4 мин.

По теме Бодо

Последняя статья Бодо о Федерере, перевод которой мы опубликовали, в очередной раз породил во мне бурю, увы, бесплодных сожалений. К сожалению, у нас нет тех традиций теннисной журналистики, какие есть на западе, у нас нет своих Тиньоров и Бодо. Их можно любить, не любить, соглашаться или не соглашаться, но нельзя не признать, что мастеров такого уровня у нас просто нет. Чтобы владели предметом на таком же уровне, чтобы были также преданы теннису и чтобы писали о нем также хорошо.

У нас нет таких многомудрых «старцев», у которых могло бы учиться уму разуму молодое поколение – я, например. Эх, где же вы молодые талантливые авторы, приходите ко мне, я буду вас холить и лелеять, и может быть со временем из вас вырастут будущие Тиньоры и Бодо. У нас нет таких, кого мне как рядовому любителю тенниса было бы приятно почитать утром под кофеек. «Надаль выглядел человеком, занятым строительством корабля в бутылке. Федерер выглядел как человек, которому нужно выпить». Уже одна эта фраза искупает все недостатки Бодо, если они у него есть, и оправдывает все годы его существования как теннисного журналиста. Какое точное и емкое сравнение – в нем весь стиль Надаля, вся психология его игры. У нас нет тех, кто мог бы очередной своей статьей вызвать у коллег по цеху, например, у меня, такой эмоциональный резонанс и подтолкнуть высказаться на ту же тему – с чем-то согласиться, с чем-то нет, какое-то положение коллеги «развернуть», заострить на нем внимание, и тем самым произвести на свет божий некий новый продукт.

Ну все, кажется мой жалобный поток иссяк и теперь можно перейти к делу. Бодо вызвал у меня тот самый эмоциональный резонанс, и теперь я тоже хочу высказаться на данную тему, поэтому последний выпуск фотографий откладывается до завтра.

Первое, что привлекло мое внимание в статье Бодо, это положение с… противопоставлением что ли – Федерера Роддику, с которого все и начинается. С ним, с этим положением, я не то чтобы хочу поспорить, я еще не знаю, я просто хочу его развить и посмотреть, куда это приведет.

Энди мне все чаще напоминает задорную такую старушонку, которая ездит до магазина на роликах, слушает плеер и обсуждает с внуками целесообразность приобретения новых гаджетов для мобильного телефона. Бабуля впала в детство, и это определенно диагноз, но нельзя не признать, что ее организм нашел, наверное, самый прелестный способ нарушить функционал мозга с тем, чтобы забыть уже не о надвигающейся старости, а о приближающейся смерти. Целей у нее как таковых нет и быть в таком возрасте уже не может, а это детское стремление осваивать новые горизонты не что иное как попытка повысить качество своей жизни, попытка, грубо говоря, расслабиться и получить удовольствие.

Энди похож на эту старушку в первую очередь тем, что ставить себе какие-то глобальные цели он уже не может, особенно те, которых он не добился что называется «при жизни», потому что сейчас он в туре без пяти минут пенсионер. Какие конкретные цели он сам себе может поставить кроме как вернуться в Топ-5 и остаться там благодаря стабильным результатам и хорошей игре? Научиться играть на грунте? Снова стать первой ракеткой мира? Выиграть турнир «Большого шлема» пробившись через весь «основной состав»? Я думаю, что вряд ли он ставит перед собой такие цели, и вряд ли он ставит такие цели перед каждым своим новым тренером, иначе ни один не согласился бы его тренировать. Он расстается с тренером, когда проигрывает Кольшрайберу в третьем круге Australian Open. Это веская причина, это повод. В футболе за сопоставимое тренеры сами уходя в отставку. Но будет ли для него поводом для расставания, если он будет проигрывать только лучшим игрокам и только изредка давать сбои, достаточно редко, чтобы это можно было списать на погрешность? Я думаю, что нет. Мне кажется, для Энди новый тренер это просто возможность черпать вдохновение для текущих выступлений и возможность продолжать чему-то учиться. Это ориентация скорее на процесс, чем на результат. Он чувствует себя молодым и свежим не по годам, как та старушонка, он любит играть, любит соревноваться и не хочет никуда уходить, а чтобы продолжать играть в его возрасте и получать от этого удовольствие, нужно обзавестись хоть какой-то мотивацией в виде приобретения новых навыков.

У меня сложилось впечатление, что Бодо этим упоминанием Роддика как бы напутствует Роджеру. Он как бы говорит ему брать с Роддика пример, брать пример с парня, который проводит в жизнь философию – никогда не поздно начать жизнь сначала, никогда не поздно что-то изменить. Это, мне кажется, очень по-американски. Конечно, эта установка «никогда не сдаваться» сама по себе очень хороша, никто не спорит, но у нее есть один-единственный малюсенький недостаток. Даже если вы сызмальства верите или же в сознательном возрасте уверовали в то, что никогда не поздно – это еще не значит, что действительно не поздно. Особенно, если вы Роджер Федерер, если вы имеете совсем отличную от роддиковой легенду в туре и если у вас, в отличие от Энди Роддика, есть самая что ни на есть глобальная и самая что ни на есть конкретная – цель.

Продолжение завтра, так что фотографии, наверное, переносятся на послезавтра.