11 мин.

Самые высокие зарплаты в Европе

Оно, конечно, деньги в хоккей не играют – эта максима уже успела и в зубах застрять, и оскомину набить. Но, как сказал классик из классиков, без денег шагу нельзя ступить. И, добавим мы, в хоккей поиграть. Интерес к спортивной экономике большой, европейский хоккей в этом отношении исключением не является – напротив, в свете экспансионистских устремлений КХЛ интерес к тому, сколько денег крутится вокруг клюшки и шайбы в Европе, только растёт. «Общество Белого креста» в меру своих скромных сил решило утолить жажду знаний. Сегодня мы поговорим о финансовом положении NLA.

Каждый нынче может сгонять в Википедию, но, чтобы не утомлять читателя излишней беготнёй, начнём с общих сведений, в той или иной степени касающихся темы дальнейшего разговора.

Швейцария: экономико-географическая справка

Население: ~7,8 млн. человек.

Площадь: 41 284 км

Плотность населения: 180 человек на квадратный километр

ВВП на душу населения: ~ 67 000 долларов.

Столица: Берн (123 466 жителей, ~350 000 в агломерации)

Крупнейшие города:

Цюрих (385 468 жителей, ~ 1,11 млн. в агломерации)

Женева (191 237 жителей, 780 000 в агломерации)

Базель (169 692 жителя, ~ 830 000 в агломерации)

Лозанна (125 885 жителей, 317 000 в агломерации).

Национальная валюта: швейцарский франк.

1 доллар США ~ 0,8 швейцарских франка

1 евро ~ 1,2 швейцарских франка

NLA для чайников

В высшем дивизионе чемпионата Швейцарии играет 12 команд – столько же, сколько в Швеции, но меньше, чем в Германии, Финляндии и Чехии (по 14 команд в сезоне 2010/2011). Команды разбиты на три дивизиона:

В регулярном чемпионате команды играют шесть матчей против соседей по дивизиону, и четыре игры с командами из других дивизионов – всего 50 регулярных игр, наименьшее значение среди стран большой пятёрки.

По итогам регулярного чемпионата восемь лучших команд разыгрывают чемпионское звание в трёх раундах плей-офф, все серии играются до четырёх побед. Четыре худшие команды играют плей-аут, так же до четырёх побед: проигравшие в первом раунде встречаются во втором. Определившаяся таким образом худшая команда NLA играет квалификационную серию до четырёх побед с чемпионом NLB. Победитель этой серии получает место в элите на следующий сезон. Особенностью швейцарского плей-офф является чередование гостевых и домашних матчей – расстояния позволяют.

50 spiel sind 6 zu viel

Нынешняя формула проведения чемпионата была введена в сезоне 2007/2008. До этого регулярка представляла собой гладкий четырёхкруговой турнир. Команды проводили по 44 матча, что на фоне других ведущих европейских лиг, где обязательная программа длилась от 52 до 56 туров, выглядело чересчур скромно. В итоге NLA, будучи второй по средней посещаемости, занимала только пятое место по посещаемости валовой. В последнем «коротком» сезоне игры регулярного чемпионата получили 1,47 млн. "просмотров" – в Чехии было немногим больше (1,59 млн.), зато три другие лиги ведущей пятёрки находились в районе отметки 2 млн.

Надо сказать, что реформа регулярного чемпионата вызвала недовольство болельщиков. Была даже организована целая протестная компания, во время которой на матчах вывешивались баннеры с надписью, вынесенной в подзаголовок – что в переводе на русский звучит как «50 игр – 6 лишних». Причиной протеста был неизбежный рост цены на абонементы.

Впрочем, баннерами дело и ограничилось. Деваться настоящим болельщикам было некуда, абонементы и билеты раскупались, средняя посещаемость в сезоне 2007/2008 практически не изменилась, лёгкое снижение (5540 против 5584 годом ранее) находилось в пределах погрешности. Ну а валовые значения, конечно же, выросли. Впрочем, обогнать Чехию в 2007/2008 не удалось – на четвёртое место в Европе Швейцария вышла только годом позже. Позор NLA, EHC Basel, собиравший меньше 2500 зрителей, наконец-то вылетел в NLB. Явившийся ему на смену ЕНС Biel в дебютном сезоне показал отличный результат: более 5000 человек в среднем на игре. Весной 2009 г. чемпионат Швейцарии наконец-то обошёл чешскую Экстралигу по общему числу зрителей.

Следующим позитивном сдвигом в этом направлении стало введение в строй новой арены EV Zug, состоявшееся осенью прошлого года. Благодаря этому NLA впервые стала лидером Европы по средней посещаемости.

Источник: swiss-hockey.ch

Естественно после общего обзора посещаемости и перед непосредственным обращением к вопросам денежным обозреть инфраструктурные возможности швейцарской лиги. Все основные сведения об этом – в табличке.

Источник: swiss-hockey.ch

По характеристикам арен клубы NLA делятся на три группы. В первую входят SC Bern и ZSC Lions. Причём на бумаге, по общей вместительности, PostFinanceArena, логово столичных «медведей», значительно превосходит дом «львов» (17 131 против 10 700). Однако все зрительские места Hallenstadion Цюриха оборудованы индивидуальными креслами, в Берне же две трети зрителей вынуждены стоять. Поскольку билет на сидячее место как минимум вдвое дороже билета «стоячего», возможности ZSC Lions в части пополнения казны  близки к таковым же возможностям SC Bern. Другое дело, что менеджменту «львов» не удаётся эти возможности толком реализовать.

Вторую группу команд составляют клубы, которым удалось обзавестисть небольшой, но современной ареной, в которой сидячих мест больше – такие, как, например, EV Zug или Rapperswil-Jona Lakers. И, наконец, есть третья группа, кормящаяся с не менее вместительных, но уже устаревших «стойл», где сидя смотрят хоккей только избранные.

Не очень официальные бюджеты

Швейцарская лига – единственная в Европе, на официальном сайте которой в профилях клубов содержатся сведения о бюджете. Впрочем, сведения эти содержатся не всегда, но, тем не менее, они позволяют получить первое представление о финансовых возможностях клубов Конфедерации.

Источник: swiss-hockey.ch

Таким образом, богатейшие клубы Швейцарии расходуют за сезон 15-17 млн. франков, беднейшие обходятся суммами вдвое меньше.

Доходы

В основе доходной части бюджета любого швейцарского клуба – поступления от продажи билетов. Цены высокие, билеты на стоячие места стоят порядка 25-40 франков, сидячие места обойдутся в 50-100 франков. Абонементы примерно в 20 раз дороже – при 25 домашних матчах в регулярке сезонная карта является не столько средством экономии, сколько возможностью гарантировать посещение игр. Впрочем, у большинства клубов абонемент даёт возможность посещения игр плей-офф или плей-аут.

Естественно, чемпионом по выручке от билетов является SC Bern – за год зрители доставляют в кассу 25-26 млн. франков. HC Davos в чемпионском сезоне 2008/2009 получил от зрителей 7,2 млн. франков. Fribourg-Gotteron в том же сезоне заработал 4 млн. SCL Tigers собирает на миллион меньше. Таким образом, "средний зритель" приносит обладателям "стойла" около 20 франков за посещение, в то время как клубы с современыми аренами получают от каждого визита в 2-3 раза больше.

Второй важной статьёй доходов является ресторанный бизнес. Тут опять лидирует SC Bern, делающий на «свадьбах, банкетах и похоронах» до 20 млн. Большинство команд получает по этой статье не более 2-3 млн. франков.

