9 мин.

Кавани: «Рад, что Эмери поверил в меня»

Из Неаполя в Париж. Он переехал из города, живущего футболом, во вселенную, в которой легко можно обойтись и без мяча. И если в начале Лоран Блан отправил его на скамейку запасных, то прошедший сезон «Матадор» завершил с 35-ю забитыми мячами, став одним из лучших бомбардиров европейских чемпионатов. Сам уругваец связывает свой успех с верой в него со стороны Унаи Эмери, а также собственной верой, несмотря на то, что он критически относится к религии: «Мне не нравится религия, поскольку она устанавливает правила. У меня собственное понимание веры».

Кавани

Давай начнем не со спортивной деятельности и поговорим о твоей жизни в Париже. Ты приехал из города, живущего футболом, и оказался там, где к нему относятся с гораздо меньшим энтузиазмом. Можно сказать, что у парижан другие интересы, хотя то же самое можно сказать и о тебе, так как ты изучаешь агрономию. Уже думаешь о том, что будешь делать после завершения карьеры?

В жизни каждого из нас наступает момент, когда ты становишься более зрелым и не можешь не задумываться о некоторых вещах. Открываются новые жизненные грани, гораздо более широкие. Сегодня я играю в футбол, я профессионал и стараюсь извлечь из этого максимальную выгоду, но я понимаю, что всему этому однажды придет конец, и это станет не более, чем одной из частей моей жизни, перевернутой страницей, на следующий день после того, как я закончу играть в футбол. Поэтому я стараюсь учиться, подготовиться к этому дню. И что может быть лучше, чем заниматься тем, что я люблю, учиться, чтобы лучше понимать среду, в которой я родился и вырос - деревню. Я наткнулся на сайт министерства сельского хозяйства Уругвая и узнал, что любой может учиться, пройти курсы, даже не имея среднего образования, чтобы стать специалистом и в дальнейшем работать в сфере сельского хозяйства.  Меня это заинтересовало, потому что я не завершил свое обучение в школе. Однако у меня есть желание учиться, и я очень рад, что смогу это делать, потому что без хорошего образования тебя не допустят к работе.

Всегда приходит момент, когда нужно сделать выбор между учебой и футболом. Тебе пришлось сделать этот выбор в Уругвае?

Конечно. Я выбрал футбол. По правде говоря, я считаю, что можно заниматься и тем, и другим одновременно. Разумеется, я понимаю, что профессиональный футбол требует огромное количество времени, и изменения графика не делают обучение легче. Но если есть желание, то их можно совмещать. Я этого не сделал, потому что ленился. Потому что предпочитал играть в футбол.

Понимают ли футболисты, что есть жизнь после футбола?

Футболисты живут в своем пространстве, атмосфере, в своем «облаке». Не все, конечно, не стоит обобщать. Но в целом да, необходимо понимать, что нам тоже следует задумываться о будущем. Пускай хотя бы и на 15 минут. Футбол несет тебя, захватывает всем происходящим на этом уровне. Так что известность, СМИ, голы, болельщики, социальные сети, роскошь - все это мешает видеть реальность такой, какая она есть. Думаю, в один прекрасный миг наконец приходит соответствующее понимание.

Когда ты понял, что пора готовиться к тому, что будет после окончания карьеры?

Когда понял, что будущее стало настоящим. У меня еще есть в запасе несколько лет профессиональной карьеры, так что я начал задаваться вопросами. Именно поэтому я записался на курс, посвященный оросительным системам. Благодаря этому я многое узнал о среде, в которой вырос. Поскольку я вырос в центре Уругвая, мне всегда очень нравилась деревня, но само собой, у нас не было возможности вкладывать средства, производить что-либо. Сейчас я получаю образование, потому что хочу открыть предприятие в своей стране в районе и сфере производства, которые мне нравятся. Поэтому я посещаю все эти курсы, и мысленно футбол отходит немного на второй план.

Кавани

Ты веришь в Бога?

У меня католическое воспитание. Но для меня религия - это прежде всего нечто личное. Я учился в католической школе, в которой нас учили религии. Однако со временем становишься взрослее. Многие религии навязывают правила, которым необходимо следовать, словно букве закона. Как по мне, такого не должно быть. Нельзя навязывать или пытаться вбить что-либо людям в голову под предлогом того, что у тебя есть собственное видение мира, которое ты превратил в образ жизни. Потому что если другой человек по-настоящему не чувствует того же, то можно все время пытаться ему что-либо внушить, но это не сработает. Однако я верю в Бога, это то, что придает мне сил в повседневной жизни.

Чем для тебя является религия?

Для меня это нечто большее, чем просто вера в Бога. Это состояние, позволяющее преодолеть важные моменты жизни. Это не только вера в Бога, это также вера в семью, друзей и тех, кто тебя окружает. Я думаю, без этой веры жить невозможно, потому что тогда чувствуется пустота, всегда приходится защищаться, все время полагая, что остальные против тебя. Именно поэтому религия - это нечто личное, и я считаю гораздо более подходящим словом «вера», а не «религия», хотя и уважаю тех, кто понимает это иначе.

Иногда в свободное время ты читаешь. Что именно?

