6 мин.

6 фактов, которые мы узнали из расследования об убийстве Тишкова

Журналист «Новой газеты» Андрей Сухотин изучил все детали самого громкого и загадочного убийства в российском футболе.

Полная версия расследования на сайте «Новой газеты»

Убийство было заказным

Тишков был убит в ночь с 10 на 11 января 2003 года около своего дома на Дмитровском шоссе. Убийца дождался его у подъезда и нанес не менее 29 частых ударов «пикой» – так в преступном мире называют длинный клинок с четырьмя ребрами. При этом Тишков не получил ни одного обособленного удара, способного привести к моментальной гибели, поэтому смерть наступила только после потери сознания от кровопотери и сдавливания сердца кровью.

Характер и орудие убийства сразу убедили правоохранительные органы в том, что это был заказ. МУР связывал убийство с работой Тишкова в футболе, но для прессы все говорили о бытовом характере происшествия.

Как Тишков попал в агентский бизнес

Тишков задумался о работе агента после конфликта с «Рубином» в 1998 году: казанский клуб не собирался возвращать ему долг в размере 25 тысяч долларов. Когда Тишков все же добился выплаты денег, ему стали поступать угрозы. Дошло до того, что он просил жену не выходить с сыном на улицу. Спустя некоторое время конфликт был улажен, и угрозами больше не беспокоили.

В агентский бизнес Тишкова пригласил его детский друг Максим Чельцов, который тогда был заместителем генерального директора «Сатурна» по работе с молодежью. Хозяином подмосковного клуба был авторитетный бизнесмен Олег Шишканов (Шишкан), с которым Тишков и другие бывшие футболисты периодически устраивали любительские матчи. По протекции Шишканова тогда формировалась группа агентов, в которую должен был войти Тишков.

«Функции планировалось распределить так: Юра — официальное лицо этой неформальной группы, Чельцов — его куратор, а Шишканов — фигура, обеспечивающая высокое покровительство», — вспомнил бывший клубный менеджер на правах анонимности.

Конфликт с Гинером

Зимой 2002 года агентская группа Тишкова оформила первую большую сделку – переход Дмитрия Смирнова из «Торпедо-ЗИЛ» в «Спартак». Именно этот трансфер подвел следствие к первой и единственной официальной версии убийства. Оказывается, Смирнов был близок к переходу в ЦСКА, что спровоцировало конфликт Тишкова с Евгением Гинером.

В 2002 году в «Торпедо-ЗИЛ» были серьезные финансовые проблемы. Во время дачи показаний Смирнов сказал, что не получал зарплату всю осень и поэтому решил обратиться в КДК с просьбой о расторжении контракта. 11 декабря состоялась встреча Смирнова и Тишкова с Гинером, но уже 20 декабря была достигнута договоренность о 5-летнем соглашении со «Спартаком». «Согласно агентскому договору, я должен был ежемесячно выплачивать Тишкову 10% от своей зарплаты», – сказал Смирнов.

Чуть позже прокуратура САО Москвы вынесла поручение на производство отдельных следственных действий. В официальном документе излагалась такая цепочка событий: между руководителями ЦСКА и «Торпедо-ЗИЛ» была устная договоренность о том, что несколько футболистов, в том числе Смирнов, должны были перейти в ЦСКА в счет погашения долга; Смирнов по указанию Тишкова отклонил предложение Гинера из-за невыгодных условий, и из-за этого между президентом ЦСКА и Тишковым в середине декабря возник конфликт.

Интересы Андреева

Работники МУРа рассматривали и вторую версию, которая связана с интересом Тишкова к работе с молодыми игроками «Зенита» Андреем Аршавиным, Игорем Денисовым, Александром Кержаковым и Владимиром Быстровым. Несколько свидетелей подтвердили, что Тишков планировал представлять интересы Аршавина, при обыске в его квартире нашли приложение к контракту игрока с «Зенитом».

За несколько дней до убийства Тишков был в Санкт-Петербурге: с 5 по 9 января он встречался с потенциальными клиентами. Но за Кержакова, Аршавина, Денисова и Быстрова боролся другой агент – Павел Андреев.

«Андреев, по словам знакомого с ним функционера, был под опекой Сергея Николаевича Лалакина (Лучок), обладавшего колоссальным влиянием в Подольске и Московской области и водившего дружбу с большими чиновниками, включая тогдашнего президента РФС Вячеслава Колоскова», – отмечается в расследовании.

«Естественно, в знак уважения он передавал часть вырученных от футбола средств своим товарищам из Подольска», — сказал собеседник «Новой газеты».

Знакомые Тишкова вспоминали, что после возвращения из Питера тот выглядел очень напряженным. «В какой-то момент он даже обронил: «Володь, может, повозишь меня ближайшее время?» Он сам был автолюбителем, но почему-то ему нужен был еще человек. Возможно, чтобы спокойнее себя чувствовать», – сказал брат Тишкова.

Спустя сутки после возвращения из Санкт-Петербурга Тишков был убит.

«Вскоре футболисты «Зенита» заключили агентские соглашения с Павлом Андреевым. Часть доходов от работы с футболистами «Зенита», по словам знакомого с Андреевым функционера, была направлена представителям Раменского района Московской области».

Фоторобот убийцы

Увидеть убийцу Тишкова могли как минимум три человека – житель дома, сторож автостоянки и неизвестный мужчина с собакой. На следующий день после убийства у следственной группы был фоторобот убийцы.

Несколько человек, которых «Новая газета» ознакомила с фотороботом, сказали, что этот человек похож на известного в криминальном мире Мишу Чебрика – это профессиональный боксер, член подольского преступного сообщества, куратор нескольких футбольных агентов.

Адвокат матери Тишкова Василий Грищак предположил, что заказчики убийства неслучайно наняли непрофессионального убийцу. «Возможно, это была такая акция устрашения. Сигнал всем тем, кто пытался привнести в футбол иные стандарты (а такие желающие тогда были): не лезьте, пощады не будет!»

Дело заглохло

Мама Галина Тишкова уверена, что следствию мог бы помочь Максим Чельцов, который выводил Юрия на агентский рынок: «Я и следователю говорила: Максим знает больше, чем говорит. Но он ни разу с тех пор не вышел на связь, ни разу не позвонил».

Чельцов, в свою очередь, и на допросе, и на траурных церемониях говорил о бытовом характере убийства. По данным источников «Новой газеты» в правоохранительных органах, «последние несколько лет он проживает во Франции, использует европейский номер и лишь изредка наведывается в Москву, где его сопровождает вооруженная охрана».

Почему дело так и заглохло, а Чельцова не допросили снова? Адвокат Василий Грищак ответил так: «В прокуратуре мне сказали примерно следующее: «Этим делом не округ должен заниматься, а как минимум город, а то и Генпрокуратура. Поднимите его выше — и будет результат». Люди, которые могли посодействовать, остались безучастны».

Полная версия расследования на сайте «Новой газеты»

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин