6 мин.

Кибер-допинг - миф или реальность?

 

Это было несколько лет назад. Перед самым началом матча чемпионата Gillette OSL корейский прогеймер Silent_Control на вопросы ведущих о старте игры отвечал отрицательно. Было видно, что ему плохо, он пытался перебороть недомогание, но в итоге неожиданно поднялся с кресла, и рухнул, потеряв сознание перед компьютером. Сотрудники студии подхватили прогеймера на руки и увезли в госпиталь, где выяснилось, что у игрока случилась пневмония от недостатка отдыха и питания, а также нервное истощение. Этот инцидент привлек внимание к здоровью прогеймеров и тому, насколько тяжелы и изнурительны их тренировки.

Спортивная медицина, наверняка взяла свое начало после того, как кто-то получил серьезную игровую травму. Как в той самой старинной русской пословице про гром и крестящегося мужика. Нюансы жизнедеятельности организма профессионального спортсмена, его режим, специфические травмы - все это заставило "общую" медицину отпочковать особое направление - спортивное. В компьютерном спорте все происходило точно также. Инцидент с Silent_Control′ом дал толчок к зарождению абсолютно нового вида медицины - киберспортивной.

Было бы глупо утверждать, что профессиональная игра в компьютерные игры не вредит здоровью. Однако точно также глупо спорить с тем, что занятия любым видом спорта на профессиональном уровне здоровью также не сулят ничего хорошего. Ведь большой спорт - это не физкультура. Это мир ежедневной боли, травм, повреждений, нормированного графика и сверхнагрузак во время игр и тренировок. Киберспорт, как профессиональная деятельность - не исключение.

У КОГО ЧТО БОЛИТ

Основной удар во время постоянных тренировок за монитором переносят, конечно же, глаза. Постоянное игровое напряжение, необходимость ежесекундно учитывать меняющуюся ситуацию на мониторе и адекватно реагировать, многочасовые тренировки - все это ведет не только к неизбежной потере качества зрения, но, в редких случаях, к более серьезным недугам, связанным с отслоением сетчатки.

В частности, несколько месяцев назад было сделано несколько глазных операций ветерану корейского прогейминга FirebatHero в том числе с лазерной коррекцией зрения. А буквально на днях, в конце сентября, схожую операцию на глаза перенес первый номер ведущего корейского рейтинга KeSPA Jaedong, у которого до этого очень сильно упало зрение.

Подчеркну, что это единичные примеры. Среди моих знакомых в киберспортивной среде среди топовых игроков России нет ни одного человека, кто бы пожаловался на зрение. Скорее всего глазные недуги - это врожденная предрасположенность, усиленная безусловно негативным излучением монитора. Ведь на глазные операции ложатся в подаляющем большинстве как раз-таки не геймеры и не прогеймеры, а обычные люди, страдающими из-за плохого зрения.

Второе профессиональное заболевание я, честно говоря, не знаю, как правильно называется. Выражено оно в появлении хронической "мозоли" на тыльной стороне запясться правой руки из-за постоянных нагрузок на кистевой суствав при работе с мышкой. Вот снимок моей руки. В принципе, если вы постоянно работаете с компютером посмотрите на свою правую руку - у вас это тоже должно быть, только не в такой выраженной форме.

Где-то год назад у меня здорово заболела правая кисть: постоянные ноющие боли в запястье, не мог, например, сесть и опереться на правую руку - сразу возникала ощутимая боль. В ходе консультаций с киберспортивной средой выяснилось, что это прямое продолжение этой болячки, которая появляется в виде хронической мозоли, а кое-кто даже ходил на физиотерапию, чтобы избавиться от неприятных ощущений. После этого я на неделю радикально снизил игровую деятельность, а потом и вовсе "реал" захватил, поэтому у меня все прошло само собой.

Не хотелось бы ударяться в такие банальные вещи, как недосып, нервное напряжение и плохое питание. В моем понимании как раз эти вещи - не профессиональные заболевания киберспортсменов, а просто результат отсутствия дисциплины у игроманов. Это надо четко разделять. Как, например, и трагические случаи, когда и в Южной Корее, и в Китае некоторые "особо одаренные" игроманы, сидевшие за игрой по 36 часов и более, погибали от истощения. Да, были и такие случае, за игрой "Диабло2". Нет, смерть человека, тем более молодого - это всегда трагедия, но надо понимать, что игры как таковые тут не при чем. Нужно уметь и вовремя состредотачиваться, и вовремя отдыхать, жить, работать, учиться. Как, например, сделал я в случае с кистевым суставом - сразу бросил игру и никаких игроманских "ломок" у меня не было.

Кстати, после случая с Silent_Control′ом корейский прогейминг полностью пересмотрел свое отношение к быту геймеров. Теперь, помимо всего прочего, они несколько раз в год проходят медкомиссию, которая допускает игроков к киберспорту. Были введены обязательные программы отдыха для прогеймеров с выездами на природу, сменой обстановки, работой в фитнесс-центре. За исполнением этих медицинских предписаний строго следят на самом высоком уровне. Это все ни что иное, как зачаточное состояние совсем нового вида медицины - киберспортивной, которая уже дает свои плоды.

И ТУТ ДОПИНГ?!

В последние годы очень много появилось информации о так называемых "таблетках для киберспортсменов". Лично я слышах такие названия, как FpsBrain, Blueberry, DHA. Еще раньше, году в 2004-м мимо меня также проходила информация о кибер-допинге. Что тут можно сказать? Ну во-первых производители этих пилюль заявляют, что это просто что-то типа витаминов или энергетически активных добавок, основанных на естесственных, а не химических продуктах. То есть что-то типа Centruma для геймеров, что позволяет лучше концентрироваться, улучшить скорость реакций. Таким образом, это не химически-активные препараты, а значит допингом, по сути, их считать и нельзя. Вообще все это выглядит как слабая попытка заработать на теме киберспорта и не более. И это во-вторых.

Вообще же во время lan-чемпионатов, то есть турниров в реале, в компьютерных клубах, геймеры часто пьют разнообразные энерегетики. Отношение к ним двоякое - я думаю многие выпивали большую банку Адреналина и чувствовали потом себя не очень. Серьезно играть после этого также невозможно - возникает перенапряжение, и эффект "трясущихся рук". Алкоголь и киберспорт вещи также несовместимые. Нет, по собственным наблюдением и опыту знаю, что, например, банка или две пива напрочь отключают предыгровое волнение, что немаловажно, однако, сильно влияют на реакцию и точность действий, что в критические моменты подводит, и игра проиграна.

Самые "нормальные" киберспортсмены не пьют никаких пилюль, алкоголя, энергетиков - а просто колу или пепси. В них достаточное содержания кофеина для продуктивной мозговой деятельности (аспекты вымывания кальция из организма в данном контексте нас не интересуют), заедают газировку плиткой шоколада - известно, что шоколад также благотворно влияет на самочувствие, вызывает "оживление" организма.

Питание во время серьезного турнира - на самом деле очень важный аспек. Игроку очень высокого игрового уровня, чтобы дойти до финала порой приходится за день отыграть 20, а чаще и больше партий. При этом очевидно, что чем ближе финал, тем сильнее противники, тем явственнее к тому времени чувствуется общая усталость. На моей практике несколько чемпионатов заканчивались 11 часов вечера, а иногда переваливали за полночь.

Таким образом умение заботится о себе, о своем здоровье и организме - одна из неотъемлемых частей деятельности серьезного киберспортсмена. Причем львиная доля ответственности за это, а значит за конечный результат лежит на самом игроке, что, опять же подразумевает особые требования к самому себе, к своей дисциплине...

... А SilenT_Control, кстати, после того инцидента выздоровел, полежав неделю в больнице. Его соперник - GoRush - благородно отказался от технической победы и переиграл с ним матч. SilenT_Control не только победил и прошел дальше, но в том году добрался до полуфинала лиги. За что ему большой геймерский "респект".

аываоывдаодывдаыводажоывплыплдодажлопва пкап