Мне нравятся тяжелые, сложные истории, даже слегка драматичные. Сейчас я читаю роман под названием La fuerza del corazon [«Сила сердца»]. Главный герой в молодости усердно учится, потому что родители всегда подталкивают его к тому, чтобы стать лучше. Так как он хочет, чтобы они гордились им, он учится, работает, становится лучшим, успешно сдает экзамен на адвоката, но осознает, что это не является для них поводом для гордости. И он понимает, что делал все это для того, чтобы родители в нем не разочаровались, полностью отстранившись от того, что нравилось ему, и ему стало грустно. После периода поисков самого себя он понял, что нужно что-то менять, прислушаться к своему сердцу. Он бросает карьеру адвоката и отправляется в путешествие, во время которого встречает огромное количество людей: ученых, философов, социологов. У каждого своя точка зрения, но все сходятся в том, что нужно следовать зову сердца, поскольку сердце - это двигатель, дающий импульс для принятий важнейших жизненных решений. Из этого следует вывод о том, что 90% решений, которые мы принимаем, прислушиваясь к своему сердцу, - это положительные решения.

Есть ли книга о футболе, которая оказала на тебя впечатление?

Сейчас я также читаю Hasta la ultima gota [«До последней капли»], книгу о жизни Фабиана О'Нила [бывшего футболиста сборной Уругвая, впоследствии ставшего алкоголиком]. В этой книге говорится о многом. Такие темы будут популярны всегда - истории о жизни, не о футболе, а о настоящей жизни со страданиями, бедностью, отсутствием доходов, слезами, об известности и провалах...

Это впечатляет тебя больше, чем история и статистика?

Конечно. Я глубоко ценю то, что там идет речь о человеческом аспекте жизни футболиста - не о голах, которые он забил, или выигранных титулах, а о том месте, откуда он родом, тренерах, поверивших в него, о том, кто помог ему сделать шаг вперед, о его успехах, славе и упадке из-за алкоголя.  Это тяжело. Его семья, его бабушка, всегда поддерживавшая его в начале карьеры, уличная жизнь, в полной мере отражающая то, что представляет из себя Уругвай.

Кавани

Тебе довелось поработать с несколькими тренерами: Табарес, Маццари, Блан, сейчас Эмери. Чем они отличаются? Кто тебя больше всех поразил? Я помню пресс-конференцию по случаю назначения Эмери в ПСЖ, когда он сказал: «Эта команда создана для Кавани».

Ну, эту фразу Эмери можно отнести к тому, что я говорил о вере. Очень часто верить в себя помогает тот, кто находится рядом, и в этом случае Эмери поверил в меня. Мне кажется, это является основой всего, ключом в дружбе, в семье. Вера со стороны близких делает тебя сильнее. В ПСЖ я чувствую себя очень сильным, и я доказываю это, потому что тренер считает меня краеугольным камнем в атаке, на позиции, где я чувствую себя лучше всего.

Все тренеры относились к тебе таким образом?

На разных этапах было по-разному. Табарес сразу заметил меня и в качестве игрока, и в человеческом плане. Он всегда верил в меня, даже когда приходилось играть на флангах, потому что на острие играли другие, такие лидеры, как Себастьян Абреу, Суарес или Форлан, в то время, как я был в стороне.

Ты готов отказаться от игры на своей любимой позиции, чтобы выступать за сборную?

Конечно! Клянусь, за сборную я могу сыграть на любой позиции. Табарес предоставлял мне шанс сыграть в стартовом составе, потому что знал, что может на меня положиться. «Маэстро» многому нас научил как на поле, так и за его пределами.

Например?

Чувству ответственности и уважению, которым необходимо обладать по отношению к уругвайской сборной. Это сыграло решающую роль в ЮАР [на Чемпионате мира в 2010 году], а также на Кубке Америки в 2011. Я сохранял этот настрой, и это принесло плоды. Я часто говорю, что мне ничего не доставалось в сборной просто так, я всего добился, преодолев значительные трудности. Табарес постепенно завоевал расположение игроков своими действиями. Такие ценности, как дружеские отношения, являются ключом к успеху в отношениях между учителем и учениками. Они помогли нам многое преодолеть, находясь в сборной.

Что тебя удивило в Эмери?

Его методы работы удивили больше всего. Его профессионализм и внимание к деталям. Это то, что передается ежеминутно. Строгость, перфекционизм. Это тренер, который хочет выигрывать, но по особым правилам, и он пытается донести это командам, которые тренирует. Его желание преуспеть заразительно, и это то, что я почувствовал в ПСЖ.

Какие цели ты ставишь в ПСЖ?

Выиграть все турниры, в которых мы участвуем. Думаю, нам не нужно многое менять, потому что мы все делаем правильно и, учитывая количество трофеев, которые мы завоевали, в целом можно сказать, что мы проделываем хорошую работу. Мы должны сосредоточиться на новых целях, потому что этого требуют наши болельщики, а также потому что этого хотят игроки.

Каким ты видишь на сегодняшний день европейский футбол?

Футбол изменился. Сейчас есть немало выделяющихся команд. Есть команды, играющие хорошо, со стилем. Другие предпочитают отказаться от доминирования, как «Атлетико», знаменитый своим невероятным настроем. Они уже его продемонстрировали и продолжают это делать. Все это приносит удовольствие от игры. Но владеть мячом, как «Барса», сегодня действительно важно.

При Лоране Блане ты не был ключевым игроком в атаке и играл на фланге. Ты даже оставался в запасе. Какие выводы ты сделал из этого трудного периода?

Я многому научился, думаю, в сложные моменты узнаешь гораздо больше. В целом этот период сложился для меня удачно в личном плане, я могу быть им доволен. В Париже я вырос в человеческом плане. Я оказался в обычной для футболиста ситуации. Мне пришлось приспособиться к обстоятельствам, и вот я, как и всегда, хочу сражаться, как и любой уважающий себя уругваец, бороться с трудностями, что у нас всех очень хорошо получается.

Оригинальный текст: Энцо Оливера, La fama, las redes sociales, el lujo… todo te envuelve y no te deja ver la vida real, опубликованный в журнале Líbero #17, лето 2017 г.