В общем,  чтобы обеспечить расходы хотя бы в 10 млн. франков, большинству команд приходится полагаться на спонсоров. EV Zug рассчитывал получить по этой статье 2 млн. франков в сезоне 2010/2011. Fribourg-Gotteron в сезоне 2008/2009 получил по рекламным контрактам 4,9 млн. франков,  HC Davos в том же кризисном году заработал на рекламе 5,7 млн. франков.

При этом  у клуба из Давоса есть ещё одна важная статья доходов – Kristall-Club, компашка элитных болельщиков команды. В ней числится всего полсотни VIP - но они приносят клубу более 2 млн. франков в год. С такими верными болельщиками можно не особо париться по поводу позорной для чемпиона посещаемости (в сезоне 2010/2011 средняя посещаемость игра HC Davos была девятой в регулярном чемпионате и восьмой, то есть худшей, в плей-офф). Другие клубы пытаются повторить затею, однако успехи их в этой области значительно скромнее.

Особым случаем NLA в течение двух сезонов был ZSC Lions. В 2008/2009 он дополнительно выручили 1,8 млн. франков за счёт Лиги Чемпионов, а осенью 2009 сорвали лимонный куш, выиграв Кубок Виктории.

Наконец, клубы получают дополнительный доход за счёт лиги – главным образом от продажи телевизионных прав. В минувшем сезоне эти выплаты составили 590 000 франков, на 27 500 франков больше, чем годом ранее.

Расходы

Тут, понятное дело, основная статья - зарплаты хоккеистов . SC Bern имеет самую тяжёлую платёжку, в сезоне 2010/2011 его игроки получили 12,7 млн. франков. Старается не отставать от Берна второй счастливый обладатель большого стадиона – ZSC Lions расходует на игроков основной команды порядка 10 млн. франков. HC Davos в сезоне 2008/2009 заплатил своим хоккеистам 8,6 млн. Порядка 7,5 млн. франков тратят на игроков EV Zug и Fribourg-Gotteron, 6,5 млн. расходует Rapperswil-Jona Lakers. А вот SCL Tigers обходятся суммой чуть более 1,5 млн. франков.

 В целом уровень зарплат в Швейцарии очень высок – примерно в 2 раза выше, чем в Швеции и Германии. Это касается как суммарных расходов клубов, так и персональных контрактов. Ведущие игроки получают от 400 до 700 тысяч швейцарских франков.

(Тут следует рассказать одну историю, которая заставляет чуть более осторожно относится к официальным сведениям, касающимся зарплат. Осенью 2006 г. в Швейцарии имел место скандал из числа тех, что называют громкими. Президента HC Lugano Фабио Ганьяни и генерального менеджера того же клуба Бита Кауфмана обвинили в том, что с 1 января 1996 г. по 31 декабря 2005 г. они не доплатили федеральных и местных налогов на 3,5 млн. франков, и ещё 1,5 млн. франков не донесли в социальные фонды. А недоплатили и недонесли потому, что всё это время игроки HC Lugano (в основном высокооплачиваемые легионеры) получали часть зарплаты в конвертах. Причём речь шла о нескольких миллионах франков в год. Суд признал Кауфмана и Ганьяни виновными, в итоге первый получил 14, а второй – 16 месяцев тюрьмы. В общем, быть может, реальные зарплаты в Швейцарии даже выше - хотя считать случай HC Lugano общим для NLA поводов вроде нет).

В общем, руководители швейцарских клубов не обижают игроков – впрочем, не обижают они и тренеров, и себя. Так, в Давосе общие расходы на тренеров и менеджемент составляют более 1,5 млн. франков. Во Фрибурге тренерский штаб стоит 1,2 млн. франков, а руководство – ровно миллион.

Расходы на системы подгтовки молодёжи так же измеряются семизначными цифрами. HC Davos тратит на шесть детских и молодёжных команд 1,2 млн. франков, общее число занимающихся при этом достигает 150. ZSC Lions так же имеет 6 молодёжных команд, однако в системе клуба готовится 900 детей и подростков, а общие траты достигают 3 млн. франков. Ещё 2,2 млн. франков уходит на фарм-клуб GCK Lions, по сути, молодёжную команду (средний возраст 21,4 года).

