью, Даниил проявил достаточно самоиронии и представил по-настоящему крутой шлем для последней на данный момент домашней гонки.

Думается, схожий дизайн и на всех остальных Гран-при только добавит ему баллов в глазах мировой аудитории, ищущей подходящую для своих симпатий личность.

Потребовать опытного гоночного инженера. Хотя бы не новичка

Некоторые эксперты связывают слабые выступления Квята в последние сезоны за «Торо Россо» не только со слабым пилотажем и постоянными выматывающими техническими проблемами. На результаты сильно влияет и работа гоночного инженера — Даниилу после возвращения в младшую команду концерна «Ред Булл» выдали новичка Пьера Амлена. Раньше француз работал помощником Марко Матассы — инженера Квята в 2014 году, но сольную должность Амлен ощутимо не потянул. К тому же в 2017-м его отвлекала беременность жены (из-за чего он пропустил Гран-при Малайзии и Японии) — вероятно, ожидаемая прибавка в семействе влияла на результаты его труда.

Косвенно данную теорию подтверждает неплохой Гран-при США в исполнении Квята, проведенный под руководством все того же Матассы, в то время как Амлен с тех пор работает с Брендоном Хартли — и у новозеландца за 20 заездов тоже набралось лишь три по-настоящему хороших (и два попадания в очки).

Марко с тех пор успел перейти в «Феррари» (именно с его приглашением и связывали последующее подписание Даниила на должность пилота развития), так что вновь поработать со старым знакомым гонщику из Уфы не удастся. Но все равно стоило бы попросить себе сильного гоночного инженера — и желательно на сей раз не новичка.

Добиться пункта о драконовских отступных

Гельмут Марко с легкостью выгнал Квята из системы «Ред Булл» еще и по причине отсутствия всяких сдерживающих факторов. Недаром такое сотрудничество сравнивают со сделкой с дьяволом: австрийский концерн получает полный карт-бланш на все карьерные решения, и легко расстается со всеми хотя бы немного неугодными.

Однако теперь Даниил находится в другой ситуации: он больше не тинейджер перед лицом единственного шанса пробиться в мир «Ф-1». Теперь он находится в более устойчивой и спокойной ситуации, а потому вполне может потребовать серьезных отступных за повторное досрочное расторжение договора. Возможно, и сам гонщик почувствует себя немного защищеннее после добавления в соответствующие места внушительных сумм с хотя бы шестью нулями.

Придумать ритуал на удачу и совершать его перед каждым заездом

Помимо личных ошибок и параллельных добротных выступлений главных конкурентов за кокпит «Ред Булл» и «Торо Россо» стоит признать: Квяту просто катастрофически не везло. Не фартило с моментом дебюта за основную команду после всего сезона в «Ф-1», не посчастливилось оказаться среди целой кучи талантов (Ферстаппен, Сайнс, Гасли — теперь же в австрийской системе нет вообще никого), но больше всего не сложилось с контролем болида 2016 года — главной причиной понижения из «Ред Булл» по мнению руководителя команды Кристиана Хорнера.

В «Торо Россо» россиянину продолжило не везти с регулярными поломками и мелкими трудностями — в результате ситуация лишь все больше давила на Даниила. Теперь же ему лучше бы позаботиться о дружбе с фортуной заранее и завести себе какой-нибудь постоянный «леприконский» ритуал — даже если сам уфимец и не верит в удачу, то хотя бы попытается добавить себе немного спокойствия.

Узнать у отца своей девушки о борьбе с давлением в «Ф-1»

Когда Ромен Грожан допускал результативные ошибки почти на каждом Гран-при, ему помогли услуги психолога. Француз перестал врезаться во всех подряд и даже 10 раз поднялся на подиумы. К сожалению, Квяту такой вариант не подойдет: по рассказу Олега Карпова в книге о Данииле, гонщик из Уфы еще в молодежных сериях хотел пойти тем же путем, но доктор Марко оказался ярым противником подобных практик.

Однако у отца девушки Квята, трехкратного чемпиона «Ф-1» Нельсона Пике, есть пара трюков по избавлению от излишнего давления. Вот что о бразильце писал в книге «Моя Судьба» великий австрийский гонщик Ники Лауда.

«Именем Нельсона Пике я могу ответить на вопрос, кого считаю лучшим гонщиком в мире. У него есть все, что нужно чемпиону: незаурядность и внутренняя открытость, концентрация на главном, ум, сила и быстрота. Он практически не делает ошибок, он все время быстр, все время в форме.

Сначала Нельсон загадал мне загадку. Он рассказывал только о том, как сидит на своей лодке, рыбачит, ныряет, плавает, и как это прекрасно — целый день ничего не делать Мне было совершенно непонятно, как человек может развивать способности и совершенствоваться в своей дисциплине, если он неделями делает совершенно противоположное — а именно, ничего. Спокойствие и естественность, с которыми Нельсон отделяет свою сильно концентрированную и насыщенную профессиональную жизнь (как гонщика) от личной, вызывали у меня серьезные размышления. Со времени моего переезда на Ибицу и для меня многое стало более свободным и «приватным», и Нельсон был мне в этом примером. Недостижимым примером, конечно, поскольку он совсем другой человек, чем я».

Похоже, Даниилу стоит взять несколько уроков расслабления у легендарного бразильца.

Узнать у Сайнсов безболезненные пути отхода

Испанский новобранец «Макларена» стал первым гонщиком «Торо Россо», отпущенным из концерна в другую конюшню «Ф-1» без единой гонки за основную команду. Двух предыдущих героев в лице Себастьяна Феттеля и Дэна Риккардо освобождали только после минимум четырех сезонов в составе «быков» и парочки побед, а Витантонио Льюцци вообще дебютировал именно в «Ред Булл». Молодежь же с самого момента создания младшей команды направлялась либо в запасные, либо сразу в другую серию.

Таким путем к славе пришли Скотт Спид (трехкратный чемпион Global Rallycross), Cебастьян Бурдэ (победитель «Дайтоны» и пяти гонок «Индикара»), Себастьян Буэми (победитель «Ле-Мана» и чемпион «Формулы Е») и Жан-Эрик Вернь (еще один чемпион электросерии). Квят тоже может отправиться той же дорогой, но если ему интересно попретендовать на место в другой команде «Ф-1» (поскольку кокпиты в «Ред Булл» заняты на долгие годы вперед) — ему лучше поучиться дипломатии у династии испанских гонщиков.

Набрать больше пяти очков за сезон. Любыми способами

Сейчас именно такая цифра заработанных в последнем году баллов красноречиво символизирует результаты Даниила в Гран-при. Единственный способ изменить мнение о себе — напомнить о способности регулярно и без проблем заезжать в топ-10 при наличии соответствующей техники.

В то же время цель и вовсе должна заключаться в завоевании такого же количества очков, что и Гасли с Сайнсом и Ферстаппеном в свои сезоны за «Торо Россо»: от 28 до 54.

Победить напарника

Даниил лишь раз за всю карьеру в «Ф-1» превзошел товарища по команде в личном зачете. Им стал сам Даниэль Риккардо — пусть разрыв в три очка (95-92) оказался возможным во многом благодаря постоянным техническим проблемам на болидах австралийца, гонщику из Уфы как раз и нужно вспомнить о своих способностях использовать проблемы напарника в свою пользу.

Достаточно посмотреть на статистику, чтобы понять: Квят вовсе не разбил победителя Феттеля в совместном сезоне. В квалификациях Медоед оказался быстрее со счетом 12-7, чаще бывал впереди (536 кругов против 430) и дважды побывал на подиуме против одного у россиянина — однако даже при таких раскладах Даниил выиграл по совместным финишам (8-6) и заработал больше очков. Именно такая стабильность и потребуется Торпеде при новой попытке.

В то же время Квята не должна беспокоить личность нового напарника. Подпишут во второй кокпит освобожденного из «Мерседеса» Паскаля Верляйна, примут ли в программу Мика Шумахера или протащат в «Ф-1» через азиатскую «Ф-3» Дэна Тиктума — гонщик из Уфы должен побеждать любого, если хочет напомнить о себе и всем остальным командам пелотона.

Хоть раз опередить старого соперника

Даниэль Риккардо начнет 2019 год в составе принципиального с недавних пор для всего концерна «Ред Булл» соперника в лице «Рено». Нынешний лидер «Торо Россо» Пьер Гасли аж четырежды финишировал впереди французов — и Квяту предстоит продолжить его дело. Тем более, что у россиянина как раз есть отличный положительный опыт подобных подвигов на равной технике — а в следующем сезоне из-за постоянных проблем «желто-черных» с мотором пока неясно, чья машина окажется в конечном счете быстрее.

В любом случае Квяту достаточно будет хотя бы пару раз закончить квалификацию или гонку выше Риккардо — доктор Марко и другие работники «Ред Булл» такое точно оценят.

Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox; globallookpress.com/Hoch Zwei (2,3,8), imago/Crash Media Group; Gettyimages.ru/Lars Baron; facebook.com/kellypiquet; globallookpress.com/James Gasperotti/ZUMA Wire