Активно инвестируют клубы и в развитие инфраструктуры. Причём речь идёт не только о строительстве новых  стадионов, но и о постоянной модернизации существующих – установка дополнительных кресел, расширение баров и VIP-лож, работа со светом и акустикой, всё это обходится в миллионные суммы.

Не так уж хорошо

Текст, вроде бы, выглядит заздравным – хотя на самом деле экономика NLA не пышет здоровьём. И причиной тому – самый упоминаемый в тексте клуб, SC Bern. Нетрудно заметить, что на финансовом поле команда из фактической столицы Швейцарии выигрывает у остальных с крупным счётом. Причём поделать с этим что-то сложно – едва ли хоть один клуб может позволить себе строительство стадиона на 15 000 мест, да и обеспечить 90-процентную заполняемость такой махины будет сложно. Однако в спортивном плане результаты иные – с начала тысячелетия SC Bern выиграл всего два титула. Причиной тому – упорное сопротивление других клубов, ввязавшихся в войну зарплат с «медведями». Пока остальные держатся, и чемпионат остаётся весьма непредсказуемым. Но в итоге даже HC Davos и ZSC Lions рады, если годовой баланс сводится «в ноль». Клубы из второй половины турнирной таблицы терпят убытки, которые могут достигать нескольких сотен тысяч франков. Как долго может продолжаться такая ситуация, и чем она закончится –  сказать трудно.

Решений предлагалось несколько. В частности, заходил разговор о сокращении лиги до 10 команд – ветерок дул из кабинетов хоккейного союза, среди руководителей клубов предложение не встретило никакого одобрения. Скорее, у многих есть желание увеличить лигу до 14 команд. Так же поговаривают о введении потолка зарплат – но тут всё упирается в швейцарские и европейские законы. Наконец, могло бы помочь расширение лимита на легионеров. Сегодня команды могут заявить на матч не более четырёх иностранцев, общее количество варягов на контрактах ограничено восемью. К чему это приводит, известно – рост «цены» местных игроков и активная миграция лучших аборигенов в богатые клубы. Точнее, клуб – на последнем ЧМ SC Bern был представлен в сборной сразу шестью игроками. Однако расширение лимита легионеров едва ли встретит понимание руководства федерации – Швейцарии не Швеция, и открытие границ может окончиться катастрофой для сборной.

Стоит, пожалуй, отметить ещё одну проблему – отсутствие по-настоящему хорошо управляемых хоккейных клубов в Лозанне и Базеле. Дело в том, что всё население страны сконцентрировано в пяти крупнейших агломерациях вокруг Берна, Базеля, Цюриха, Лозанны и Женевы (вот тут есть отличная иллюстрация). При этом крупнейшая, цюрихская, кормит аж четыре команды (ZSC Lions, Kloten Flyers, EV Zug, Rapperswill-Jona Lakers), три клуба «висят» на Берне (SC Bern, EHC Biel, SCL Tiges). А вот Лозанна и Базель представлены только в NLB. Успех команд из этих городов мог бы сильно повысить доходность NLA в целом. Во-первых, в Лозанне находится третий по вместимости хоккейный дворец Швейцарии (6000 сидячих, 3000 стоячих мест). Во-вторых, выход этих команд в NLA мог бы существенно повысить телевизионные рейтинги. Увы, всё это на сегодняшний день кажется маловероятным. Если HC Lausanne как минимум претендует на повышение в классе, то EHC Basel, как мы уже писали, был сравнительно недавно разжалован и сейчас является середняком NLB. И кто его знает, быть может, дело в том, что менеджером и спортивным директором клуба является недавно освободившийся Бит Кауфман?